Цели и задачи урока:
Обучающая:
- совершенствовать умение удалять и вставлять буквы, фрагменты текста, используя клавиши Delite и Back Spech;
- нарабатывать умение владения клавиатурой;
- учить вводить простейшие команды в приложении Кони;
- закреплять понятие кодирования информации и дешифровки (ребусы);
- закреплять словарь информатики.
Развивать умения:
- вводить и редактировать текст;
- использовать знания уроков русского языка;
- вводить команды с клавиатуры;
- развивать творческие способности;
- развивать аналитическое мышление.
Воспитывающая:
- способствовать воспитанию нравственных качеств: толерантность, взаимовыручка, взаимоуважение и чувство сопереживания;
- учить реально оценивать себя и других;
- организовывать свою работу, действовать самостоятельно, в парах и группах.
Мотивационное обеспечение урока:
- красочно оформленные приложения игровой формы;
- создание проблемной ситуации;
- развитие веры в свои силы.
Тип урока: обобщение, систематизация и коррекция з.у.н. по теме “ Редактирование текста”.
Форма: игра.
Оборудование:
- компьютеры – приложения Роботоландии “Правилка”, “Кони” запущены и свернуты на панель задач,
- на доске название стенгазеты “Новости с птичьего двора”;
- заготовки текстов с ошибками;
- фигурные листочки для написания заметок.
Структура урока
I. Организационное начало урока.
Приветствие учителя и уч-ся.
(для включения детей в работу использую загадку)
Напишу и сосчитаю,
И ошибку укажу,
Я и музыку сыграю,
И картинку покажу…
Я хотя росточком мал,
Но большой универсал!
Что это? (Компьютер).
II. Проверка теоретических знаний уч-ся в вопросно-ответной форме:
- Я буду задавать вопросы а быстро отвечаете на вопросы по редактированию текста.
Учитель | Ученик |
Людей, каких профессий называют редакторами? | Редактор – это человек, который руководит изданием газеты, журнала, книги; выпуском передачи на радио или телевидении. |
Что такое программа-редактор? | Программа-редактор – это компьютерная программа, при помощи которой можно обрабатывать информацию |
В программе-редакторе можно создавать информацию. К какому информационному процессу можно отнести создание информации: хранение, передача, обработка? | обработка, хранение. |
Как записывают текст в многострочном редакторе? | Набирают текст на клавиатуре |
Как исправляют ошибки набора внутри одной строки многострочного редактора? | Чтобы вставить пропущенные буквы: - щелкнуть левой кнопкой мыши на месте вставки; - ввести недостающие буквы; Чтобы стереть лишний символ: - щелкнуть левой кнопкой мыши за удаляемым символом; - нажать клавишу Backspace. |
Как добавить к тексту редактора пустую строку, и установить курсор в ее начало? | Клавиша Enter в конце последней строки добавляет к тексту пустую строку, и устанавливает курсор в ее начало). |
III. Практическое закрепление и контроль знаний и умений и навыков.
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1этап. Учитель объясняет порядок работы - Сегодня у нас открывается школа редакторов. Вы по очереди будете работать редакторами в газете и редактировать тексты на компьютере. 1 половина детей проверяет свои знания на компьютере в программе “Правилка”, выполняют контрольный зачет в “Правилке”(учитель показывает порядок работы). Каждый получает звание в зависимости от правильности выполненного задания: Профессор, Студент, Торопыжка, Незнайка. Надеюсь, что Торопыжек и Незнаек у нас сегодня не будет. 2 половина детей в это время будет делать газету. Называется газета “Птичий двор”. Жители и посетители птичьего двора написали заметки для газеты. Каждый из вас должен исправить ошибки в их заметках и переписать красиво на заготовленные листочки. Готовую статью прикрепить к газете. Тексты у всех разные. (Приложение) (на доске прикреплено название газеты “Новости с птичьего двора”) |
Уч-ся внимательно слушают, запоминают порядок работы |
2 этап. Учитель оказывает индивидуальную помощь, если требуется, записывает результаты контрольной работы, поощряет помощь друг другу при работе с газетой. |
