Развивающий игровой день в ГКП (группе кратковременного пребывания – дошкольной)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Развивающая: Воспроизводить действия из жизненных ситуаций, развивать умение логически мыслить, устанавливая взаимосвязи: лес влияет на чистоту воздуха; состояние неживой природы – растительный мир – животный мир – человек; развивать речь детей, правильно подбирать слова, пополнять словарный запас; учить разделять сказочное от реальности; учить составлять предложения из нескольких слов; учить планировать свою деятельность.
  2. Обучающая: Учить детей различать и называть хвойные и лиственные деревья (береза, осина, клен, сосна, лиственница), кустарники(акация, боярышник); сравнивать их, находя общий признаки (крона, ветви, ствол, корни); дать понятие об экосистеме “лес”; называть птиц и животных, населяющих леса нашей местности, слушать их голоса; совершенствовать умение считать до 5 и соотносить количество (столько же, сколько…); учить соотносить размеры (больше, меньше, маленький, большой), называть геометрические фигуры.
  3. Воспитательная:Воспитывать потребность в общении с природой, бережном отношении к своему здоровью, развивать любовь к родной природе, желание любоваться красотой окружающего мира, практическими делами охранять и беречь лес.

Материалы: Ватман, набор плоских изображений деревьев и кустарников, плоские геометрические изображения для оформления в “лесу” уголков отдыха; деньги (“1 монетка” на каждой денежке) для расчетов; набор для аппликации (клейстер, кисти, салфетки, бумага для подложки), бумага и ручка для составления письма.

Ход игры

(Дети сидят в кружочке. Отдельно на столах материалы для работы.)

Воспитатель приветствует детей.

- Как вы сегодня спали? Что видели во сне?

(Дети рассказывают о своих снах, возможно фантазируют, учитель поправляет выражения, помогает подобрать слова и выражения с обязательным повторением правильного произношения).

- А я тоже видела сон. Знаете пустырь за селом рядом со старым садом? (Пустырь за нашим селом – реальность). Так вот, приехали какие-то люди и на этом пустыре начали строить новый кирпичный завод – старый-то совсем разрушился (разрушенный кирпичный завод – это реальность). И вот мне снилось, что они построили новый завод и он начал работать. А когда выжигают кирпич – что они делают? Топят печи дни и ночи без перерыва. А дым из труб этого завода весь попадал на наше село. И нам с вами стало трудно дышать – ведь вместо чистого воздуха был сплошной удушливый дым, которым дышать человеку вредно. Я очень испугалось и проснулась. А когда шла на работу, посмотрела – на пустыре еще нет никакого завода. Но его могут построить. Как нам спасти село от дыма?

Выслушать предложения детей. Направлять в беседе на обоснование своих предложений, их целесообразности. В процессе беседы подвести детей к тому, что, во-первых, следует написать письмо в санэпидемстанцию (объяснить что это за организация), чтобы нам помогли и не разрешали бы строить завод на нашем пустыре, а во-вторых, пустырь может быть площадкой для посадки нового леса.

- Для чего нам нужен лес? (Чтобы воздух был чище, лес поглощает пыль и листочки вырабатывают кислород, которым мы дышим).

- А давайте мы с вами вот на этом ватмане как на пустыре “посадим” лес (воспитатель показывает ватман), а потом подумаем и напишем письмо.

- Как вы думаете, какие деревья будем сажать? (Воспитатель обсуждает с детьми деревья и кустарники.)

- А все ли из предложенных деревьев и кустарников будут у нас расти? А почему не все? (Зима холодная и некоторые деревья не переживут сильные морозы. С помощью воспитателя, совместной беседы выбирают деревья, кустарники, которые будут “посажены”в нашем лесу. Побуждать детей проговаривать названия –сосна, береза, осина, клен, акация, лиственница, боярышник).

- А где мы будем брать саженцы? Да, саженцы продаются в питомниках. Вы должны пойти к лесоводу и купить саженцы. Вот вам по 5 монеток – на них вы будете покупать саженцы.

(Игра-обсуждение проблемы переходит в игру-покупку саженцев.)

Воспитатель играет лесовода в питомнике.

- Детки, какие вам нужны саженцы? В нашем питомнике есть саженцы (перечисляет). Один саженец стоит одну монетку. Вы должны заплатить столько монеток, сколько саженцев будете покупать. А сначала посмотрим саженцы. У саженцев есть ствол, ветки, листочки или иголочки и корень. Вы как будете сажать саженцы? Что будете закапывать в землю: ствол, ветки или корни? Правильно – корни. А как ухаживают за молодыми саженцами вы знаете? Их поливают, рыхлят землю, пропалывают чтобы сорняки не мешали расти маленьким саженцам. А когда они подрастут, тогда им сорняки, трава уже не страшны. А теперь выбирайте саженцы.

