Урок черчения в 7-м классе по теме "Сопряжения"

Разделы: Технология


Цели:

  • познакомить учащихся с применением сопряжений в технических формах, предметах быта;
  • научить строить сопряжение между сторонами углов;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение работать чертежными инструментами;
  • воспитывать точность, аккуратность, внимательность.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения: фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией, упражнения.

Материальное обеспечение: технические детали, мультимедиа.

Ход урока

I. Организационная часть (1 минута).

Проверка готовности к уроку, заполнение классного журнала.

II. Повторение пройденного материала по теме "Геометрические построения.

Деление окружностей на равные части". (5 минут).

Фронтальный опрос. Задание: разделить окружности на 3 и 5 равных частей.По окончании работы сдаются на проверку учителю.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа. (3 минуты)

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если отгадаете ребус.1 слайд

Правильно, это сопряжение. Сопряжением называется плавный переход от одной линии к другой.

Сейчас мы с вами посмотрим технические детали и определим есть ли на них сопряжения. Действительно есть.

2 слайд. Посмотрите примеры применения сопряжений в технике.

Правильно: рукоятки инструментов, изгибы музыкальных инструментов, мебели, архитектурных сооружений. Вы поняли, что применение сопряжений очень разнообразно.

2. Объяснение построения сопряжения с помощью мультимедиа (10 минут). Сопряжения бывают разные

img5.jpg (34450 bytes)

Теперь попробуем вместе с вами определить порядок построения сопряжения.

6 слайд. Вы уже поняли, что сопряжение это плавный переход, но ведь скругление может быть разным

img6.jpg (41825 bytes)

Как вы думаете, что должно быть задано, чтобы мы начертили плавный переход нужного нам размера? Правильно, радиус. Значит, радиус должен быть задан.

Радиус задан, циркуль в руке и что? Мы не знаем куда поставить ножку циркуля с иголкой. Что нужно определить? Правильно, центр. Для этого от сторон угла мы откладываем размер, равный радиусу сопряжения и проводим линии построения параллельно сторонам угла до пересечения друг с другом. Точка пересечения и будет центром сопряжения.
Осталось провести дугу. Задумаемся, где начинается и заканчивается дуга? Значит, нам не хватает еще каких-то данных? Молодцы! Нам надо определить точки начала и конца дуги. Для этого мы опустим перпендикуляры из центра сопряжения на стороны угла. Таким образом мы определили точки сопряжения. Выполняем построение дуги, поставив ножку циркуля с иголкой в центр сопряжения, а ножку циркуля с карандашом в точку сопряжения. Чертеж сопряжения сторон угла закончен.

Мы с вами вместе составили алгоритм построения сопряжения. Запишите себе в тетрадь порядок построения сопряжения.

3. Закрепление изученного материала (24 минуты).

Выполнение упражнения (В учебнике рис. 135, стр. 105). Ученик работает у доски на заранее заготовленном чертеже детали

Во время выполнения чертежа даются необходимые пояснения.

4. Домашнее задание (2 минуты).

Страница учебника 106 , рисунок 137

Послесловие. Мои ученики выполняют по данной теме творческие работы. Я привожу примеры таких работ

Желаю всем успеха в нашей трудной, но интересной работе.

Используется учебник

Ботвинников А.Д. и др. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - М. Просвещение, 2005г.