Общеобразовательные цели:
- проверка в игровой форме теоретических знаний по пройденным на уроках темам;
- разобрать устройство компьютера и назначение его узлов;
- научить воспринимать компьютер как инструмент информационной деятельности человека;
- познакомить с требованиями к поведению на уроке и правилами техники безопасности.
Воспитательные цели:
- прививать интерес к информатике;
- воспитывать веру в свои силы;
- учить коллективной и самостоятельной работе.
Развивающие цели:
- показать, какое значение имеет информатика в жизни;
- формировать умение четко и ясно излагать ответы на вопросы;
- развивать эмоции через создание ситуаций эмоциональных переживаний;
- развить творческих способностей, логического мышления учащихся;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем игру “С информатикой на Ты”, в которой мы будем использовать знания, которые получили на уроке информатики, проверим, все ли вы хорошо помните, а также узнаем что-то новое. Кто из вас может сказать, от какого слова произошло название науки “информатика”? (Информация)
А кто может объяснить, что это такое? А в каком виде может выражаться информация? (Текст, графика, звук, изображение)
Давайте теперь вспомним, как же человек получает информацию из окружающей среды?
Каждый класс получает карточку, где нужно вписать, при помощи каких органов человек получает информацию и какое процентное соотношение между ними. (2 человека от класса).
Учитель: А пока они отвечают, скажите, а какие операции мы можем производить с информацией? (Получение, обработка, хранение, передача)
Как и с помощью чего человек производит все эти операции? (Мозг и компьютер)
Следовательно, для чего изучают информатику? (Чтобы научиться работать с информацией при помощи компьютера)
Учитель: Давайте представим, что мы сейчас находимся в кабинете информатики.
(Выступление ведущих)
1. Здравствуй, мой дружок! Сейчас
Попадешь ты с нами в класс,
Где компьютеры стоят,
Где всегда полно ребят!
Ты учиться будешь тоже,
Книжечка тебе поможет!
Повнимательней читай, новое запоминай!
Чтоб с компьютером дружить,
Надо правила учить:
Не шуметь и не спешить, только тихо говорить,
Руки чистыми держать, сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья кнопки здесь не нажимать! [1]
1А. Вы вошли впервые в класс,
Где компьютеры стоят.
Необычен класс для вас,
Он особый говорят.
Ведь компьютеры – машины,
И пришли вы не играть.
Правила необходимо здесь вам
Cтрого соблюдать.
Чтоб работали исправно
Все компьютеры всегда,
Нужно помнить вам о главном:
Главное здесь чистота.
Пыль компьютеру – лишь враг,
И, отправившись сюда,
Вычисти портфель, пиджак.
Для машины грязь – беда.
Будут крупные проблемы:
Портит пыль электросхемы!
1Б. Вот, обедая в столовой,
Вы услышали звонок…
Это вам уже не ново –
Мчитесь с булкой на урок.
Стоп! Сюда вам хода нет!
Хоть и булочки вкусны,
Здесь недопустим обед,
Здесь – рабочие столы.
Крошки в клавишах порой
И влекут в работе сбой.
1В. Если липки ваши руки
Вы не трите их о брюки,
Направляясь в кабинет.
И жевательной резинке,
Просим помнить вас, друзья,
Место в мусорной корзинке,
Здесь жевать ее нельзя.
Что испачкано, порой
Отмывать нельзя водой!
1Г. Нужно помнить всем вам, дети,
То, что тоже важно знать:
Дисциплину в кабинете
Нужно строго соблюдать.
А крикливым шалунишкам,
Тем, что любят поиграть,
Здесь не место. Много слишком
Можно невзначай сломать!
Всюду здесь аппаратура:
Монитор, клавиатура.
1Д. И хотелось бы заранее
Дать наказ еще такой,
Что нельзя без указаний
Кнопки трогать ни одной!
Не касайтесь монитора –
Пятна сразу здесь видны.
Не хватайтесь для опоры
Вы за электрошнуры.
С напряжением в сети
Ох, дружочек, не шути!
Не сложны советы эти
Вроде бы для всех вас, дети,
Но у самого порога
Вспомни их, им следуй строго.
И компьютер – добрый друг
Поведет вас в мир наук! [2]
Учитель: А теперь, ребята, давайте проверим как вы знаете правила по технике безопасности. Я сейчас прочитаю вам истории, а вы ответите на мои вопросы.
1. Знайка набирал на компьютере длинный и сложный текст, а Незнайка сидел рядом и наблюдал за его действиями. Внезапно он изо всех сил стал трясти Знайку за плечо со всего размаха ткнул пальцем в монитор так, что последний стал вибрировать.
- Ты совершил ошибку! – закричал Незнайка. – Это слово пишется по-другому!
Знайка посмотрел на Незнайку сквозь толстые линзы своих очков и…
Как вы думаете, что в ответ сказал Знайка?
