Физическое воспитание детей раннего возраста в условиях адаптационной группы кратковременного пребывания

Разделы: Работа с дошкольниками


Группы кратковременного пребывания в образовательных учреждениях рассматриваются как новая форма дошкольного образования, обеспечивающая комплексное развитие детей дошкольного возраста, способствующая их адаптации к среде, социализации в коллективе сверстников и взрослых.

Для успешной адаптации ребенка к режиму дошкольного учреждения необходимо посещение группы кратковременного пребывания за некоторое время до поступления малыша в детский сад. Организация групп кратковременного пребывания способствует постепенному вхождению ребенка в детский сад и комфортной его адаптации к детскому учреждению, формированию у него чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

Главное в этот период – работа не только с ребенком, но и с родителями в целях формирования активной родительской позиции. Специальные встречи помогают наладить взаимодействие сотрудников дошкольного учреждения с родителями наших потенциальных воспитанников и создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

При организации группы кратковременного пребывания мы столкнулись с отсутствием программ, утвержденных Министерством Образования РФ. Поэтому творческой группой ДОУ разработана программа Психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания детей раннего возраста. Данная программа отвечает особенностям психофизиологического развития детей второго-третьего года жизни и желаниям родителей адаптировать их к новым условиям.

В сопровождении группы кратковременного пребывания принимают участие : медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО-деятельности, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель театрализованной деятельности, воспитатель-эколог, социальный педагог. Педагогами составлен график работы с детьми данной группы – каждый специалист проводит совместные игры-занятия 2 раза в месяц.

Особое внимание в работе адаптационной группы уделяется физическому развитию детей раннего возраста .

Наиболее быстро ребенок развивается в первые два года жизни. В этот период формируются двигательные навыки, происходит подготовка к речевой деятельности, закладываются основы психики. Ранний возраст ребенка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы. Кроме этого, в этом возрасте ребенок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Мной разработан план организации физкультурно-оздоровительных занятий с детьми, посещающими группу кратковременного пребывания “Малышок” на учебный год (Приложение 1).

Оптимально реализовать оздоровительное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка, позволяют следующие задачи:

  • формирование положительного отношения к физкультурно-оздоровительным упражнениям;
  • приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий;
  • удовлетворять природную потребность детей в двигательной активности, используя все доступные средства физического воспитания.

Создана материально-техническая база для работы с детьми раннего возраста. При подборе необходимого инвентаря и оборудования, я исходила из того, какие основные виды движений следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте, катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазание по лестнице и т.д.

В связи с этим, для самостоятельной двигательной активности детей в спортивном зале имеется следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря: доска гладкая, гимнастическая скамейка, доска ребристая, дуги для подлезания и прокатывания мячей, кубы, ящики для влезания, лесенка-дуга, мячи, игрушки-каталки, оздоровительные профилактические дорожки (массажные коврики и пр.), стопы-следы, крупные игрушки на колесах, погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки и т.д. Весь инвентарь и пособия яркие, привлекательные, и отвечают гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Создавая условия для самостоятельной двигательной активности детей, я способствую развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества. Игрушки, пособия расположены так, что малыши имеют возможность проделывать дополнительные движения. Полки с игрушками расположены на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, ребенок должен наклониться, а к другой, наоборот, потянуться, подняться на носки и т.п. Для достижения ребенком определенного объекта, привлекающего его внимания, малыша ведет дорожка прямая, извилистая (развитие координации движения), коррекционная (профилактика плоскостопия, массажная).

Пособия и игрушки имеются в достаточном количестве, однако, не слишком много, во избежание рассеивания внимания детей. В тоже время, учитывая такую особенность детей раннего возраста, как подражаемость, подобраны однотипные игрушки и спортивный инвентарь. Для того, чтобы сохранить интерес малышей к игровой подвижной деятельности, пособия периодически меняется.

Продолжительность занятий не более пяти минут, встреча же с педагогом длится 15–20 минут. Во время встречи звучит спокойная, едва уловимая, музыка. В группе кратковременного пребывания “Малышок” на игровых занятиях нет прямого обучения. Дети усваивают движения на основе подражания взрослым, в первую очередь – маме. Я показываю и объясняю одновременно упражнение, а малыши с мамочкой подражают и пытаются выполнить так же. Иногда дети теряются при выполнении некоторых упражнений с предметами (палочкой, обручем и т.д.), поэтому просто необходима своевременная помощь в виде подбадривания и ласковых слов, вселяющих уверенность, усиливающих стремление выполнить действия самостоятельно.

Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают подвижные игры. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить, бегать, прыгать, лазать и т.д. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх, весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

Так же большое значение подвижная игра имеет для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т.д.).

Помимо игровых занятий в группе кратковременного пребывания остается время на организованную совместную деятельность детей и родителей – малыши со своими мамами выбирают игры, пособия, занимаются самостоятельной деятельностью, в то время, как проводится индивидуальная консультативно-просветительская деятельность по вопросам физического воспитания и развития ребенка, раздаются памятки (наприм., “Зарядка для профилактики плоскостопия”, “Зарядка вместе с мамой” и др.). Так же рекомендую родителям позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задачи взрослых – научить детей правильно и разнообразно их использовать.

Свободная совместная игровая деятельность родителей и малышей благоприятна для наблюдения за поведением детей и различных реакций их мам. Иногда приходится останавливать слишком активных родителей, стремящихся подтолкнуть ребенка к какой-либо деятельности, к которой он еще не готов или боится. А иногда, наоборот, ребенок не может найти себе занятие, или у него не получается – он смотрит на маму, призывая к помощи, а она увлечена разговором с другой мамой. Приходится напоминать, что наша встреча – это прежде всего общение ребенка и мамы, в это время мама безраздельно принадлежит ребенку, если он просит помощи, надо помочь ему. На наших встречах родители имеют возможность наблюдать не только за своим ребенком, но и видеть взаимоотношения других мам со своими детьми. В ходе игровых занятий родители учатся по-новому видеть своего ребенка, ставить перед собой конкретные педагогические задачи и решать их, отмечая динамику развития ребенка.

Кроме того, родители имеют возможность брать на дом развивающий материал (развивающие игры, инвентарь, снаряды и т.п., детскую просветительскую литературы), для закрепления полученных знаний и приобретенных навыков в домашних условиях.

Опыт показал, что такая работа с детьми, не посещающими ДОУ, востребована и имеет право на существование. Дети привыкают к стенам дошкольного учреждения, обогащают свой двигательный опыт, мамы узнают больше о детском саде, о педагогах, режимных моментах. Мы, в свою очередь, узнаем родителей и делаем их своими сторонниками.

Приложение 2