Урок биологии в 6-м классе "Цветение как биологическое явление. Строение цветка"

Разделы: Биология


Задачи:

Образовательная:

  • формировать у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений;
  • изучить особенность строения и многообразие цветков;
  • сформировать понятия “обое – и однополые цветки”, “одно- и двудомные растения”.

Развивающая:

  • развить практические навыки по распознаванию цветков различных растений;
  • работать с учебником;
  • обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям;
  • развить любознательность, стремление к знаниям.

Оборудование:

цветущие комнатные растения, таблица “Строение цветка”, термины по теме, гербарный материал, лабораторное оборудование, нарисованные части цветка, информационный лист, тестовые задания.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесные, наглядные, лабораторная работа, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

Учащиеся поделены по группам, на столах каждой группы: информационный лист для каждого ученика; лабораторное оборудование: лупы, препаровальные иглы, живые экземпляры цветков; микроскопы с пыльцой разных цветков для рассмотрения пыльцевых зерен (названия подписаны).

I. Организационный момент.

Они прекраснее всего
Что нам дает природа на Земле.
Но дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.

Жак Делиль

- Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о цветках. Но прежде чем мы начнем наш разговор, давайте вспомним то, что вы знаете о органах цветкового растения.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

  1. Вспомните, что такое орган? (Часть тела, выполняющая определенную функцию)
  2. Какие органы цветкового растения вам известны? (Корень, лист, цветок, стебель)
  3. Что называется побегом? (Стебель с расположенными на нем листьями и почками)
  4. Какие стебли вам известны? (Прямостоячие, ползучие, цепляющиеся, лазающие, укороченные)
  5. Какое листорасположение вы знаете? (Очередное (спиральное), супротивное, мутовчатое, розеточное)
  6. Из каких частей состоит лист? (Из черешка и листовой пластинки)
  7. Все ли листья имеют черешки? (Нет, имеются сидячие листья, без черешка)
  8. Какие формы листьев вы знаете? (Простые листья – у которых на черешке одна листовая пластинка, и сложные – с несколькими листовыми пластинками)
  9. Как называется место прикрепления листьев к стеблю? (Узел)
  10. Кроме листьев на стебле имеются почки. Назовите виды почек. Как они различаются (по внутреннему строению)? (Листовые почки – вегетативные, содержат зачатки стебля и листьев, цветковые – генеративные, кроме этого зачатки цветка)
  11. Дайте определение, что называют почкой? (Почка – это зачаточный побег)

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя.

Цветение, как биологическое явление.

Запишите тему урока в информационном листе. (Приложение 1).

- Все растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения и плодоношения.

1) Кто скажет какие цветки появляются ранней весной. (Мать-и-мачиха, галантус – подснежник)

2) Когда в нашей местности начало массового цветения растений? (В конце весны)

3) Как вы думаете почему растения цветут в разные периоды?

- Раньше всего зацветают те растения, у которых в зимующей почке имеется вполне сформировавшийся цветок. Растения, у которых он формируется в процессе весеннего роста побега, хотя и начинают развиваться с самой весны, цветут во второй половине лета.

4) Какой можно сделать вывод, что же такое цветение?

- Цветение – это переломный период в индивидуальном развитии, во время которого растение переходит от вегетативного роста к образованию органов размножения. Однако в практике период цветения считают от начала раскрывания цветков до засыхания тычинок и лепестков.

Продолжительность цветения бывает различной.

У некоторых кувшинковых цветок раскрывается на 25 минут. Но у многих растений цветение может быть очень продолжительным. Например у тропических видов орхидей оно длится до 80 суток.

Однолетние растения цветут в первый год жизни, двулетние на второй год, многолетние – на второй – пятый год. Деревья начинают цвести значительно позже.

- Существует периодичность цветения у плодовых растений.

Мы знаем, что многие сорта яблонь и груш обильно цветут и плодоносят ни каждый год, это объясняется тем, что во время перегрузки дерева урожаем, на образование плодов расходуются почти все питательные вещества, выработанные растением, поэтому ухудшается закладка плодовых почек не будущий год. В неурожайный год на дереве закладывается слишком много плодовых почек, и они обильно зацветают весной следующего года.

Причиной осыпания плодов может быть неспособность растения произвести нужное количество питательных веществ, необходимых для нормального развития всех плодов.

Осыпание может происходить из-за засухи, действия вредителей, болезней и других причин.

- К цветкам у нас особое отношение. Они всегда привлекают внимание людей. Еще великий поэт Данте писал: “Я шел вперед, но всюду замедлялись мои шаги при взгляде на цветы”.

