Урок изобразительного искусства и художественного труда

Разделы: МХК и ИЗО


ЦЕЛЬ: Формирование художественной культуры младших школьников, как неотъемлемой части их духовной культуры.

ЗАДАЧИ: Развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное, добро и зло. Воспитание творчески активной личности. Обучение языкам искусств (аппликация с элементами бумажной пластики, эмоциональное звучание цвета и линии).

ТИП УРОКА: Изучение нового материала.

МЕТОДЫ:

  • метод широких ассоциаций;
  • метод поэтапного открытия;
  • поисковый метод;
  • метод выбора в системе ограничения;
  • единство восприятия и созидания , мысли и чувства.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: Иллюстрации с карнавальными масками.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ: Клей, ножницы, цветная бумага.

ХОД УРОКА:

I. Орг. момент.

-Когда ты играешь в какую-нибудь игру, ты всегда становишься кем-то. То разбойником или пиратом, то колдуньей или принцессой. Как вы думаете, что поможет нам превратиться в этого героя. Изменить лицо, его выражение?

II. Изложение нового материала:

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры.

И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в разные костюмы и маски, и поэтому их называли ряжеными.

- Скажите, а в наше время используется маска, где и в каком случае? (в театрах, на карнавалах…).

Итак, праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудищ, ведьм, красавиц. Маска выражала характер персонажа, его настроение.

И сейчас давайте поиграем, попробуем с помощью улыбки передать настроение.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА “УЛЫБКА”

Попробуйте изобразить улыбку, которая говорила бы:

1 гр.: “Приятная встреча” (спокойная, добрая).
2 гр. “Какой успех!” (счастливая, радостная).
3 гр. “Не может быть!” (удивление).
4 гр. “Как же так…” (огорченная, печальная).
5 гр. “Вот ты попался!” (кровожадная, злобная).

(на каждую улыбку вывешиваю маску “настроение”)

МАСКИ “НАСТРОЕНИЯ” (Приложение)

Перед нами маски “настроения”. Скажите, чем они отличаются друг от друга, или может они одинаковые? (расположение глаз, бровей, рта).

В стародавние времена в древней Руси люди поклонялись языческим богам. Они верили, что все явления жизни, такие как радость, горе, дождь, ветер, гроза, болезнь или счастье происходило по велению свыше. Поэтому, чтобы задобрить своих богов люди одевали маски с изображением какого-то бога и исполняли обряд или религиозный танец.

Все события в жизни людей того времени размещались по кругу времен года, т.е. по движению солнца. И в каждое время года они поклонялись определенным богам.

Так, Лада, богиня Мать-Сыра-Земля, рождала и оберегала все живое, считалась богиней весны. С приходом летнего тепла вступал в силу Даждьбог-бог Солнца. Во время уборки урожая и осенних ливней начинал властвовать Перун – бог воды, плодородия и небесного огня. А с приходом зимы, со студеными морозами входил в силу Карачун-бог, несущий смерть, гибель всему живому.

- Попробуйте определить: к какой маске “настроение” относятся боги.

- Даждьбог – от какого слова происходит? (давать) Он дает людям тепло, радость, заботу, любовь… (маска радости).

- Злой бог Карачун – несущий холод, смерть всему живому, какой маской обозначим? (злобы). Какие цвета используете для этого героя? (темные)

- Перун-бог воды, небесного огня, несущий людям богатый урожай. Какая подойдет маска ему? (спокойная).

III. Объяснение задания.

Объяснить, как из целого листа бумаги вырезать форму головы и на каком уровне расположить рот, нос, глаза; брови наклеить сверху.

IV. Самостоятельная работа.

Дети работают в парах над выполнением одной маски на выбор любого языческого бога: Даждьбог, Перун, карачун.

V. Подведение итога урока.

Выбираются 3 игрока, которые выбирают для себя маски богов и разыгрывается театральный этюд.

ТЕКСТ ЭТЮДА:

В давние, прежние времена жил на Земле злой и коварный бог Карачун. Весь год в глухих лесах, да топких болотах прятался, ни людям ни зверям, ни птицам не показывался. Но вот пришел на землю студеный месяц декабрь и Карачун входил в свою силу. Забот у него в это время появлялось множество: то метель колючую вызовет, то в волка превратится – и ну людей пугать, а то луну проглотит, чтоб темнее было. Много о нем дурного люди сказывали, страшный был этот дух, враг всего живого. Но вот, с днем солнцестояния на небе случались чудеса, от которых и происходит перелом между теплом и холодом, мраком и светом. Появлялся грозный бог Перун, своим мячом, чертя на небесах магический знак Солнца, и говорит:

Солнце светозарное,
Ходишь ты по белу свету,
Согреваешь все планеты…
Разгони ты нам потемь!
Верни на Русь красный день!

Солнышко оживляется, на весну поворачивается, и появляется на небе светлый и лучистый Даждьбог и начинается обряд возгорания солнца (кружится взмахивает руками).

Спиридон-солнцеворот
Стоит прямо у ворот,
Колесо в руках несет,
По святой Руси везет.
Сгинь, исчезни Карачун,
Тьмы да холода колдун!

Рассердился бог Солнца на злого Карачуна и наказал его: до следующей зимы превратил его в чудище-страшилище и в глухой лес жить отправил.