2. Незнайка пришел в кабинет вычислительной техники. Его внимание привлекло огромное количество питающих проводов, которые располагались с тыльной стороны каждого монитора. Решив рассмотреть их поближе, он уже протянул руку к одному. Внезапно кто-то схватил его за плечи и изо всех сил потянул назад. Кем-то оказался Знайка.
Почему Знайка повел себя таким необычным образом?
3. Винни-Пух копал картошку, а Пятачок ее собирал. Отпустив в погреб последний мешок, они сразу же отправились на занятия в компьютерный класс.
Что они забыли сделать?
4. Незнайка работал на компьютере. Внезапно экран погас. Не зная, что делать, он изо всех сил стал нажимать на клавиши, то включать, то выключать компьютер.
Правильно ли он поступил? [4]
Учитель: Молодцы ребята! А теперь поиграем в игру. Я буду читать вам правила по ТБ, а вы их внимательно слушать. Если вы будете с ними согласны, то сидите спокойно, а если не согласны, то хлопайте в ладоши.
Правила техники безопасности.
- Входите в кабинет спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы. Занимайте свое место, ничего не трогая на столах.
- Прикасаться к экрану, задней стороне корпуса монитора и питающим проводам можно, но только чистыми руками.
- Запрещается включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя.
- Запрещается класть диски, книги и тетради на монитор и клавиатуру.
- При появлении запаха гари необходимо открыть форточку.
- Наклонятся к монитору нужно как можно ближе (на расстояние 10–15 см), чтобы лучше рассмотреть то, что написано на экране.
- Нельзя работать при недостаточном освещении.
- Если вдруг почувствуешь себя плохо, необходимо срочно бежать в компьютерный класс и сидеть за компьютером не менее двух часов.
- Работай на клавиатуре чистыми руками.
- На клавиши необходимо нажимать как можно сильнее, иначе на экране ничего не будет видно. [4]
Учитель: А теперь, ребята, давайте послушаем про устройство компьютера.
2. Оглянись, дружок, вокруг!
Вот КОМПЬЮТЕР – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Может он ребят учить,
Может он станок включить.
Папе, дедушке и тете
Он поможет на работе:
Стало легче с ним, чем прежде
Дом построить сшить одежду.
И послать ракету к звездам
Без него не так-то просто!
Даже вылечить больного
Он поможет – что ж такого!
Много игр на белом свете,
Вот они играйте, дети!
Щелк! – и сам в мультфильме ты!
Можешь прыгать с высоты,
Пропасти перелетать
И принцесс освобождать,
И в бою со злым драконом
Не остаться побежденным!
Это все КОМПЬЮТЕР смог!
И теперь, не чуя ног,
Мы к компьютеру летим:
Подружиться с ним хотим! [3]
3. Вот компьютер наш стоит.
Из чего ж он состоит?
Клавиш ряд – КЛАВИАТУРА,
МОНИТОР – экран тут есть.
МЫШКА хвостиком вильнула –
Может, хочет внутрь залезть?
Этот шкаф – системный блок,
важно смотрит в потолок!
Впереди в нем – кнопка ПУСК,
Место для дискеты,
А еще здесь – СИ-ДИ-РОМ!
Ты запомни это! [1]
4. В системном блоке есть, дружок,
Один укромный уголок,
В нем – небольшая микросхема,
Что управляет всей системой!
Она необходима тут!
ПРОЦЕССОР – так ее зовут.
Все, что ни делает компьютер,
обдумает в одну минуту,
направит точно все процессы –
такой умелый он, процессор!
Ты знаешь, друг, про телефон,
Что есть “Билайн” и “Мегафон”?
Процессор – тоже разный он:
В одной машине – “Селерон”,
В другой он “Пентиум”, а вон,
Смотрите, “АМД – Атлон”.[1]
5. Вот картина в серой раме,
Только – посмотрите сами! –
Ожила картина вдруг!
Удивились все вокруг.
На картине лес шумит,
Быстро серый волк бежит,
Под кустом зайчата пляшут,
В танце хвостиками машут!
“Это вовсе не картина!” –
Заявляет Ангелина.
Знайте, дети, с этих пор:
Перед вами – монитор!
“Ой, – обрадовалась Лиза, –
Он похож на телевизор!
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки!” [3]
6. А вот эти две коробки?
Не “коробки”, а “КОЛОНКИ”!
Из колонок громкий звук
Разливается вокруг!
Удивил компьютер нас:
Вдруг сыграл старинный вальс!
А теперь читает вслух,
Как царевич шел на луг…
А теперь гремят моторы:
Мчимся в звездные просторы,
Бьемся с чудищем – бах – бах! –
Мы в неведомых мирах!
