Цели урока:
- Познакомить с историей образования Кузбасса, административной картой России
- Сформировать представление обучающихся о родном крае.
- Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.
- Развивать интерес к природе Кемеровской области, познавательную активность.
- Воспитывать любовь к своему краю, умение работать в группах, выслушивать чужое мнение.
Оборудование:
- Административная карта России,
- карта Кемеровской области, атласы Кемеровской области,
- индивидуальные контурные карты,
- карточки - “помогайки” для групп,
- кроссворды по числу групп,
- гербарий растений, картинки животных.
- Красная книга Кузбасса, видеофильм “География Кузбасса”.
Ход урока
Организационный момент.
(Звучит песня “Наш край”).
- Почему сегодня наш урок начался так необычно?
Почему прозвучала эта песня?
Объявление темы и цели урока.
- Мы начинаем изучение нового раздела “Наш край – часть большой страны”.
- Какой он наш край? Что окружает нас? Вот об этом мы будем говорить.
Ученик рассказывает стихотворение В.Михайлов “Родина наша малая”.
На доске запись “Наш край”.
Работа над новой темой.
- Давайте, познакомимся с административной картой России (в учебнике стр.144-145).
Внимательно посмотрите на карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта?
- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны.
- Найдите самые крупные республики (Саха), края (Хабаровский), округа.
- Где в основном находятся эти большие по территории края, округа, республики?
(Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье.)
- Как называется наш край?
Какое второе название имеет?
(отгадайте ребус)
- (Кузбасс)
1 страница. “История края”
В начале XVII в. заимка Щеглово.
С основанием рудника в 1900 г возникает рабочий посёлок.
В 1925 г. Щегловск стал центром Кузнецкого округа.
В 1932 г. Щегловск переименован в город Кемерово.
26.01.43 – Кемеровская область выделена из состава Новосибирской области, и город Кемерово получил статус областного центра.
Идёт добыча угля.
Михайло Волков открыл месторождения каменного угля.
2 страница. “ Овеянный гербом и флагом”
Знакомство с символикой области:
1. герб
2. флаг
- Найдите на карте Кемеровскую область.
- Кто наши соседи? Каков наш край по сравнению с соседями?
- Изучение карты Кемеровской области.
(просмотр видеофильма “ Административные деления Кузбасса. Раздел: города”
3 страница. “Статистические данные”:
В области проживает 2826300 человек. Причём женщин среди них больше, чем мужчин – 53%
Пенсионерами являются 19% кузбассовцев. 16 % составляют ребятишки.
Всего в области 20 городов и 167 сельских поселений.
4 страница. Практическая
(работа с контурной картой области)
- У вас лежат контурные карты, отметьте областной центр, Мариинск, соседей нашего края.
(Взаимопроверка)
- Чем богат наш край? Откройте атласы Кемеровской области на стр. и назовите.
Физкультминутка.
Далее работа ведется по группам.
Материалы для ботаников:
Гербарий, рисунки растений, книга “ Я познаю мир”.
Карточка - “помогай-ка”:
1. Дать общую характеристику природной зоне.
2. Выберите из гербария растения и расскажите о 2-3растениях.
Обучающиеся рассказывают о берёзе, кедре
Материалы для зоологов:
Книга “Я познаю мир”, картинки животных.
Карточка - “помогай-ка”:
1. Разнообразие животного мира Кузбасса.
Материалы для экологов:
Красная книга Кузбасса, картинки с изображением растений и животных.
Карточка - “помогай-ка”:
1. Экологические проблемы (причины их возникновения).
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы учитель консультирует.
Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.
(выступления обучающихся см. в приложение).
По ходу рассказа картинки растений, животных прикрепляются на доску.
Рассказ экологов:
К сожалению и у нас возникли экологические проблемы.
Причины:
- загрязнение воды, воздуха;
- деятельность человека;
- неразумная охота.
Эти причины послужили предпосылками для создания заповедников и заказников на территории Кемеровской области. Официально существует 19 особо охраняемых природных территорий:
Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау”;
Государственный природный “Шорский национальный парк”;
14 заказников;
2 памятника природы
“Поднебесные Зубья” - особое лесничество.
Работа с картой.
Итог урока
Отгадывание кроссворда.
Выставление отметок.
Домашнее задание
Устный рассказ “Мой край”.
Сообщение “Лекарственные растения Кузбасса”.