(Идет игра - покупка саженцев. Дети по очереди выбирают “саженцы”, с помощью воспитателя определяют столько монеток, сколько саженцев покупают, расплачиваются. Воспитатель следит за порядком очереди, за правильностью обращений к “продавцу”.)

После покупки действие пере ходит на “пустырь”.

- Ребятки, а как будем сажать деревья? Где будут хвойные, лиственные, кустарники?

(В процессе обсуждения подвести детей к пониманию того, что лиственные деревья ниже, чем сосна и их нельзя высаживать внутри хвойного леса, а то им не будет хватать солнышка, а кустарники растут невысокими, значит их тоже необходимо посадить где-то отдельно или с краю леса.) .

Дети раскладывают не приклеивая примерно располагая саженцы на ватмане.

- А чтобы нам было удобно гулять в лесу, что необходимо оставить? (Дорожки). А чтобы маленькие детки могли поиграть, а взрослые отдохнуть, что для них можно сделать в нашем лесу? (В процессе обсуждения, вовлекая в беседу всех детей, подвести их тому, что необходимо сделать скамеечки, песочницы).

- А какой формы, размера и цвета будут песочницы, скамеечки? (Осуждение с обязательным сравнением размеров и проговариванием названий форм и цвета). А покупать все это мы будем в столярном магазине.

Дети идут в “столярный магазин” и покупают все у продавца-воспитателя на тех же условиях, что и саженцы.

- А теперь посмотрим и определим, где будут находиться песочницы, скамейки. (Вблизи дорожек).

- Теперь можно заняться “посадкой”-аппликацией. Какие правила необходимо соблюдать при наклеивании? (Аккуратно намазывать клейстером оборотную сторону изображения на подкладном листочке, приложить на выбранное место на ватмане, накрыть салфеткой и разгладить аккуратно рукой, салфетку убрать.)

Дети “сажают” –  приклеивают саженцы к ватману,, “засыпают землей – приклеивают кусочки черной бумаги на корни растений.

- Молодцы, хорошо поработали. Осталось “насыпать” дорожки, “вкопать” скамейки и песочницы. Выполняем.

- Ну вот лес мы посадили. Чувствуете как чище становится воздух?

- А как вы думаете чего не хватает в нашем лесу? (В настоящем лесу живут звери, птицы.).

- Правильно! А о нашем лесе сорока-белобока уже всем в округе растрезвонила, и к нам уже пришли лесные обитатели и подглядывают из-за шкафа, не могут дождаться когда лес вырастет (воспитатель достает из-за шкафа фигурки зайчика, сороки-белобоки, воробья, лисички, вороны, жаворонка, скворца.) Давайте поселим их сейчас в нашем лесу, пусть живут в нем.

(Дети приклеивают фигурки животных и птиц)

- Ну вот теперь наш лес ожил, слышите? (Воспитатель включает кассету с записью голосов птиц и животных “Звуки природы”, можно совместить с физкультминуткой):

- А как прыгают зайчики в лесу – дети прыгают, как машет крыльями и кричит сорока – изображают,

А теперь на одну минутку представьте что каждый из вас какая-то зверушка или птичка в лесу, изобразите как они движутся и кричат. (Дать детям возможность подвигаться по групповой комнате.)

- Вы хотели бы гулять в таком лесу, где есть всякие деревья и все приготовлено для отдыха и игры, и воздух свежий. А что необходимо всем делать, чтобы лес всегда был красивым (не мусорить, не жечь костры, не пилить и не ломать деревья, убирать всем за собой.). Давайте повесим наш план леса на доску, чтобы всем было хорошо видно какой красивый лес вы хотите посадить на пустыре.

- Давайте перейдем за соседний столик, сочиним письмо в санэпидемстанцию чтобы не разрешали строить на пустыре завод и отдадим нашему директору, чтобы передал. И напишем, что у нас есть план как посадить деревья на пустыре, мы можем его подарить, или, когда подрастете, то сами посадите такой лес.

(Дети с помощью воспитателя составляют письмо из простых предложений. Воспитатель помогает правильно составлять предложения и подбирать слова.)

- Письмо мы отдадим директору школы, чтобы он передал его по адресу.

- А в какую бы подвижную игру вы хотели поиграть на лесной полянке?

(Дети предлагают игры, выбирают одну и плавно переходят к новому виду деятельности – подвижной игре.)