1 группа работает на компьютере 2 группа редактирует статьи для газеты |
3 этап. Учитель продолжает индивидуальную работу и контроль |
2 группа работает на компьютере 1 группа редактирует статьи для газеты |
2 |
3 |
4 |
5 |
IV. Итог урока.
- Сегодня за работу на компьютере звание Профессора получили (перечислить кто) и получают 5 за работу, звание студента получили (перечислить ) и получают – 4. Остальные стали Торопыжками и Незнайками. Надеюсь, что на следующем уроке они тоже получат звание Профессоров. (Оценки 3 и 2 не выставляются)
А теперь посмотрим газету (учитель хвалит газету).
Заканчиваю подводить итог рефлексией:
А теперь нам нужно украсить газету цветными узорами (у каждого на столе лежат цветные фломастеры), прочтите таблицу на доске, выберите фломастер нужного цвета и нарисуйте один узор в виде звездочки на выделенном уголке.
Если вам все было интересно и понятно на уроке, то украшаете красной звездочкой;
Если было не все понятно – синей;
Если ничего не понятно – зеленой.(Дети выходят и рисуют звездочки).
- А для чего вы должны научиться правильно печатать и исправлять на компьютере? (Чтобы можно было делать газету напечатанную)
А чтобы лучше работать на компьютере дома необходимо выполнить домашнее задание:
Дома повторить параграф 1.8 и выполнить задание 7,9 (решить ребусы.)
V. Если осталось время. Открыть игру “Кони”
Следует вводя команды поменять местами белых и черных коней, произведя как можно меньше ходов.(Эта игра является для пятиклассников входом в начало программирования в ЛОГо-мирах.)
Самоанализ
Урок отвечает теме. Цель достигается в процессе работы всего урока.
Такое построение урока я выбрала потому что детям всем хочется поработать за компьютером, но нельзя долго проводить время у экрана монитора. При такой работе “парта---компьютер” дети не устают, им не требуется физкультминутка, т.к. они некоторое время затрачивают на передвижение, смена деятельности снимает усталость.
Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь. Использование обучающих программ позволяет не только активизировать, но и оптимизировать учебную деятельность. Постоянно поддерживается интерес к уроку, что достигается без особого труда с применением увлекательных компьютерных программ, нестандартных вопросов, оригинальных задач из “Роботландии”.
Создается доброжелательный микроклимат на уроке, используется наглядность (красочные карточки, яркие трафареты и др.).
Работа с тренажером “Правилка”. Задание: исправить ошибки в словах. Комментарий: развивает такие свойства внимания, как устойчивость (этому способствует мотивация, если задание выполнено успешно, то присваивается звание “Профессор”; переключение внимания (с одного правила на другое); распределение внимания (когда выполняется “смесь” и “суперсмесь” и нужно в центре внимания удерживать сразу 3 правила); сосредоточенность внимания. Здесь формируется очень важное умение: удерживать инструкцию на протяжении всей работы, четко выполняя цель работы: найти и исправить ошибки в данных словах.
Редактирование “газетных заметок” помогает усвоить сам процесс нахождения и исправления ошибок, стимулирует детей к получению новых знаний. Процесс оформления газеты является творческим, увлекающим всех детей, где даже отстающий может показать свое умение рисовать и оформлять.
На уроке используются межпредметные связи (с русским языком).
Считаю, что нет необходимости ставить на таком уроке отметки “3” и “2”, т.к на отметку может повлиять знание не предмета информатики, а другого предмета, в данном случае – русского языка. Поэтому считаю, что надо дать возможность детям потренироваться на следующем уроке и пересдать зачет.
Игра “Кони” требует перестановки местами белых и черных коней за как можно меньшее количество ходов. Т.к необходимо вводить команды в поле команд, игра является как бы началом входа в программирование. К тому же необходимо выполнять как можно меньше команд, что заставляет детей мыслить логически.