Интегрированный урок по окружающему миру, экологии и ОБЖ "Клещи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с разновидностями клещей, стадиями его развития, способами питания и передачи инфекционных заболеваний;
  • расширять кругозор учащихся;
  • формировать умения действовать в экстремальных ситуациях, оказывать первую помощь в случае укуса клеща, вести агитационную работу среди населения по предотвращению клещевого энцефалита;
  • развивать интерес к живой природе, к истории Дальнего Востока;
  • воспитывать экологическую культуру, культуру поведения в лесу.

Оборудование:

  • таблицы «Клещи», «Стадии развития клеща»;
  • физическая карта России, карта полушарий;
  • карточки-тесты;
  • таблички «яйцо», «личинка», «нимфа», «взрослый клещ»;
  • альбомные листы, фломастеры;
  • таблички «энцефалит», «вакцинация».

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока

Уважаемые ребята, сегодня мы проведем необычный урок. Нам предстоит решение очень важной проблемы – здоровья людей.

В нынешнее время жизнедеятельности населения  планеты угрожает большое количество различных факторов. Это и проблемы экологии, и природные катастрофы и катаклизмы, это и опасные животные и насекомые.

Нашему далекому предку, одетому в звериную шкуру, не нужно было объяснять, что такое животные и насекомые, несущие людям смерть и болезни. В те времена человек ещё не был царем природы, и чтобы благополучно вернуться в родную пещеру, он должен был обязательно знать опасных животных и их повадки. Эти знания передавались из уст в уста, от поколения к поколению, как книга жизни.

Одну из страничек этой книги нам предстоит сегодня изучить и донести полученную информацию до как можно большего числа людей. Речь пойдет о клещах. Мы узнаем, какие бывают клещи и чем опасны их укусы. А также подготовим проекты агитационных листовок против клещевого энцефалита.

2. Основная часть

А) Блиц-опрос.

Для начала проведем небольшой блиц-опрос, с целью выявления имеющихся у вас знаний по теме «Клещи».

  1. К какому отряду относятся клещи? (паукообразные)
  2. Сколько лапок у клеща? (восемь)
  3. Чем питаются клещи? (кровью крупных животных и человека)
  4. Назовите стадии развития клещей. (яйцо–личинка–нимфа–клещ)
  5. Как называется заболевание, вызываемое вирусом, который переносит клещ? (энцефалит)

Вот о том, как сберечь свое здоровье, как предотвратить заболевание энцефалитом мы и будем говорить. А для начала я расскажу о разновидностях клещей.

Б) Рассказ учителя о разновидностях клещей.

С клещами человечество знакомо ровно столько, сколько само существует на белом свете (на доске вывешивается таблица «Клещи»). Где только не поселились вездесущие клещи! 200 видов освоили жизнь в морях и океанах, а на суше их и того больше. Познакомимся с некоторыми из них.