Если маме мы мешаем,
То колонки выключаем,
Раз! – НАУШНИКИ надели,
Помогли они на деле:
Нас теперь не слышит мама,
Бой опять в разгаре самом! [3]
7. В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть…МЫШКА!
Эта мышка не простая,
Эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
Мышь на коврик ты кладешь,
Мышь по коврику ведешь –
На экране тут же стрелка
Вдруг запрыгает, как белка!
Начинается забава:
Мышка вправо – стрелка вправо!
Влево мышка – стрелка тоже!
Догонялки? Да, похоже! [3]
8. Мышка, мышка, где твой хвост?
- Он к компьютеру прирос!
За компьютер я держусь,
Потеряться не боюсь!
- Мышка, мышка, где твой нос?
Странный, право же вопрос!
Он по экрану рыщет,
Все, что вам надо, ищет!
- Мышка, мышка, как живешь?
- Каждый день весьма хорош!
- А зачем тебе две лапки?
- Чтоб найти программы в папке!
Левой лапкой поведу,
Папку нужную найду;
В ней пороюсь, поищу –
И программу отыщу,
Два разочка постучу –
И ее я запущу!
(А если найден ярлычок,
нужен лишь один щелчок.)
правой лапкой повожу –
и меню вам покажу.
Выбирайте, что хотите,
Только мышкой укажите!
Мышкой можно указать,
Мышкой можно приказать –
И компьютер наш умело
Сразу примется за дело![1]
9. Это вот – клавиатура.
Пальцам здесь и физкультура,
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны!
По клавишам прыг да скок –
Береги ноготок!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
А ну-ка, слово “Ваня”,
Светись-ка на экране! [3]
10. А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопок ряд, курок и хвостик?
Ну конечно, это…ДЖОЙСТИК!
Помогает детворе
Он в компьютерной игре.
Вправо дернешь ручку эту –
Вправо полетит ракета,
Или мячик, или дух,
Или просто Винни-Пух!
Или, скажем, нужно влево
Нам отправить королеву.
Джойстик влево наклони ты –
И сейчас же как магнитом
Королеву тянет влево.
Так послушна королева! [3]
11. А вот это ПРИНТЕР, братцы.
Тут нам надо разобраться:
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент!
Фотографию он тоже
Напечатать быстро сможет,
И рисунок твой для мамы,
Самый добрый, лучший самый,
Если дать ему приказ,
Напечатает сто раз! [3]
12. И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна –
Вещь, известная не всем!
Называется МОДЕМ.
К телефону подключил –
Сообщенье получил!
Прямо на экране –
Весть от Пети к Ване!
Меж компьютерами связь
Электронная велась,
Прилетели строчки к нам
По длиннющим проводам!
Провода бегут вокруг,
Словно землю всю паук
Паутиной обмотал,
А вот мух ловить не стал:
К паутине навсегда
Прилепились города!
Паутина под землей!
Паутина под водой!
Даже в воздухе она –
Просто радиоволна!
Даже спутник на орбите
Приклеплен к незримой нити!
Свяжет всех – проблемы нет! –
В этом мире ИНТЕРНЕТ! [3]
13. В Интернете путь открыт:
Каждый с каждым говорит!
Посмотреть его поближе –
Вот Париж перед тобой
На экране как живой!
Вот Мадрид, Нью-Йорк, Москва!
Прямо кругом голова!
Вот Берлин, Стокгольм и Дели…
Не осмотришь за неделю. [3]
14. Есть компьютер? Скажем прямо:
Нам теперь нужна ПРОГРАММА!
С этой вот программой он
В шашки по уши влюблен,
С этой – сказки сочиняет,
С этой – судном управляет!
Объяснит ему программа,
Как заботливая мама,
Что, зачем и почему
Сделать надо бы ему.
С ней компьютер очень дружен,
И всегда он ей послушен.
Дети голову ломают:
“Где программы обитают?”
На винчестере – как дома! –
И на диске си-ди-рома.
Иногда и на дискете
Могут жить программы эти. [3]
15. ПРОГРАММИСТ программы пишет.
Он не видит и не слышит
В это время ничего!
Не зовите вы его!
Как же пишутся программы?
На особых ЯЗЫКАХ.
И из них простейшим самым
БЕЙСИК числится пока.
А еще есть СИ, ПАСКАЛЬ…
Не упомнишь всех, а жаль!…
Программист – тот все их знает
И вначале выбирает,
На каком из всей их гаммы
Нужно написать программу:
“За работу я берусь,
Выбираю Си плюс-плюс!”
Лихо клавиши стучат,
На экране – цифры в ряд,
Непонятные слова…
Прямо кругом голова!
Но компьютер понимает
И работать начинает.
Программист, конечно, рад,
И твердит он всем подряд:
“ Получилось все, ура!
Вышла классная игра!”
День, неделя, год пройдет –
И к тебе она придет.
