Предметное содержание:
Уточнить и расширить представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев. Лес – это общий дом для растений и животных. Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.) Закреплять отличительные признаки лиственных деревьев.
Воспитывать интерес к жизни леса. Учить бережно относиться к лесу, растущим деревьям.
Воспитывать желание защищать природу. Воспитывать любовь к труду, доводить начатое дело до конца.
Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовка.
Материалы:
- семена ели,
- деревянные палочки,
- горшочки с землей,
- материалы на фланелеграф,
- шишки ели,
- сосны,
- кедра,
- веточки,
- картинки с изображением деревьев,
- экологическое полотно,
- лесовичок "Тюпа".
Ход занятия
Воспитатель сообщает ребятам, что на занятие пришел лесовичок “Тюпа”. Лесовичок хочет узнать, что ребята знают про лес.
Вопросы: Кто был из вас в лесу? Что видели там? Что растет в лесу?
Лесовичок слушает ответы ребят, хвалит их. Далее сообщает им, что самые главные жители леса – это деревья, их много и они разные. Предлагает детям пройти к экологическому полотну “ЛЕС”. Лесовичок просит ребят назвать деревья, какие они узнали. Спрашивает, как они распознали березу и дуб, осину и рябину, ель и клен, сосну? По каким признакам? (ответы детей)
Лесовичок слушает ответы ребят, хвалит их.
Воспитатель: Ребята! А как называют одним словом эти деревья? (показывает на полотне лиственные деревья)
Дети: Лиственные.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а почему я не показала елку, сосну, не назвала тую, лиственницу? Что у этих деревьев вместо листьев?
Дети: Иголки. Хвоя.
Воспитатель: Как назвать эти деревья одним словом?
Дети: Хвойные.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о хвойном дереве – ель.
Ребята, а что вы знаете о еле, чем она отличается от сосны, и как различить ель, сосну и лиственницу, чем ель живая отличается от игрушечной ёлочки?
Ответы ребят. Итог детских ответов.
Сообщение о ели.
Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус.
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели.
Чем ель не похожа на другие деревья?
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Как различить ель, сосну, лиственницу?
У сосны иголки длинные,, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твёрдые. Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.
Чем ель живая отличается от игрушечной ёлочки?
На улице растет живая ель, у неё в земле корень, который в тёплое время года всасывает воду и питательныe вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняется хвоя - старая выпадает, новая отрастает. Каждую весну и лето ель растёт, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее.
Игрушечная ёлка маленькая и неживая, с ней можно играть.
Физминутка
Лесовичок сидит, что-то считает на палььцах.
Воспитатель: Тюпа, а что ты делаешь ?
Лесовичок: - Да вот считаю, сколько лет ёлочке. Как узнать, сколько ей лет?
Воспитатель: Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разныe стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.
А ещё ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым.
Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.
Лесовичок шепчет что-то воспитателю.
Воспитатель: Ребята, а что мне Вася предложил?! Он предлагает нам посадить ёлочку.
Посадка семян ели.
(Перед посадкой необходимо вспомнить, как производить посадку, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)
Анализ занятия.