  1. Персидский клещ (малэ). Обитает этот клещ  в Египте (показать на карте Египет). Раньше считалось, что его укус смертелен, причем кусать насмерть этот клещ обожал исключительно иностранцев. Позже ученые выяснили, что сам по себе малэ не ядовит, зато является переносчиком широко распространенной в Египте и тогдашней Персии лихорадки. Поскольку местные жители переболевают ею в детстве и имеют иммунитет, укус на них не отражается.
  2. Чесоточный клещ. Эти клещи весьма зловредные и крошечные (0,2 миллиметра длиной) вызывают очень неприятную болезнь – чесотку. Они прогрызают в коже животных и человека целые «туннели»-ходы и откладывают там свои яйца.
  3. Сырный акар. Некоторые люди этого микроскопического клещика просто обожают. Акар очень любит старый сухой сыр и, постепенно его поедая, клещ медленно превращает сыр  в пыль, которая уже по большей части состоит из его чешуек и помета. Понимающие гурманы просто обожают такой переработанный сыр.
  4. Таежный клещ из рода Иксодес (иксодовый). На данной разновидности клещей остановимся более подробно. Как только в тайге начинает сходить снег, из укромных мест появляются перезимовавшие таежные клещи. Охотиться они начинают уже при одном–двух градусах тепла. Добычу свою отыскивают при помощи хорошо развитого обоняния, но и зрение у них тоже развито неплохо. Двигающегося человека клещ видит с десяти метров. Ползает он очень медленно, поэтому выбирает место для засады и ждет приближения жертвы. Место ожидания определяется по запаху следов человека или крупных млекопитающих. Подстерегающий жертву клещ сидит скрытно, не на верхушке травинки, а где-нибудь пониже, крепко ухватив травинку лапками. Однако запах приближающегося человека хищник при благоприятном ветре чует с двадцати метров, вот тогда он взбирается наверх и вытягивает лапки, готовясь уцепиться за прохожего. На крупных животных охотятся взрослые клещи. Подростки, так называемые нимфы, подстерегают мелких грызунов и землероек, а личинки-детки должны хорошо поесть крови, только после этого личинка превращается в нимфу. Нимфа питается ещё раз и превращается во взрослое насекомое. Взрослый клещ напивается крови в третий раз, чтобы найти самку, если это самец, или отложить яйца, если это самка. Так что за свою жизнь клещ должен питаться не менее трех раз. Два раза на мелких животных и один раз – на крупных.

Прошу вас ещё раз внимательно проследить стадии развития клеща, т.к. нам это будет необходимо во время разговора о клещевом энцефалите.

Задание: при помощи карточек выстроить на доске цепь стадий развития клеща.

Физкультурная пауза.

В) Фронтальная беседа с классом.

Вопрос к классу: Как поступить, если вы обнаружили присосавшегося клеща? Кто может поделиться опытом оказания первой помощи при обнаружении клеща? (Выслушиваются ответы и краткие рассказы  детей.)

Вывод. Отрывать присосавшегося клеща ни в коем случае нельзя – «головка» останется в коже  и вызовет воспаление, гораздо более опасное, чем сам укус. Лучше всего прижать к клещу пузырек со спиртом или одеколоном, и клещ отпадет сам. Если клеща не трогать, то он сосет кровь около суток, увеличивая объем своего тела примерно в 200 раз и достигая размера крупной горошины, после чего отпадает.

Но главный вред клещей не в их укусах, а в переносимых ими болезнях, например клещевом энцефалите.

Г) Рассказ учителя об истории исследования энцефалита.

(На доску вывешивается карта России.)

Издавна в наших лесных дальневосточных районах было известно очень тяжелое заболевание, которое практически не поддавалось лечению, поскольку врачи не могли установить причину болезни. Эта болезнь быстро уносила жизни многих людей. В конце 30-х годов прошлого века, когда началось интенсивное освоение Дальнего Востока, когда в дремучей тайге стали строить новые поселки и города, возросла заболеваемость людей этой болезнью, из Москвы и Ленинграда на Дальний Восток были направлены три крупные экспедиции для изучения природы ранее неизвестного заболевания. В состав экспедиций входили вирусологи, эпидемиологи, зоологи, паразитологи и другие специалисты. Ежедневно и ежечасно ученые подвергались смертельной опасности, рискуя заразиться неизвестной и поэтому особенно страшной болезнью.

Однажды в больнице таежного поселка больная женщина сообщила, что за несколько дней до заболевания она в тайге обнаружила у себя на теле впившегося клеща. Это обстоятельство заставило ученых обратить самое пристальное внимание на клещей как возможных виновников этой болезни. Так была раскрыта «живая» причина болезни. Заболевание назвали весеннее–летним клещевым энцефалитом.

Вопрос. Почему именно весеннее–летним? (Весеннее–летним потому, что заражение при укусе клеща  происходит  только весной или летом.)

