Девиз урока: Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Цели урока:
- Повторить и обобщить материал по теме “Как устроен и работает организм человека”
- Расширить знания учащихся об организме человека; формировать устойчивый интерес к получению знаний о себе, своем организме и положительных факторах, способствующих поддержанию организма в здоровом состоянии.
- Научиться заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
- таблицы “Скелет человека”,
- “Пищеварительная система”,
- “Нервная система”,
- “Дыхательная система”,
- карточки с заданиями,
- бочонки (шарики) в мешочке,
- фишки красного, синего, зеленого и желтого цвета,
- бинт,
- йод,
- салфетка,
- кроссворд “Органы человека”,
- загадки,
- сообщения детей,
- листочки и ручки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны,
Чтобы мир окружающий познавать,
Нужно серьезно все изучать.
2.Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили на прошлых уроках и обобщим изученный материал по теме “Как устроен и работает организм человека”. И урок будет необычный: урок-игра “Заморочки”.
-Девиз нашего урока: Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
(Девиз урока написан на доске. Дети читают хором.)
-Послушайте правила игры. Вы должны по очереди выходить к доске, вытащить из мешка бочонок (шарик) с номером. Какой номер на бочонке(шарике), такая ваша карточка с вопросом. За ответ вы получаете жетон: красный жетон-это “5”, синий жетон-“4”, зеленый жетон-“3”. За дополнительный ответ получаете жетон желтого цвета: это когда ваш товарищ затрудняется в ответе, вы можете помочь ему.
(На доске карточки с номерам, на обратной стороне которого написаны вопросы и задания. Число карточек совпадает с количеством обучающихся в классе. Можно побольше, если детей мало, но в этом случае каждому ученику придется ответить на два вопроса.
3. Игра “Заморочки”
Учитель: -Итак, начнем. Кто первый?(Выходит первый ученик ,вытаскивает бочонок, например, с номером 7, подходит к доске и берет карточку с номером 7, поворачивает и читает вопрос: Самый тяжелый и самый длинный органы человека.)
Первый ученик: Самый тяжелый орган нашего тела – печень. У взрослого человека она весит примерно 1,5 кг. Печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра. Самый “длинный” орган – тонкая кишка. Её длина более 6 м, тогда как длина толстой кишки всего 2 м.
Учитель: Молодец, ответ правильный получаешь жетон красного цвета. Кто хочет быть вторым?
(К доске выходит второй ученик и выбирает себе вопрос. У него вопрос: Что относится к нервной системе? Работает с таблицей №1)
Таблица 1
Второй ученик: К нервной системе относятся нервы, головной и спинной мозг. Головной мозг находится внутри черепа. От черепа отходит позвоночный канал, где расположен спинной мозг. Нервы соединяют головной и спинной мозг со всеми органами.
Учитель: На этот вопрос Регина приготовила сообщение. Давайте послушаем ее.
Регина: При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность.
Как избежать этого? Нужно давать мозгу и нервам отдых. Прежде всего, нужно спать не менее 10 часов в сутки.
Очень важно делать небольшой перерыв (10-15 минут) при подготовке домашнего задания. В свободное от занятий время надо бывать на свежем воздухе, играть в подвижные игры, заниматься спортом. Головной мозг полностью не отдыхает, если человек спит при шуме и свете. Поэтому перед сном нужно обязательно выключать свет, радио, телевизор, проветривать комнату.
Учитель: За сообщение Регина получает желтый жетон.
(Выходит третий ученик и выбирает себе задание. Например, карточка №10: Скелет человека)
Третий ученик: (отвечает на вопрос при помощи таблицы “Скелет человека” /Таблица 2/ )Скелет человека состоит из костей, их в организме человека около 200. К костям прикрепляются мышцы. В теле человека около 600 мышц. Основные кости скелета: череп, позвоночник, ребра, кости руки, кости ноги.
Таблица 2
Учитель: Все правильно, молодец. Кто хочет дополнить ответ на этот вопрос.
