"Размещение и миграция населения". Разработка урока с использованием презентации и мультимедиаучебника

Разделы: География


Урок 3. Тема: РАЗМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Класс: 10.

Учебно-воспитательные задачи:

1. Формирование знаний об особенностях распределения населения.

2. Выявление причин неравномерного размещения населения и механического движения людей.

3. Закрепление умений анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы, составлять план – конспект лекции.

Оборудование: мультимедиаучебник “Экономическая и политическая география мира”, презентация “РАЗМЕЩЕНИЕ И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ” (Приложение 1), политическая карта мира, карты “Плотность населения мира”, “Народы мира”, атласы, статистический материал, материалы периодической печати.

Тип урока: урок-лекция с опорой на знания, полученные учащимися из курса географии России (9 класс), составление учащимися плана-конспекта урока с выделением главных вопросов.

Структура урока:

План

  1. Размещение населения
  2. Плотность населения
  3. Миграции населения

Ход урока

Оргмомент.

I. Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается с работы с мультимедиаучебником “Экономическая и политическая география мира”.

1. Размещение и плотность населения: очень большие контрасты.

Вопросы и задания:

Охарактеризуйте на основе данных таблицы распределение населения по высотным поясам.

Регион Ниже 200 м От 200 до 500 м От 500 до 1000 м От 1000 до 2000 м Выше 2000 м
Европа 69 24 7
Азия 56 24 12
Африка 32 24 21 21 2

2) Какова роль природных условий в размещении населения?

3) Проанализируйте карту плотности населения в атласе (с. 14) и выполните задание № 9 в учебнике, с. 77-78.

4) Охарактеризуйте распределение населения мира по степени удалённости от моря.

2. Плотность населения.

Население размещается крайне неравномерно:

 

1) около 70% всех людей проживают на 7% суши; средняя плотность населения - 5 чел. на 1 км2;

2) неосвоенные земли занимают 15% территории суши;

3) люди заселяют территории с наиболее благоприятными условиями:

  • из 100 жителей земли 80 живут на низменностях, на высоте 500 м над уровнем моря;
  • горные области, на высоте 1000 м над уровнем моря, занимают страны Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан; на высоте 500 м над уровнем моря - Перу, Китай (Тибет);

4) на расселение людей оказывает влияние занятость:

  • в сельхозяйственных работах: трудоёмкое рисосеяние в Восточной и Южной Азии. Средняя плотность - 200 чел. на 1 км2, в отдельных районах плотность равна 1500-2000 человек на 1км2;
  • в промышленных районах: в Европе и США - средняя плотность ШОО-15О0чел.на1км2;

5) тяготение населения к транспортным и торговым путям в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов - более половина человечества.

Средняя плотность населения Земли - 45 человек на 1 км2.

Задание: По карте мультимедиаучебника определите страны с максимальной и минимальной плотностью населения. Какие факторы повлияли на формирование такой плотности населения?

3. Миграция населения: виды и география.

Люди – не перелётные птицы,
и их переселение объясняется
не биологическими,
а общественными законами.
Н. Н. Баранский

Вопросы и задания:

1) Выявите разницу между внешними и внутренними миграциями. Чем отличаются побудительные мотивы тех и других миграций?

2) Чем можно объяснить вспышку миграций в XIX-XX вв.?

3) Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему?

4) Какие проблемы возникают в странах и регионах в результате миграции населения?

5) Расскажите о вынужденных миграциях населения по причине национальных конфликтов, локальных войн и т. д. на территории бывшего Советского Союза, Югославии и других стран.

6) Расскажите о миграциях, связанных с “утечкой умов” (интеллектуальная миграция), “мускулов”.

Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения.

Причины миграции:

  • экономические,
  • политические,
  • национальные,
  • религиозные,
  • экологические и др.

4. Международные (внешние) миграции населения:

В глубокой древности, в средние века - связаны с великими географическими открытиями.

1) Самый большой “миграционный взрыв” начался в XIX веке, тогда главным очагом эмиграции стала Европа (первый очаг эмиграции).

2) Второй очаг эмиграции в Азии - эмигранты китайские и индийские рабочие (кули), для работы на плантациях.

Главные очаги иммиграции (въезд) - США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия и др.

3) К концу XX века новый “миграционный взрыв” - причина экономическая (в поисках лучшей жизни), такие миграции получили название трудовых миграций.

Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

Задание: Назовите главную причину миграций населения (большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами).

Задание: Выделите главные центры эмиграции.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.

США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы.

Нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций - “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

Внутренние (внутригосударственные) миграции населения (виды):

- из села в город;

- между большими и малыми городами;

- освоение новых земель;

- отток людей из разного рода “горячих точек” и т. д.

II. Итоги урока.

Какую роль играют миграции в развитии человечества и размещении населения по планете?

Самооценка урока.

Выборочная проверка конспектов учащихся учителем.

Задание на дом: с. 64-67, задание 10, стр. 78. Повторить из курса 9 класса:

§ 14-18 в учебнике А. И. Алексеева.

Презентация