Урок 3. Тема: РАЗМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Класс: 10.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Формирование знаний об особенностях распределения населения.
2. Выявление причин неравномерного размещения населения и механического движения людей.
3. Закрепление умений анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы, составлять план – конспект лекции.
Оборудование: мультимедиаучебник “Экономическая и политическая география мира”, презентация “РАЗМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ” (Приложение 1), политическая карта мира, карты “Плотность населения мира”, “Народы мира”, атласы, статистический материал, материалы периодической печати.
Тип урока: урок-лекция с опорой на знания, полученные учащимися из курса географии России (9 класс), составление учащимися плана-конспекта урока с выделением главных вопросов.
Структура урока:
План
- Размещение населения
- Плотность населения
- Миграции населения
Ход урока
Оргмомент.
I. Изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается с работы с мультимедиаучебником “Экономическая и политическая география мира”.
1. Размещение и плотность населения: очень большие контрасты.
Вопросы и задания:
Охарактеризуйте на основе данных таблицы распределение населения по высотным поясам.
Регион | Ниже 200 м | От 200 до 500 м | От 500 до 1000 м | От 1000 до 2000 м | Выше 2000 м |
Европа | 69 | 24 | 7 | … | … |
Азия | 56 | 24 | 12 | … | … |
Африка | 32 | 24 | 21 | 21 | 2 |
2) Какова роль природных условий в размещении населения?
3) Проанализируйте карту плотности населения в атласе (с. 14) и выполните задание № 9 в учебнике, с. 77-78.
4) Охарактеризуйте распределение населения мира по степени удалённости от моря.
2. Плотность населения.
Население размещается крайне неравномерно:
1) около 70% всех людей проживают на 7% суши; средняя плотность населения - 5 чел. на 1 км2;
2) неосвоенные земли занимают 15% территории суши;
3) люди заселяют территории с наиболее благоприятными условиями:
- из 100 жителей земли 80 живут на низменностях, на высоте 500 м над уровнем моря;
- горные области, на высоте 1000 м над уровнем моря, занимают страны Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан; на высоте 500 м над уровнем моря - Перу, Китай (Тибет);
4) на расселение людей оказывает влияние занятость:
- в сельхозяйственных работах: трудоёмкое рисосеяние в Восточной и Южной Азии. Средняя плотность - 200 чел. на 1 км2, в отдельных районах плотность равна 1500-2000 человек на 1км2;
- в промышленных районах: в Европе и США - средняя плотность ШОО-15О0чел.на1км2;
5) тяготение населения к транспортным и торговым путям в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов - более половина человечества.
Средняя плотность населения Земли - 45 человек на 1 км2.
Задание: По карте мультимедиаучебника определите страны с максимальной и минимальной плотностью населения. Какие факторы повлияли на формирование такой плотности населения?
3. Миграция населения: виды и география.
Люди – не перелётные птицы,
и их переселение объясняется
не биологическими,
а общественными законами.
Н. Н. Баранский
Вопросы и задания:
1) Выявите разницу между внешними и внутренними миграциями. Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций?
2) Чем можно объяснить вспышку миграций в XIX-XX вв.?
3) Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему?
4) Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения?
5) Расскажите о вынужденных миграциях населения по причине национальных конфликтов, локальных войн и т. д. на территории бывшего Советского Союза, Югославии и других стран.
6) Расскажите о миграциях, связанных с “утечкой умов” (интеллектуальная миграция), “мускулов”.
Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения.
Причины миграции:
- экономические,
- политические,
- национальные,
- религиозные,
- экологические и др.
4. Международные (внешние) миграции населения:
В глубокой древности, в средние века - связаны с великими географическими открытиями.
1) Самый большой “миграционный взрыв” начался в XIX веке, тогда главным очагом эмиграции стала Европа (первый очаг эмиграции).
2) Второй очаг эмиграции в Азии - эмигранты китайские и индийские рабочие (кули), для работы на плантациях.
Главные очаги иммиграции (въезд) - США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия и др.
3) К концу XX века новый “миграционный взрыв” - причина экономическая (в поисках лучшей жизни), такие миграции получили название трудовых миграций.
Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.
Задание: Назовите главную причину миграций населения (большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами).
Задание: Выделите главные центры эмиграции.
В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:
Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.
США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы.
Нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).
Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций - “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).
Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):
- из села в город;
- между большими и малыми городами;
- освоение новых земель;
- отток людей из разного рода “горячих точек” и т. д.
II. Итоги урока.
Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете?
Самооценка урока.
Выборочная проверка конспектов учащихся учителем.
Задание на дом: с. 64-67, задание 10, стр. 78. Повторить из курса 9 класса:
§ 14-18 в учебнике А. И. Алексеева.