Цель: Создание у учащихся целостного представления об Урале, о разнообразии его природных условий и ресурсов.
Задачи:
- Изучить особенности географического положения, природных условий и ресурсов Уральских гор.
- Развивать навыки работы с картой.
- Формировать умения анализировать, объективно оценивать свою работу.
Оборудования: настенная карта “Урал. Физическая карта”; географические атласы для 8-го класса, контурные карты, слайды, карточки с заданиями, лист самооценки, образы горных пород, проектное оборудование.
План урока.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
- Выход на тему урока.
- Постановка учебной задачи.
II. Операционно-исполнительский этап.
- Решение учебной задачи.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Итог урока. Закрепление.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Выход на тему урока.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гульназ Рамилевна. Сегодня мы работаем в группах, совместно.
Вместе не трудно, вместе не тесно,
вместе легко и всегда интересно.
Уверена, что у нас все получится.
Природный район, о котором мы будем говорить сегодня, академик А.Е. Ферсман называл минералогическим раем. Особенно богат этот район различными металлическими рудами, калийной солью, асбестом, нефтью, горным хрусталем, самоцветами и драгоценными камнями.
Наш современник Александр Твардовский так говорил об этом районе:
Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец.
Что это за район? (Уральские горы)
Совершенно верно – речь пойдет об Урале. Тема сегодняшнего урока “Урал – каменный пояс Русской земли” (запишите тему в тетрадь).
Никакие другие горы России не имеют столько названий. Древние греки называли их Рифейскими горами, арабы – Мургаром. Сами обитатели гор именовали их “Камнем” и “Земным поясом”. Название “Урал” появляется только в XVIII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа Василия Никитича Татищева.
Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова академика А.Е.Ферсмана и историка Татищева
2. Постановка учебной задачи.
Что вы хотите узнать об Урале?
Давайте объединим вопросы в блоки и начертим схему в идее солнца.
Мы сегодня рассмотрим несколько блоков: ГП, тектоническое строение, рельеф, природные ресурсы Урала.
Каждый лучик солнца приведет нас к определенному блоку. Сегодня на уроке каждый сам оценит свою работу. Для этого на столах у вас лежат листы самооценки.
II. Операционно–исполнительский этап.
Решение учебной задачи.
1. Географическое положение Уральских гор.
Начнем работу с определения ГП Урала. Возьмите карточку № 1. Прочитайте задание. Обсудите работу в группах и выполните задание.
Кто желает рассказать о ГП Урала?
Вывод: Уральские горы граничат:
С – Северный Ледовитый океан
Ю – гос. граница
З – В-Европейская равнина
В – З.Сибирская равнина
Протяженность: С – Ю:2 000 км
З – В:50–150 км
В.Н.Татищев в 1736 г. предложил считать Уральские горы границей между Европой и Азией. Теперь эту границу проводят по подножию восточного склона Уральских гор.
Самооценка знаний каждым учащимся (по карточке)
2. Тектоническое строение.
Переходим к следующему блоку.
Откройте тектоническую карту в атласах. На карточке № 2 дан профиль тектонического строения Уральских гор от В.-Европейской равнины до З.-Сибирской. Используя карту атласа подпишите названия тектонических областей. Обсудите задание в группах и приступайте к работе. (Дается слово нескольким группам для проверки работы.)
- А теперь давайте проверим.
Вывод: какая складчатость лежит в основании Ур.гор?
Части каких платформ заходят на территорию района?
Горный рельеф связан с тем, что в основании гор лежит палеозойская складчатость.
В I половине палеозойской эры на месте современного Урала было море. Как это доказали исследователи? (Наличие горных пород, образовавшихся на морском дне, окаменелые остатки животных, обитавших некогда в море). По дну моря поднимались острова – вулканы, растекались из глубин земли лава. В палеозойской эре под воздействием глубинных сил земли и мощного давления с востока поднялись горы.
Горообразовательные процессы и позднее неоднократно происходили на Урале, но они не могли сиять в складки затвердевший горный остров, а только разламывали его.
Самооценка знаний каждым учащимся (по карточке)
3. Рельеф.
Ребята, назовите какие две группы процессов формируют рельеф? (внешние – солнце, воздух, вода; внутренние – горизонтальные и вертикальные движения земной коры).
Как вы думаете, какие из них повлияли на формирование рельефа Уральских гор? (Поговорите в группах)
По карте найдите основные части Уральских гор и отметьте на к.к. Найдите самую высокую вершину.
Показывают на карте.
Вывод: Какой вывод можно сделать? (Обсуждают и отвечают)
Карта пермского края.
Самооценка знаний каждым учащимся (по карточке).
4. Природные ресурсы.
ГП и рельеф влияют на разнообразие природных ресурсов.
Назовите виды природных ресурсов. Как вы думаете, какие из них есть на Урале?
Много лесов на Северном Урале.
Средний и южный Урал недостаточно обеспечены водными ресурсами. А почвенные и агроклиматические ресурсы этих частей Урала благоприятны для земледелия.
Вспомните слова академика Ферсмана о том, что Урал – минералогический рай. Главное богатство Урала – это минеральные ресурсы.
Давайте поиграем в игру “Золотая лихорадка”. Кто последним назовет минерал, добываемый на Урале, тот и победитель. Назначим Хозяйку медной горы. Она будет следить за вашими ответами и вручит приз. Знакомы вы с Хозяйкой медной горы. О ней и о богатствах Уральских гор вы можете узнать из сказов уральского писателя Бажова.
Перед вами образцы горных пород. Выберите одну и найдите на карте месторождение этого полезного ископаемого и расскажите об использовании.
Вывод: Урал очень богат минеральными ресурсами.
Самооценка знаний каждым учащимся (по карточке).
II. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Итог урока.
Какие задачи мы поставили в начале урока?
Достигли ли мы их? (Слайд)
Самооценка знаний каждым учащимся (по карточке).
Кто оценил свою работу на “5”, на “4”.
Выставление оценок в журнал.
2. Домашнее задание. п. 32.
1. Составить памятку туристу, отправляющемуся на Урал. Обозначить маршрут, вид транспорта, точку отправления, особенность одежды, меры безопасности.
2. Составить рекламное объявление для туристов, отправляющихся на Урал.
Помните девиз, который я говорила в начале урока.
Вместе не трудно, вместе не тесно,
вместе легко и всегда интересно.
Мне было очень легко и интересно с вами. Надеюсь вам тоже. Спасибо.
Лист самооценки
Название блоков |
Оценка |
1. Географическое положение | |
2. Тектоническое строение | |
3. Рельеф | |
4. Природные ресурсы | |
Общая оценка | |
Фамилия, имя |