Цветы широко вошли в жизнь человека. Наиболее торжественные и радостные дни нашей жизни мы стараемся отметить цветами и дарим цветы тем, кого любим. Цветы нас радуют своей красотой. Изображение цветов можно встретить на самых разных предметах: посуде, женской одежде, на картинах. Но не смотря на это их нужно оберегать, особенно дикорастущие цветы. Вы знаете, что многие цветы уже занесены в Красную книгу, ведь их становится так мало. (Знакомство с некоторыми видами растений из Красной книги используя гербарный материал и рисунки)

- Итак, что же такое цветок?

В своем информационном листе найдите и прочитайте его определение. (Цветок – это укороченный неразветвленный побег, приспособленный для размножения и образования плодов и семян)

- Сейчас растения уже не цветут, но в классе цветет пеларгония, привезенная с самого юга Африки, и фиалка.

У каждого из вас есть любимый цветок. Вам было задание нарисовать его или принести открытку. Сегодня вы узнаете много нового о своих цветах.

- Для дальнейшей работы мы заранее распределились по группам исходя из общих признаков ваших цветов. (Цветы были распределены по семействам: I – группа Розоцветные, II – группа Сложноцветные, III – группа Лилейные. В каждой группе назначены консультанты, которые разъяснят нам некоторые вопросы. Рассказ о одном представители семейства)

И так, продолжим.

- Цветок генеративный орган, т.е. орган полового размножения растений. Но есть растения, для которых это утверждение не верно.

Это чеснок живородящий (рисунок 1), горец живородящий, мятлик живородящий. Эти растения размножаются вегетативно – их цветок в процессе развития трансформировался в почку, которая опадает и прорастает.

Яркая окраска и запах цветка необходим для привлечения опылителей. При вегетативном размножении опылители не нужны. (Ветроопыляемые растения)

2. Работа в группах по учебнику.

Откройте учебник с. 104/36.

Задание первой группе.

  1. Ознакомить что собой представляет цветок. (Рассказ одного ученика из группы. На магнитной доске рисунок цветка, рассказ сопровождается прикреплением названий частей цветка. Приложение 2). Правильные и неправильные цветки. Рисунок 2. Запишите определение в информационный лист.
  2. Закрепление. Все группы выполняют практическую работу “Изучение строения цветка”. Работа по инструктивным карточкам. Результаты записывают в инструктивном листе.

Задание второй группе.

  1. Ознакомить со строением главных частей цветка, дать определение. (Рассказ одного ученика из группы, сопровождается прикреплением названия. Приложение 2)
  2. Знакомство с формами пыльцевых зерен. (Рассказ одного ученика из группы. Рисунок 3)

(Рассмотреть в микроскоп заранее приготовленные препараты)

Задание третьей группе.

Ознакомить со сходством и различием однодомных и двудомных растений, однополыми и двуполыми цветками. Определение записать в информационный лист. (Рассказ одного ученика из группы. Рисунок 4)

IV. Закрепление изученного.

1. Разгадай кроссворд “Строение цветка”.

  1. Часть побега, несущая на себе цветок. (Цветоножка)
  2. Как называется ось цветка? (Цветоложем)
  3. Совокупность лепестков, имеющих определенную окраску. (Венчик)
  4. Главная часть цветка, на которой развиваются мужские половые клетки. (Тычинки)
  5. Из какой части пестика развивается плод? (завязь).
  6. Укороченный неразветвленный побег, приспособленный для размножения и образования плодов и семян. (Цветок)
  7. Чашечка цветка состоит из… . (Чашелистики)

2. Проверка знаний. Тесты.

V. Домашнее задание: 35, 36.

По выбору:

  • составить кроссворд;
  • составить тесты;
  • ответить на вопросы;
  • сообщение о цветах занесенных в книгу Гиннеса.

При выполнений всех заданий оценка “5”, два любых задания “4”, одно “3”.

ЗАДАНИЕ 1
Тест

1. Цветок – это:

а) яркий венчик;

б) околоцветник;

в) видоизмененный побег;

г) часть стебля.

2. Главные части цветка:

а) лепестки и чашелистики;

б) пестик и тычинки;

в) цветоножка и цветоложе;

г) столбик и рыльце.

3. Часто яркоокрашены:

а) чашелистики;

б) тычинки;

в) лепестки венчика;

г) пестик.

4. Раздельнополые цветки, у которых:

а) есть тычинки и пестик;

б) есть лепестки и чашелистики;

в) есть только тычинки;

г) есть только пестик.

Ответь на вопросы

  1. Что такое цветок?
  2. Какое строение имеет цветок?
  3. Какое строение имеет тычинка? Пестик?
  4. Какие цветки правильные, а какие не правильные?
  5. Что составляет чашечка вместе с венчиком?
  6. Как называется орган в котором называется семязачаток в цветке?
  7. С помощью какой части цветок держится на растении?

Подпиши части цветка