Цели:
- обобщить знания учащихся об имени существительном;
- учить выбирать верный ответ на вопрос из нескольких предложенных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Какую часть речи изучили?
- Ответьте помощникам, что называем именем существительным.
Ответ помощника.
II. Словарная работа. Практическая работа №1.
На доске:
С..бака, р..бята, М..сква, д..журный, г..рох, б..рёза, п..тух, м..рковь.
- Прочитайте слова. На какие группы можем разделить данные существительные в зависимости от вопросов, на которые они отвечают? (Одушевлённые и неодушевлённые)
- Запишите одушевлённые имена существительные в 1-й столбик, а неодушевлённые – во 2-й.
Помощники проверяют. Класс работает с учителем:
- Как вы думаете, какое слово здесь “лишнее”? Почему? (Москва, т.к. является именем собственным)
- Какие ещё имена собственные, являющиеся словарными словами, мы знаем? (Россия)
III. Имена собственные и нарицательные. Практическая работа №2.
На карточках:
(К, к)оролевич (Е, е)лисей
(Г, г)ород (В, в)ологда
(Д, д)ед (И, и)ван
(Т, т)рудолюбивая (П, п)чела
- Выберите нужную букву в скобках и обведите её.
Помощники проверяют. Класс работает с учителем:
- Что мы относим к именам собственным?
- Что нужно помнить о написании имён собственных?
IV. Физминутка.
V. Изменение имён существительных по родам. Практическая работа №3.
На доске:
М.Р. хлеб сердце ствол дочь |
Ж.Р. щука конфета конь кольцо |
СР.Р. яблоко ромашка колесо апельсин |
- Прочитайте. Спишите, исправив ошибки, если они есть.
Помощники проверяют. Класс работает с учителем:
- Какие три рода имён существительных вы теперь знаете? Назовите их.
- Какие слова-помощники помогают вам определить род имени существительного?
VI. Изменение имён существительных по числам. Практическая работа №4.
На доске:
Наблюдал ли ты грозу зимой? А такое иногда случается. Вдруг тяжёлые тучи закроют небо. Подует сильный ветер. Повалит снег хлопьями. Сверкнёт молния, и грянет гром.
- Прочитайте.
- Что вы прочитали? (Текст)
- Докажите.
- Какой это текст – повествование или описание?
- Озаглавьте.
- Спишите. В предложениях, кроме первого, подчеркните существительные. Укажите форму числа этих существительных.
Помощники проверяют. Класс работает с учителем:
- Назовите признак, по которому существительное может быть отнесено к единственному или множественному числу.
- Как изменяется имя существительное? (По числам)
VII. Итог урока.
- Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?
- Что вы теперь знаете об имени существительном?
- Спасибо за урок!
Домашнее задание (по усмотрению учителя).