Не мыслям надобно учить, а мыслить.
И. Кант.
Цели:
а) продолжить работу по культуре речи; формировать речевые умения отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, учить совершенствовать устную речь;
б) обобщать речевую память путем художественно-образного познания мира, развивать ассоциативную память, создавая условия для творчества;
в) воспитывать наблюдательность, языковое чутье, прививать любовь к языку, стимулировать речетворчество учащихся, основывая его на самореализации и самоуправлении.
Оборудование: речетворческая карта, синквейн (приложение 1), лист самооценки (приложение 2), звезда с символами, словари (символов, русского языка, энциклопедический), тексты художественных произведений и стихотворений, музыка классическая (спокойная).
Педагогическая технология – технология мастерских.
Ход урока
I этап – Погружение в тему
Какие термины нам необходимы для успешного сотрудничества на сегодняшнем уроке. Давайте повторим их.
Словарь: лингвоэкология, слово, образная речь.
(Цели урока кратко.)
Слово учителя. (Речетворческий тренинг).
Наш современник Д. С. Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владевший русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал:
«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому человеку любой профессии, ученому, инженеру, экономисту, следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли».
Поэтому мы сегодня попытаемся следовать словам великого Канта «Не мыслям надобно учить, а мыслить».
Стихотворение Е. Наумовой «Разговор с сыном о звезде». Опережающее задание.
Попробуйте, прослушав диалог сына с матерью, определить основную мысль стихотворения.
Однажды мой сын мне сказал по секрету:
– Я звездочку с неба достану во-о-н эту.
Сачком ли, крючком ли, другим ли предметом –
Увидишь, достану я звездочку эту.
Когда вы уснете, залезу на крышу,
А с крыши высокая звездочка ближе.
Я спорить не стала:
– Допустим, ты сможешь,
Достанешь ты звездочку эту.
И что же?
– Ее поселю над кроваткой своею.
И будет нам с нею вдвоем веселее.
– А если в твоем уголке, вся в печали,
По звездному небу она заскучает?
Но сын не сдавался:
– На кухне поселим.
На кухне теплее, светлее, вкуснее…
Я тихо вздохнула:
– И даже на кухне
Без неба звезда твоя сразу потухнет.
II этап – Осмысление темы, работа над словом.
Беседа по основной мысли стихотворения.
1) Какое слово повторяет малыш и почему он хочет поселить звездочку именно над своей кроваткой? (С ней веселее.)
2) А почему о звезде, о мечте он говорит по секрету?
Итак, у каждого из нас своя звезда, как и у этого малыша.
Звезда как нравственный стержень, не позволяет человеку оступиться, потерять веру в себя. Она, путеводная звезда, сопровождает человека. Она согревает, заставляет восхищаться, любоваться, дарит надежду, свет.
Давайте предоставим слово нашим лингвистам, работавшим с различными словарями (значение слова – звезда).
Словарь символов.
Превосходство, постоянство, предводительство, защита, бдительность, устремленность. Древние верили, что звезда управляет человеческими судьбами, считали их божествами или помощниками божеств.
Словарь русского языка.
а) небесное тело, состоящее из распыленных газов (плазмы);
б) о человеке, прославившемся в какой-либо сфере деятельности, о знаменитости;
в) геометрическая фигура с остроконечными выступами; фигура с лучами.
Энциклопедический словарь. Славянская мифология. Тресиддер Дж. Словарь символов.
Это небесные тела, соотносимые с судьбами людей и оказывающие влияние на земные события.
А если бы мы работали со словарем фразеологизмов (словарь русского языка в 4-х томах).
Какие фразеологизмы со словом звезда вам известны?
(– Родиться под счастливой звездой.
– Восходящая звезда, путеводная.
– Звезда первой величины.
– Звезд с неба хватать.)
Художественная игра – воображение.
А теперь, ребята, какие слова-образы, ассоциации возникли у вас со словом звезда на основе услышанного, увиденного и прочувствованного. Запишите 4–5 слов. (Ночь, красивая, вселенная, космос, загадка, тайна, секрет, бездна, необъятное.)
Обратите внимание: на большой звезде много маленьких звездочек. Символом, какой идеи является ваш конкретный знак. Поделитесь своими мыслями на ваших речетворческих картах. (Символ красоты, счастья, недосягаемости, мечты, надежды.)
III этап – Процесс создания собственных мыслей
Для создания собственных мыслей обратимся к строчкам из различных стихотворений, ведь образ звезды часто появляется в творчестве поэтов, живописцев, композиторов.
Проведем поэтическую перекличку звездных стихотворений, включающих слово «звезда» и однокоренное с ним. (Ответы детей.)
Собственное исследование по современным песням о звезде провели некоторые ребята. Послушаем их.
А вот картина Н. Рериха, художника, достигшего международной славы, путешественника, борца за мир, защитника культурных ценностей планеты, создавшего более 7000 картин (журнал «Детская литература», с. 58).
Картина «Звезда». (Демонстрация.)
– Это духовное наследие, где осознание высшего мира – космоса.
(Музыка.) Заполнение синквейна «Моя звезда».
IV этап – Результат речетворчества.
Послушаем, что означает звезда для каждого из вас, постарайтесь слушать друг друга и запомнить строчки, затронувшие вас. (Ответы детей.)
«Что для меня звезда? Звезда на черном небе – это непостижимая загадка, тайна. Она увлекает меня, зовет своим далеким светом, заставляет задуматься о вечном, оторваться от земных забот и ощутить себя песчинкой в мире Вселенной.
Хочу стать звездой для себя, и в мире появиться еще одно созвездие».
Стихотворение ученицы
Звезда я сна, звезда прекрасна.
И в темном небе светит мне.
Горит в полночный час ночи,
Гори, свети звезда в тиши!
Но как же ночью мне заснуть,
Когда мне хочется летать
Среди твоих бескрайних дум.
Ты спишь, звезда
Ты видишь сны?
Но все же ты горишь в ночи!
Заключительное слово учителя.
Итоги урока: Мы живем среди образов и символов, сегодня мы попытались создать свою звезду. Эта встреча придала вам уверенности в своих творческих возможностях, потому что вы все способны, стоит только поверить в себя.
Вам помогли наблюдательность, языковое чутье и незримо присутствовал лингвистический микроскоп.
Рефлексия. Заполнение синквейна под стихотворение И. Анненского «Средь миров».