Актуальность: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Для успешной сдачи ЕГЭ ученик должен продемонстрировать не только владение материалом курса, но и владение рядом универсальных навыков: анализа и планирования, рассуждения, выделения проблемы, презентации решения. Вместе с тем, стартовые возможности учеников неоднозначны, несформирована практика и культура педагогических измерений. Традиционно российская система образования развивалась как система, ориентированная на процессуальные нормы и стандарты. Введение ЕГЭ должно было создать условия для становления общероссийской системы оценки качества образования по конечному результату. Разногласия между традиционным подходом в оценивании и методологической основой ЕГЭ стали концептуальной основой данного проекта.
Цель проекта: обеспечение доступной, достоверной информации по организации и проведению ЕГЭ всех членов образовательного процесса
Задачи проекта: оказание психолого-педагогической помощи в подготовке учащихся к ЕГЭ; информирование родителей, оказание консультационной помощи; методическая, информационная, организационная и иная помощь учителю-предметнику по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Сроки выполнения проекта: один год
Этапы выполнения проекта:
1 этап – диагностический (сентябрь-ноябрь) – диагностика всех членов образовательного сообщества, выделение основных проблем . Диагностируется степень владения учителями тестовой технологией, степень информированности родителей о ЕГЭ,
определяются основные универсальные навыки учащихся.
2 этап – организационный (ноябрь-декабрь) – изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению ЕГЭ, изучение и анализ инструктивно-методических писем по итогам государственного экзамена по различным предметам,проведение педагогического совета по вопросам ЕГЭ, выработка рекомендаций всем участникам образовательного процесса.
3 этап – организационно –практический (январь-март) : создание творческой группы учителей по реализации рекомендаций, полученных в ходе педагогического совета, разработка плана реализации проекта .
4 этап – практический (март-апрель) – проведение семинаров- практикумов для учителей предметников, проведение родительских собраний по информированию о целях и структуре ЕГЭ (Приложение №1), организация “ репетиционного” ЕГЭ, разработка электронных презентаций по проведению ЕГЭ по всем предметам (Приложение №2), психологические консультации, тренинги.
5 этап – аналитический (июль-август) – анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов, расширение рамок проекта (по необходимости)
Участники проекта: педагоги-психологи, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, руководители методических объединений и кафедр, классные руководители 11 классов, учащиеся 11 классов, родители.
Проблемное поле (риски проекта): несовершенство базисного учебного плана, недостаточное количество часов на изучение предметов, нелигитимность ЕГЭ по предметам, недемократичность (отсутствие выбора),нетехнологичность и субъективизм при оценивании (особенно части С), несовершенство Кимов (для общеобразовательных и профильных классов),недостаточное владение учителями тестовыми технологиями, “человеческий” фактор организаторов ЕГЭ, психологические особенности (трудности) как ученика, так и учителя- предметника.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое: наличие специально подготовленных кадров: экспертов ЕГЭ, педагогов-психологов, педагогов, имеющих опыт работы в пункте приема экзаменов (ППЭ).
Методологическое: школа-участник федерального эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования с 2001 года. Экспериментально, задания в форме ЕГЭ выполнялись учащимися практически по всем образовательным областям. Материально-техническое: наличие достаточной базы компьютеров, свободный доступ к Интернет, специальный банк электронных тренинговых заданий по подготовке к ЕГЭ.
Показатели эффективности проекта, предполагаемые изменения: применение прогрессивных, в том числе тестовых технологий в учебном процессе, обновление содержания образования по всем предметам, смена профессионального самосознания учителя, повышение доступности высшего образования, обеспечение преемственности высшего и школьного образования, положительные мотивационные, психологические установки на ЕГЭ всеми участниками образовательного процесса, высокое качество знаний выпускников старшей школы, стабильно высокие показатели ЕГЭ.
Направления работы для практической реализации проекта:
Направление 1: работа с педагогическим коллективом. Задача направления- повышение профессиональной готовности педагогов к проведению ЕГЭ. Внедрение тестовой технологии на всех, начиная с начальной школы, этапах обучения. Обучение организаторов ЕГЭ.
Направление 2:работа с учащимися. Задача направления- качественная психолого-педагогическая подготовка учеников с сдаче ЕГЭ, повышение качества образования, обеспечение преемственности и доступности профессионального образования, развитие универсальных навыков.
Направление 3: работа с родителями. Задача направления- информированность родителей, психолого-педагогическая помощь и консультирование.
План реализации проекта
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Раздел 1 Нормативно-правовое обеспечение | |||
1. | Изучение нормативно-правовой базы проведения ЕГЭ в 2008 году. | Ноябрь-май | Администрация школы |
2. | Подготовка локальной
нормативно-правовой базы, регламентирующей
подготовку и проведение ЕГЭ: - положение об итоговой аттестации Положение о промежуточной аттестации - инструкции для всех участников ЕГЭ - приказ о подготовке и проведении ЕГЭ |
Март-май | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Раздел 2 Работа с педагогическим коллективом |
|||
1. | Проведение педагогического совета “Мотивационные установки всех членов образовательного процесса на организацию и проведение ЕГЭ” | ноябрь | Директор |
2. | Заседание методических объединений учителей –предметников по содержанию и правилам подготовки учащихся к ЕГЭ. Подготовка электронных презентаций по предметам по ознакомлению учащихся и родителей с особенностями сдачи ЕГЭ по предмету. | январь | Руководители методических объединений |
3. | Проведение инструктажей-совещаний по
вопросам подготовки ЕГЭ: - с классными руководителями - с учителями-предметниками - с учащимися - с родителями |
Январь-март | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
4. | Подготовка и утверждение расписания, размещение документов на информационном стенде | май | |
5. | Подготовка методических пособий (тренировочных тестов) по предметам | март | Руководители методических объединений |
6. | Контроль за своевременным выполнением программ | Сентябрь-май | Администрация |
Раздел3 Работа с учащимися |
|||
1. | Подготовка памятки для выпускника, участвующего в ЕГЭ | Апрель | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
2. | Подготовка информационного стенда для учащихся 11 классов | Март | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
3. | Создание консультационного центра для учащихся | Январь | Психолог |
4. | Оформление письменных заявлений учащихся выпускных классов о выборе экзаменов по ЕГЭ | Март | Классные руководители |
Раздел 4 Работа с родителями |
|||
1. | Общешкольные родительские собрания | Январь | Администрация |
2. | Индивидуальные консультации психологов “Как снять стресс экзамена” | Март-май | Психологи |
3. | Информационная встреча с экспертами ЕГЭ | Май | Администрация |
4. | Информационный стенд для родителей “Готовимся к ЕГЭ” | Апрель | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
5. | Организация горячей линии по проведению подготовки к ЕГЭ | Апрель-июнь | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |