Урок по теме "Нефть и ее переработка"

Разделы: Химия


Концептуальная цель предмета:

  • развитие аналитического и ассоциативного мышления учащихся.

Стратегическая цель урока:

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развитие информационной компетентности и компетентности решения проблем.

Задачи:

  • познакомить учащихся с составом нефти, фракционной перегонкой и областями применения нефтепродуктов;
  • изучить понятие “октановое число бензинов”;
  • рассмотреть проблемы нефтяных загрязнений.

Проблема: учащиеся не знают состав нефти и способы её переработки.

Проблемный вопрос: что называют “чёрным золотом” и почему?

Оборудование и реактивы:

  • презентация, медиапроектор, экран;
  • коллекция “Нефть и продукты её переработки”;
  • карточки с заданиями для повторения;
  • нефть, стакан с водой, фарфоровая чашка, спички, керамическая пластинка, демонстрационный столик.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Карточка 1. Напишите уравнение реакции полного сгорания метана.

Где это использует человек?

Карточка 2. Природный газ используют для получения различных веществ в органическом синтезе. Составьте уравнения реакций получения из метана сажи, водорода, этена, этина.

Фронтально: сравните по составу и областям применения природный и попутный нефтяной газы.

III. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: что называют “чёрным золотом” и почему? (Cлайд 1). Презентация

Тема урока: “Нефть и её переработка” (Cлайд 2)

Цель урока: (называют учащиеся)

  • изучить состав, свойства и способы переработки нефти.

Учитель предлагает 1 учащемуся на уроке выполнить роль секретаря-референта и по ответам одноклассников сделать выводы, которые зафиксировать в компьютере.

Задание: запишите химическую формулу нефти.

Учащиеся отвечают, что это невозможно сделать, т. к. у нефти очень сложный состав, а также нефть – это смесь веществ.

1. Состав нефти.

Задание: изучить состав нефти различных месторождений на основе анализа таблицы (слайд3)[5].

Выводы: 1) состав нефти зависит от месторождения,

2) в состав нефти входят различные углеводороды.

2. Теории происхождения нефти – сообщение учащегося (cлайд 4) [4].

Вывод: состав нефти зависит от её происхождения.

Задание: назвать нефтяные месторождения России и Пермского края (слайд5).

3. Территории нефтяных месторождений Пермского края:

  • Верхне-Чусовские городки – самое первое месторождение нефти в Пермском крае;
  • Чернушинский район;
  • Осинский район;
  • Добрянский район (Полазна, Ярино);
  • Бардымский район;
  • Краснокамский район.

4. Из истории добычи и использования нефтисообщение учащегося [2, 4, 5].

5. Добыча и транспортировка нефти (слайды 6, 7) [3].

6. Физические свойства нефти – демонстрация образца нефти, горения вещества с комментариями учащихся, записи в тетради.

Задание: предложите способ разделения нефти, если это смесь веществ (этот способ основан на разнице температур кипения веществ).

7. Первичная переработка нефти – фракционная перегонка (дистилляция).

Задание: по учебнику прочитать текст о фракционной перегонке и использовании нефтепродуктов, рассмотреть коллекцию “Нефть и продукты её переработки”, сделать записи в тетради (слайд8).

Вопрос: почему для разных видов транспорта используют разное топливо, а для разных автомобилей разные марки бензина?

8. Октановое число бензинов – работа с учебником, записи в тетради (слайд 9) [1].

9. Переработка и использование нефтепродуктов в Пермском крае АО “Пермнефтеоргсинтез” – ПНОС (слайд 10).

10. Загрязнение водоёмов и способы очистки воды от нефти (сообщения учащихся) [3, 4].

IV. Рефлексия.

Объясните слова Д. И. Менделеева, который сказал:

“ Нефть – это не топливо, топить можно и ассигнациями” (слайд 11).

Ответы на проблемный вопрос:

  • блестит, как золото;
  • такая же дорогая, как золото;
  • из нефти можно получить много различных веществ, это ценное химическое сырьё.

V. Домашнее задание:

  • изучить §10, стр. 58–60;
  • записать в тетради продукты перегонки нефти, их состав и использование;
  • подготовить сообщение на тему: “Этилированный бензин, его действие на организм человека”.

Библиографический список

  1. Габриелян О. С., Маскаев Ф. Н., Пономарёв С. Ю., Теренин В. И. Химия. 10-й класс , М.: Дрофа, 2003., с.58–60.
  2. Заикина Е. А. Семинарское занятие “ Природные источники углеводородов”/Химия в школе, 2002, № 7, с.46–50.
  3. Табер А. М. Нефть – прошлое, настоящее, будущее. М.: Просвещение, 1987.
  4. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Глобус, 2007. С. 175–199.
  5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия /Главный ред. В. А. Володин. – М.: Аванта +, 2001. С. 576–579.