Состав слова. Орфограммы в разных частях слова. Повторение

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Создать условия для успешного усвоения детьми алгоритма разбора слов по составу.
  2. Научить их видеть орфограммы в разных частях слова, выделять их графически.
  3. Дать возможность каждому ученику работать в зоне своего развития (с помощью ИКТ).

Оборудование. Компьютеры, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА

1. Мобилизующий этап.

- Наш урок проводится после новогодних праздников и каникул. Полученные впечатления помогут вам в работе.

- Вот первое задание, которое поможет поставить учебные задачи на этот урок.

Снежинки, серпантинки, игрушки, хлопушки, льдинки, веселушки, смешинки.

- Чем похожи слова? Что их объединяет?

Постановка учебных задач.

- Что такое суффикс? Какие еще части слова знаете? Какую тему будем повторять на уроке? Какие задачи поставите перед собой?

(Будем разбирать слова по составу, чтобы видеть в какой части слова имеются орфограммы)

- В какой части слова могут быть орфограммы?

- Выделенные слова разберите по составу, подчеркните орфограммы. (2 ученика работают за доской, затем проверяют)

Актуализация полученных знаний

1. Образование новых слов (по выбору или от всех, если успеваете) Приложение. Слайд 3. Презентация

Медведь

Игра

Дарить

Проверка.

(Дети в случае затруднения обращаются за помощью компьютера или проверяют себя). Приложение. Слайд 4

- Докажите, что слова однокоренные. Разберите одну группу слов по составу, выделяя орфограммы. (3 ученика работают за доской)

2. Развитие речи.

- Объедините предложенные слова по темам, выберите одну из тем и напишите небольшой рассказ. (Дети работают в парах, свои предположения проверяют на компьютере)

Приложение. Слайды 5, 6.

Снег, зима, Новый год, игрушки, снеговик, каникулы, книга, герои, пушистый, свежий, лыжи, санки, хоровод, подарки, приключения, путешествие, снежинки, Снегурочка.

(Работы учеников прилагаются)

3. Физкультпауза (выполняется стоя).

Потянитесь все 3 раза,
Наклоняйтесь дружно, разом.
Домик стройте за спиной,
Дотянитесь до руки рукою
То одною, то другой.

Игра с пальцами “Лезгинка”
(Ладошка, кулак, ребро)

 

Тест “Подбери слово”

Лесная, подружка, подарок, елочка, наушник, спела, подарочки.

Самопроверка. (Приложение. Слайды 7, 8)

Игра “Снежный ком”
(Стартовое слово снег)

- С помощью вопросов построй предложение, запомни его, запиши по памяти в тетрадь.

Самопроверка по компьютеру. (Приложение. Слайды 9, 10)

(Что?)

(Что делал?) (Что?)

(Что делал?) (Какой?) (Что?)

(Откуда?) Что делал?) (Какой?) (Что?)

(Откуда?) (Как долго?) Что делал?) (Какой?) (Что?)

(Когда?) (Откуда?) (Как долго?) Что делал?) (Какой?) (Что?)

(Когда?) (Откуда?) (Как долго?) Что делал?) и (Что делал?) (Какой?) (Какой?) (Что?)…

Один из вариантов дан на компьютере

Снег

Летел снег

Летел пушистый снег

С неба летел пушистый снег

С неба весь день летел пушистый снег

С неба весь день летел и таял пушистый белый снег.

4. Физминутка для глаз.

  1. Закройте глаза, сильно напрягайте 6–8 раз. Откройте глаза
  2. Закройте глаза. Вращайте глазное яблоко вправо, влево 6–8 раз. Откройте глаза.
  3. Посмотрите в верхний правый угол, в верхний левый угол, прямо. Посмотрите в нижний правый угол, в нижний левый угол, прямо
  4. Поморгайте.

5. Закрепление.

6. Применение полученных знаний в различных ситуациях.

Выписать слова с орфограммами в разных частях слова (в корне, в приставке).

Обозначить орфограммы, показать графически. (Приложение. Слайд 12)

Самопроверка по компьютеру. (Приложение. Слайд 13)

На лесной полянке выросла красивая елка. Подружились братья месяцы с девочкой и помогли ей набрать подснежников.