С удовольствием играй,
Программиста вспоминай! [3]
16. Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“ВОТ КОМПЬЮТЕР – ВЕРНЫЙ ДРУГ!” [3]
Учитель: Я думаю, ребята, что вы все хорошо знаете устройство компьютера? Давайте это проверим. От каждого класса выбираем по 3 человека, которые будут выполнять следующее задание:
1. Каждому классу дается карточки с текстом. В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Нужно найти эти термины.
Искомые термины – элементы компьютера: Этот процесс орнитологи называют миграцией.
Ответ: процессор (процесс орнитологи).
Потом они торжествовали и радовались, как дети.
Ответ: монитор (потом они торжествовали).
Несмотря на это его феска не раз падала с головы.
Ответ: сканер (феска не раз).
Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.
Ответ: принтер (Днепр интересна).
По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Ответ: мышка (мы шкаф).
Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.
Ответ: модем (комод ему).
Искомые термины – виды информации.
Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.
Ответ: звук (привез в указанное).
Когда-то он работал в идеологическом отделе.
Ответ: видео (в идеологическом).
Он сказал: “Пройдемте к стене”
Ответ: текст (пройдемте к стене).
Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо.
Ответ: графика (граф и Казанова). [5]
Учитель: Пока ребята выполняют задание, мы с вами поиграем в игру “змейка”. Я буду показывать вам карточку с зашифрованным словом, обозначающим устройство компьютера или термин, связанный с информатикой. Вам нужно прочитать это слово. Буквы можно читать по вертикали и горизонтали в любом направлении. За каждый правильный ответ вы будете получать картинку с компьютером, которую можно будет поменять на оценку по информатике. (Показываются карточки)
2. Нужно назвать слова, из которых путем замены одной буквы можно получить слово, связанное с информатикой и компьютерами.
Бант (байт), болонка (колонка), интернат (интернет), кафель (кабель), кол (код), нависание (завасание), профессор (процессор), соль (ноль), суть (сеть), хобот (робот). [5]
4. Образовать из указанных слов термин, относящийся к информатике и компьютеру.
Вата, том —> автомат, ад, ре, пат —> адаптер,
Тиф, лава —>алфавит, фара, гик —> графика,
Детка, си —> дискета, овод, диск —> дисковод,
Роль, па —> пароль, ель, писк —> пиксель,
Миф, рация, он —> информация, аура, кит, вал —> клавиатура, миф, нота, икра —> информатика, то, ель, си —> носитель, рампа, гром —> программа.[5]
Учитель: Молодцы, ребята! Заработанные карточки приносите на урок, я поставлю вам оценки. А сейчас послушаем выступление ребят.
17. Все меняется кругом,
Ты заметил это,
И не шагом, а бегом
Вертится планета.
Информационный мир
Изменил воззренья,
Новый есть ориентир –
И к нему стремленья.
Спрессовалось время вмиг,
Сжались расстоянья,
Что сегодня не постиг,
Завтра – опозданье.
Не теряй же время зря
И не “бей баклуши”,
Информатику любя,
Разум свой послушай.
И тебе подскажет он
Важность знаний этих,
А без знаний ты смешон,
Трудно жить на свете.
18. Так учись же, не ленись,
И тогда – все будет,
И тогда взметнется ввысь –
Разум все рассудит.
Знанье – это капитал,
Это – факт, не смейся,
Ты пока ведь не читал
Книги Билла Гейтса.
Так учись, живи, расти,
Знаний набирайся,
С информатикой в пути
Ты не расставайся.
Сквозь нее увидишь мир
Ты совсем иначе,
Главный твой ориентир –
Новые задачи.
Будешь самым умным ты –
Это точно знаем…
И, чтоб сбылись все мечты,
Мы тебе желаем. [6]
Учитель: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Быстрее всех справился с заданиями ... класс. Больше всего набрали баллов учащиеся ... класса. А больше всего правильных ответов у ученика ... класса ... . Большое спасибо ребятам, которые помогли мне провести это мероприятие, все вам спасибо, что пришли и приняли в нем участие. Жду вас всех ко мне на уроки, и не забудьте обменять карточки на оценки! До свидания.
Литература:
- Н. А. Пионтковская. Учебные стихи по информатике./ Информатика №13/2006, стр.26.
- В.В. Трофимова. Изучаем и повторяем правила техники безопасности./ Информатика №2/2006, стр.20–21.
- В.В. Агафонов. Твой друг – компьютер./ Информатика №13/2006, стр.32–35.
- И.И. Федотова. Техника безопасности: не так уж это скучно!/ Информатика №16/2003, стр. 18.
- Д.М. Златопольский. Внеклассная работа по информатике./ Информатика №23/2004, стр.11, 19, 27.
- Л.С. Великович. Информатика в стихах для детей./ Информатика №13/2006, стр.25.