Конспект занятия по экологическому воспитанию "Сохрани елочку-красавицу" (подготовительная к школе группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Предметное содержание:

Уточнить и расширить представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев. Лес – это общий дом для растений и животных. Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.) Закреплять отличительные признаки лиственных деревьев.

Воспитывать интерес к жизни леса. Учить бережно относиться к лесу, растущим деревьям.

Воспитывать желание защищать природу. Воспитывать любовь к труду, доводить начатое дело до конца.

Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовка.

Материалы:

  • семена ели,
  • деревянные палочки,
  • горшочки с землей,
  • материалы на фланелеграф,
  • шишки ели,
  • сосны,
  • кедра,
  • веточки,
  • картинки с изображением деревьев,
  • экологическое полотно,
  • лесовичок "Тюпа".

Ход занятия

Воспитатель сообщает ребятам, что на занятие пришел лесовичок “Тюпа”. Лесовичок хочет узнать, что ребята знают про лес.

Вопросы: Кто был из вас в лесу? Что видели там? Что растет в лесу?

Лесовичок слушает ответы ребят, хвалит их. Далее сообщает им, что самые главные жители леса – это деревья, их много и они разные. Предлагает детям пройти к экологическому полотну “ЛЕС”. Лесовичок просит ребят назвать деревья, какие они узнали. Спрашивает, как они распознали березу и дуб, осину и рябину, ель и клен, сосну? По каким признакам? (ответы детей)

Лесовичок слушает ответы ребят, хвалит их.

Воспитатель: Ребята! А как называют одним словом эти деревья? (показывает на полотне лиственные деревья)

Дети: Лиственные.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а почему я не показала елку, сосну, не назвала тую, лиственницу? Что у этих деревьев вместо листьев?

Дети: Иголки. Хвоя.

Воспитатель: Как назвать эти деревья одним словом?

Дети: Хвойные.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о хвойном дереве – ель.

Ребята, а что вы знаете о еле, чем она отличается от сосны, и как различить ель, сосну и лиственницу, чем ель живая отличается от игрушечной ёлочки?

Ответы ребят. Итог детских ответов.

Сообщение о ели.

Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус.

Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели.

Чем ель не похожа на другие деревья?

У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.

Как различить ель, сосну, лиственницу?

У сосны иголки длинные,, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твёрдые. Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.

Чем ель живая отличается от игрушечной ёлочки?

На улице растет живая ель, у неё в земле корень, который в тёплое время года всасывает воду и питательныe вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняется хвоя - старая выпадает, новая отрастает. Каждую весну и лето ель растёт, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее.

Игрушечная ёлка маленькая и неживая, с ней можно играть.

Физминутка

Лесовичок сидит, что-то считает на палььцах.

Воспитатель: Тюпа, а что ты делаешь ?

Лесовичок: - Да вот считаю, сколько лет ёлочке. Как узнать, сколько ей лет?

Воспитатель: Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разныe стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.

А ещё ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым.

Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

Лесовичок шепчет что-то воспитателю.

Воспитатель: Ребята, а что мне Вася предложил?! Он предлагает нам посадить ёлочку.

Посадка семян ели.

(Перед посадкой необходимо вспомнить, как производить посадку, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)

Анализ занятия.