(Ученики каждый ответ могут дополнить и получать желтые жетоны. Если есть сообщения, то читают свои сообщения. А так же можно применить презентации учеников на эту тему.)
4. Отгадай загадки.
У доски следующий ученик. Ему надо разгадать загадки.
а) Когда сытый – он молчит, когда голоден – урчит. (Желудок)
б) Не часы, а тикает. (Сердце)
в) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
г) День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце.)
5. Первая помощь при солнечном ударе.
Ученик, которому выпал этот вопрос, рассказывает об оказании первой помощи при солнечном ударе. Ребята ему помогают.
Учитель: Продолжаем нашу игру. К доске идет Олег.
Таблица 3
Олег: У меня номер 12, вопрос “Какие органы относятся к пищеварительной системе?” (Отвечает при помощи таблицы “Пищеварительная система” /Таблица №3/)
Ротовая полость - начало пищеварительной системы. Здесь в изменении пищи участвуют зубы, слюнные железы, а язык проталкивает пищу в глотку. Затем пища по пищеводу поступает в желудок, где она начинает перевариваться с помощью желудочного сока. Переваривание пищи заканчивается в тонкой кишке. Переваренные вещества поступают в кровь, а непереваренные остатки – в толстую кишку, откуда удаляются из организма.
(Дополнения или сообщения обучающихся.)
Учитель: Молодец, Олег, за такой хороший ответ. Получаешь, красный жетон. А теперь кто хочет проверить себя?
(К доске идет следующий ученик. Выпадает шарик с номером 5, вопрос “Сколько ударов делает сердце в минуту а)когда он спокоен; б)при ходьбе; в) при быстром беге? )
Ученик: Когда человек спокоен сердце делает 60 ударов в минуту, при ходьбе - 90 ударов, а при быстром беге – 120 ударов.
Учитель: Ответ правильный. У кого есть дополнения или сообщения о сердце?
(Слушают ответы обучающихся.)
Сообщение на тему “Сердце”
Сердце - центральный орган системы кровообращения. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Его размеры не велики, примерно с кулак человека, а средняя масса сердца от 250 г (у женщин) до 300 г (у мужчин). Оно защищено грудной клеткой и находится в левой его части. Сокращаясь и расслабляясь, сердце, как насос, втягивает и выталкивает кровь. Кровь поступает в сердце из крупных трубок- кровеносных сосудов. В другие крупные сосуды сердце выталкивает кровь. Эти сосуды разветвляются на все более и более мелкие и доходят до всех органов. Через тончайшие стенки сосудов в орган поступают из крови питательные вещества и кислород, а из органов кровь попадают углекислый газ и другие вредные вещества. Когда сердце прекращает работу, органы перестают получать питание и кислород и человек умирает.
Сердце здорового человека сокращается 60-70 раз в минуту. При каждом сокращении сердце человека выталкивает в сосуды 60-80 куб.см крови.
Чтобы сердце было здоровым и сильным, надо заботиться о нем, беречь его и развивать. Для этого необходимо больше двигаться, гулять, заниматься спортом.
4. Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба на месте с подниманием рук.)Руки в стороны мы разведем
И покажем, как плывем.
(Имитация плавательных движений)
Лодка по морю плывет,
Покажи, кто как гребет.Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Все должны успеть мы в срок.
5. Продолжение игры “Заморочки
(К доске выходит ученик, выбирает себе карточку и читает вопрос: Какие органы относятся к дыхательной системе?)
Таблица №4
Ученик: (работает с таблицей №4)Дыхание -важный признак любого организма. Без дыхания жизнь невозможна. Главный орган дыхания у человека –легкие. Прежде чем попасть в легкие, воздух проходит через носовую полость, гортань, трахею и бронхи. В носовой полости воздух согревается, очищается и увлажняется. Взрослый человек делает в среднем 15-17 вдохов и выдохов в минуту.
(Далее прослушиваются дополнения или сообщения)
Учитель: Спасибо за такой хороший и полный ответ на вопрос, а так же за полезный совет(сообщение) На доске у нас еще остались несколько карточек, хотите узнать, что там за задания? Тогда продолжим игру. К доске идет Кристина.