Но возник еще один вопрос, каким образом вирус попадает в тело клеща? Как удалось выяснить впоследствии, в организм клеща вирус попадает от зараженного дикого животного, на котором клещ паразитирует, питаясь его кровью. Дикие животные служат резервуарами (хранителями) вируса клещевого энцефалита в природе. В их организме возбудитель способен сохраняться длительное время. Клещи, питаясь на каком-нибудь зараженном зверьке или птице, всасывают вирус вместе с кровью. Проникая во все органы клеща, вирус в них размножается и сохраняется в течение всей жизни паразита и даже передается по наследству. В результате этого инфицированными становятся все последующие стадии развития клеща. Зараженные личинки, нимфы, и взрослые клещи способны инфицировать любое здоровое животное, которое в свою очередь становится носителем возбудителя клещевого энцефалита. Так происходит постоянная циркуляция вируса в природе. Человек для возбудителя болезни является тупиком: от больного человека здоровому вирус не передается.

3. Закрепление и проверка полученных знаний.

Сейчас для закрепления полученной информации и перед началом заключительного этапа нашей работы я предлагаю вам выполнить задания теста «Что мы узнали о клещах». При выборе правильного ответа прошу вас вписывать буквы, соответствующие верному ответу, в таблицу внизу листа. (Учащиеся выполняют тест.)

Тест «Что мы узнали о клещах?»

1. Как называется таежный клещ?

Э – игрековый
Ю – иксовый
Я – иксодовый

2. Персидский клещ называется…

И – малэ
К – малу
Л – балу

3. Сырный клещ…

А – амар
Б – амур
Ц – акар

4. Болезнь, вызываемая особым вирусом, переносимым таежным клещом…

А – энцефалит
Б – радикулит
Ц – стоматит

5. Какое чувство помогает клещам разыскивать добычу?

Н – обоняние
Л – осязание
О – слух

6. Ползает клещ…

Й – быстро
И – медленно

7. За свою жизнь клещ должен питаться не менее…

Б – 30 раз
Ц – 3 раз
Д – 300 раз

8. Зоологи детенышей клещей называют личинками, а подростков…

Ё – фифами
К – нимфами
Л – рифмами

9. Присосавшись, клещ может увеличить свой объем …

М – в 2 раза
Д – в 20 раз
А – в 200 раз

10. Чесоточные клещи имеют длину…

А – 2 см
Б – 2 мм
В – 0,2 мм

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

А теперь прочтите с конца слово в таблице и вы узнаете о том, что может спасти от опасности человека.

Действительно, чтобы уберечься от этого страшного заболевания, надо делать профилактические прививки, а посещая лес – почаще осматривать свою одежду.

4. Работа в творческих группах. Создание проектов агитационных листовок

А) Вот теперь нам предстоит разделиться на творческие группы для создания проектов агитационных листовок, которые будут призывать население серьезно относиться  к проблеме клещевого энцефалита.

Б) (Класс делится на группы по 4–5 человек, каждая группа получает альбомный лист и фломастеры).

Цель работы определена. Форму, стиль, жанр группа выбирает на свое усмотрение.

Желаю всем творческой работы.

В) Подведение итогов работы групп.

(Листовки вывешиваются на доске, и выбирается наиболее удачная, интересная, необычная и т.д.)

Предлагаю вам продумать план распространения листовок и приступить к его реализации.

5. Итог урока.

  1. Что нового для себя вы узнали сегодня?
  2. Делали ли вы раньше профилактические прививки? Будете ли делать впредь?
  3. Понравился ли вам урок?
  4. Станете ли вы теперь активными агитаторами за вакцинацию против клещевого энцефалита?

Желаю всем всего хорошего!

Литература

1. А.Е.Тихонова «Живой мир Приамурья». Краеведческие материалы к школьным курсам биологии и экологии. – Хабаровск; Риотип», 1999.
2. А.Ю.Целлариус «Я познаю мир». Детская энциклопедия. – М.; Астрель, 2003.
3. П.Р.Ляхов «Я познаю мир». Детская энциклопедия. – М.; Астрель, 1998.
4. Л.И.Никитина «Тайна таёжного клеща». Учебное пособие для средней школы. – Хабаровск; Хабаровское книжное издательство, 1995.