Цель урока: проверить знания учащихся по основным вопросам изученной темы; умение пользоваться современными информационными технологиями (работа с интерактивной доской), сформировать умение планировать и проводить простейший эксперимент по исследованию свойств физических объектов, объяснять результаты эксперимента.
План урока:
- Контроль знаний учащихся по теме. Проводится физический диктант.
- Проведение и анализ опытов с помощью интерактивной доски.
- Фронтальный эксперимент. Групповая работа. Записи в тетрадях выводов по эксперименту.
- Домашнее задание. Запись задания на доске и в дневниках.
- Подведение итогов.
- Дополнение.
Ход урока
- Три ученика выходят к доске и записывают: 1-й ученик: физические явления; 2-й – физические термины; 3-й – физические величины. Для остальных учеников проводится физический диктант, куда наряду с простыми вопросами включаются и более сложные, выявляющие умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, по описанным свойствам устанавливать агрегатное состояние вещества. Учитывая, что не у всех учащихся данного возраста сформированы навыки быстрого письма, задания в основном даются в виде начала какого-нибудь утверждения, которое следует закончить в тетрадях под соответствующим номером. Задания на листочках раздаются каждому ученику.
- не сохраняет объем, не имеет собственной формы;
- каждая частица в теле колеблется около определенной точки;
- сохраняет объем и не сохраняет форму.
- сохраняет объем и форму;
- расстояние между молекулами гораздо больше размеров молекул;
- частицы расположены в определенном порядке.
- Проведение и анализ опытов в программах «Интерактивные задачи для интерактивной доски» в разделе «Физика»:
- Фронтальный эксперимент. Цель фронтального эксперимента – подготовить учащихся к поисковому методу выполнения простейших опытов. Особенность этого вида деятельности учащихся состоит в его творческом характере. Ученики не имеют подробной инструкции для выполнения эксперимента, перед ними ставится общая проблема: Какой эксперимент необходимо поставить, чтобы ее решить? Как объяснить результаты эксперимента на основе теории строения вещества? Какую гипотезу построить для объяснения наблюдаемых явлений и как доказать ее справедливость? Какие выводы сделать в процессе эксперимента и как оформить записи в тетрадях?
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
- Дополнительные вопросы.
1-вариант.
1) Физика – это …
2) Назовите известные вам физические величины и укажите в скобках их единицы.
3) Физическое тело – это…
4) Какой вид материи кроме вещества существует в природе?
5) Назовите мельчайшую частицу вещества.
6) Диффузия – это …
7) Молекулы взаимодействуют, это значит, что они …
8) Определите по свойствам вещества, в каком состоянии оно находится:
2-вариант.
1) В физике изучают явления …
2) Назовите известные вам физические величины и укажите в скобках их единицы.
3) Материя – это …
4) Физические тела состоят из …
5) Молекулы состоят из …
6) Чем больше температура тела, тем …
7) Почему кусочек мела не распадается самопроизвольно на отдельные частицы?
8) Определите по свойствам вещества, в каком состоянии оно находится:
1) Тепловое движение в газах;
2) Тепловое движение в твердых телах;
3) Диффузия молекул через отверстие.
Продукт представляет собой электронное учебное пособие по ряду школьных дисциплин, выполненное по технологии активного модельного медиа.
Предназначен для школ в системе традиционного, самостоятельного обучения.
Среда представляет собой коллекцию интерактивных моделей и задач, спроектированных для ведения уроков в классе с использованием интерактивной доски.
«Институт Интеллектуальных Технологий» выпускает программное обеспечение для интерактивных досок.
Программное обеспечение:
- позволяет моделировать виртуальный мир учебной дисциплины,
- имитирует реальную учебную обстановку на интерактивной доске, заменяя
меловую доску,
- создает игровую мотивацию учащихся,
- реализует интеллектуальные реакции учебных объектов на действия учащихся.
Все это в комплексе помогает им лучше понять изучаемый материал.
Цель – умение пользоваться современными информационными технологиями на уроках физики.
Методика организации работы. Каждая пара учащихся, сидящих за одним ученическим столом, решает одну учебную задачу. Примеры задания напечатаны на листочках и раздаются по столам. Комплект объектов для опытов ученики выбирают сами из общего комплекта для проведения опытов, находящихся на отдельном столе. Отчет о работе делается в форме таблицы в три столбика:
«Исследование свойств физических объектов»
1 столбик – Что делаю?
2 столбик – Что наблюдаю?
3 столбик – Как объясняю?
Проводятся минимум три опыта.
Состав раздаточного материала:
Деревянные брусочки – 4 шт., кусочки мела – 4 шт., пластилин – 4 шт., кусочки медной проволоки – 4 шт., магнит – 4 шт., компас – 4 шт., гвоздь – 4 шт., крупинки марганцовки (флакончик), сосуд с водой, стаканы – 4 шт., мензурки – 4 шт., детский резиновый шарик – 4 шт.
Примеры экспериментальных заданий:
1. Проведите опыты, позволяющие сравнить свойства тел находящихся в различных агрегатных состояниях.
2. Докажите, что свойства твердых тел могут быть различными.
3. Как заставить гвоздь подниматься в горку. 4. и т.д.
Повторить изученное. Составить кроссворд по теме «Строение и свойства вещества».
1. Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды?
2. Как измеряются промежутки между частицами заклепки при нагревании и охлаждении?
3. Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали?
4. Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании? Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?
5. Зачем на стыке между рельсами делается зазор, из-за которого слышен перестук колес?