(Кристине выпадает вопрос о сохранении зубов.)
Кристина: Чтобы зубы были здоровыми, надо ежедневно чистить зубы два утром и вечером, следить за питанием, посещать стоматолога два раза в год, соблюдать правильную технику чистки зубов, применять зубочистки.
Сообщение Саши: А вы знаете, что в разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов?
Испанские обычаи. Маленький мышонок Ратонсито уносит зуб и приносит ребенку деньги. Обычай таков: дети кладут вечером сой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребенку деньги или подарок.
Другой обычай: надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребенку новый. Стишок звучит так: “Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми зуб и дай мне новый”.
Корейский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает зуб на крышу и говорит: “Черная птица, черная птица, я даю тебе старый зуб. Пожалуйста, дай мне новый”.
(Черная птица символизирует удачу.)
Китайский обычай. У некоторых китайских детей существует следующий обычай: если ребенок теряет верхний зуб, то он бросает его на крышу, если нижний – под кровать. Делая это, ребенок надеется получить новый зуб.
Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, то он бросает его в воздух или на крышу и кричит: “Превратись зуб в Они”. Они- это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.
(У доски следующий ученик. Вопрос “Перечисли пять систем человека”)
Ученик: Нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная система.
6. Тест “Полезные и вредные привычки”
Учитель: А сейчас проведём небольшой тест “Полезные и вредные привычки”.
Задание: Нарисуйте прямоугольник размером три клеточки по горизонтали и пять по вертикали. Я буду задавать вопросы, а вы должны при положительном ответе ставить в клетке крестик, при отрицательном – прочерк. Заполнение клеток выполняйте по горизонтали.
Вопросы к тесту:
- Я чищу зубы два раза в день.
- Я использую пасту с фтором.
- Я перекусываю фруктами и овощами.
- Я не грызу ручки и карандаши.
- Я часто ем сладкое.
- Я люблю сосать палец.
- Я дышу через нос.
- Два раза в год я хожу к стоматологу.
- Я стараюсь дышать ртом.
- Я люблю перекусывать конфетами.
- Чтобы развлечься, я начинаю давить языком на зубы.
- Я стараюсь произносить звуки правильно.
- Я не прикусываю губу.
- Я сплю на низкой подушке.
- За партой я стараюсь сидеть прямо.
А сейчас возьмите красный карандаш и соедините крестики последовательно. Должна получиться цифра пять, если у вас здоровые привычки.
+ | + | + |
+ | - | - |
+ | + | + |
- | - | + |
+ | + | + |
Давайте обсудим вредные привычки, которые часто есть у детей, и дадим объяснение, каково их отрицательное воздействие на организм.
(Ответы обучающихся.)
7. Игра “Помоги мишке”. Первая помощь при ранении.
( Это одно из заданий на карточке.)
Учитель: Ой, смотрите кто к нам пришел. Это мишка косолапый (мягкая игрушка), а почему он плачет. Да оказывается у него на лапе рана. Сейчас мы ему поможем.
(Ученик, которому выпало это задание ,рассказывает и показывает как оказывают первую помощь при ране.)
8. Кроссворд “Органы человека”
Ответы:
1. Желудок. 2.Сердце. 3.Легкие. 4.Глаза. 5.Печень. 6.Почки. 7.Зубы. 8.Мозг
9. Итог игры.
Учитель: Вот и подошел конец нашей игры. Понравилась вам игра? Теперь посмотрите на свои жетоны и скажите мне свои оценки. Встаньте все у кого красные жетоны, вы получаете “5”. А теперь с синими жетонами – вы получаете “4”. Но если еще у вас есть дополнительный желтый жетон, то у вас “5”. А если зеленые жетоны, то у вас “3”. Но ваша отметка исправится на “4”, если заработали желтый жетон.
(Выставляются оценки за урок в журнал и в дневники обучающихся.)