Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества – одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху “информационной цивилизации” актуальность решения этой задачи возрастает. В связи с этим, целью моей работы стало развитие творческих способностей учащихся, как одной из базовых компетентностей.
Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.
Компетентность – это содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.
Компетенция – это обобщенный способ действий, обеспечивающий продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности.
Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Ключевые компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации и должна постоянно совершенствоваться. Различают следующие типы компетенции, направленные на решение теоретических и практических задач:
- социальная;
- коммуникативная;
- информационная;
- учебно-познавательная.
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.
Существует одно распространённое заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врождённое, оно уж или есть само по себе, или его нет и не будет. Между тем исследования психологов показывают, что всё обстоит прямо противоположным образом. Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость. Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют ли, или готовятся к уроку.
Учебно-познавательная творческая активность в объективном смысле – это творение того, чего ещё не было, а в субъективном – освоение того, что может, и было, но главное – ученику самому дойти до этого. Для достижения этой цели необходимо сочетание внешних и внутренних ресурсов личности (под внутренними ресурсами понимаю личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексию, а под внешними – специально организованную деятельность учителя, в которой объектом учителя становится содержание, опосредованно влияющее на формирование потребностей ученика в мотивировании, критичности, рефлективности по отношению к сообщаемым знаниям).
Реализовывать творческие способности учащихся, предоставлять условия для дальнейшего развития можно не только привычными формами и способами. Над совершенствованием творческого потенциала школьников работаю как на уроках, так и во внеурочное время. Каждый третий ученик принимает участие в интеллектуальных конкурсах: “Золотое руно”, “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Дорога в завтра” (конкурс, проводимый компанией “Норильский Никель”), которые способствуют формированию у детей культуры умственного труда, умственных способностей, интеллектуального развития, активной жизненной позиции, осмыслению детьми общественной значимости развития своих способностей, содействию им в успешной интеграции в самостоятельную взрослую жизнь.
Для привития интереса к предметам, развития внимания, памяти проводятся тематические недели. Считаю, что новая форма организации предметных недель (Недели науки) принесла в нашу школьную жизнь большие изменения. Одна проблема, важная, современная, необходимая в жизни, обсуждается на всех уроках и внеклассных мероприятиях целую неделю в классе. Это праздник науки, исследования, открытия. Например, по теме “Как помочь себе не болеть” на математике составляют задачи о подсчёте калорий, количестве съедаемой пищи, попутно делая вывод о ее вреде или пользе; на уроках русского языка по подобранным ребятами текстам делается вывод, что здоровье может быть не только физическим, но и духовным; можно узнать о возможностях организма на природоведении; на физкультуре посоревноваться с параллельным классом, сравнивая силу, скорость, ловкость.
Традиционно любимыми являются декады русского языка, литературы, где соревнуются в грамотности знатоки русского языка, проводится конкурс чтецов, КВН, литературные чтения, на которых ребята открываются, обсуждая различные взгляды на интересующие их проблемы, выпускаются познавательные газеты. В неделю естествознания проводится интеллектуальный марафон, игра “Тропою знаний”. Особенно благоприятны для развития мышления, внимания, интереса и многих других полезных качеств недели математики. Участвуют все учащиеся класса.
Воспитательная работа так же способствует формированию основных жизненных взглядов, стойких принципов, развитию творческого потенциала школьников. В её основе лежат основные направления:
- годовой круг лицейских дел;
- комплексно-целевая программа “Надежды будущего”;
- сотрудничество с учреждениями допобразования г. Мончегорска.
Годовой круг лицейских дел определил приоритетные направления воспитательной деятельности. Классным коллективом работали по следующим направлениям:
1 четверть – “Сердцу милый уголок…”
2 четверть – “Теплом согрета Зимушка-Зима”
3 четверть – “Под небом голубым”
4 четверть – “Экология души”.
В рамках комплексно-целевой программы “Надежды будущего” определилась стратегия развития образовательной системы класса в области экологического образования и воспитания. Главная идея – формирование экологического сознания детей. Данная программа содержит два тематических блока: экология и краеведение, экология и охрана здоровья, включает теоретические и практические задания. Учащиеся активно участвовали в реализации данной программы. Акция “В защиту животных” не оставила равнодушными ребят. Все учащиеся участвовали в конкурсе рисунков и плакатов “Спаси тюленей”, а также в конкурсе работ с использованием материалов справочной литературы и были награждены за победу. В рамках акции “Помоги четвероногому другу” ребята посмотрели видеофильм “Помоги четвероногому другу”, подписались в защиту кошек и собак, представили свои творческие работы.
Совместные программы на базе учреждений допобразования решают важные задачи воспитания, стимулируют познавательную деятельность детей. В рамках городской акции “Зелёный и чистый Мончегорск” принял участие каждый четвёртый ученик. Учащиеся стали победителями фотоконкурса “Зоркий объектив” и были награждены грамотами и призами отдела охраны окружающей среды администрации Мончегорска. Ребята работают не только индивидуально, но и в группах, так были представлены рисунки и аппликации на конкурс коллективно-творческих работ “В Заполярье осень – славная пора!” в рамках акции “Зелёный и чистый Мончегорск”. Тесно сотрудничаем с Центром развития творчества детей и юношества “Полярис”. Совместные мероприятия нацелены на возрождение традиций и приобщение детей к русской народной культуре. Тесное сотрудничество с центральной детской библиотекой благотворно влияет на развитие познавательных способностей учащихся.
Скучать, одним словом, ребятам некогда, потому что и на уроках и после них происходит их всестороннее развитие, учитывающее всевозможные индивидуальные потребности и желания ребят.
Поэтому система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, по моему мнению, отвечать следующим требованиям: возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения); строиться на междисциплинарной (интегрированной) основе; быть направлена на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности; учитывать уровни развития творчества.
Специально отобранные из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объёма работы, повышение уровня самостоятельности учащихся, интеграцию знаний и способов деятельности, формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способ находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувственность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Одно из условий создания системы развития творческих способностей детей – поиск новых технологий, форм и средств обучения. Так и появились ученические проекты в начальной школе. Один из них стал победителем в конкурсе исследовательских работ “Интеллект – 2007”, проводимом в лицее.
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро. Задача творческого развития школьников, предоставления им практики творческой деятельности заявлена в направлениях модернизации образования, в стандарте (в разделе “Общие учебные умения, навыки и способы деятельности”), где сказано о “творческом решении учебных и практических задач, умении мотивированно отрываться от образца, искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы”. Кроме того, умение действовать в нестандартной ситуации становится насущной необходимостью для всех.