Цели.
- Познакомить с согласной буквой ч, со звуком [ч`].
- Познакомить с правописанием ча, чу.
- Познакомить с написанием строчной буквы ч.
- Формировать навыки чтения.
- Способствовать воспитанию бережного, терпеливого отношения друг к другу.
Оборудование.
- толковый словарь русского языка. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.;
- карточки со звуками и буквами;
- слоги;
- карточки со словами;
- графические элементы написания строчных букв;
- схемы-“человечки”;
- иллюстрация к рассказу;
- герой Почемучка;
- рисунки самовара, чайника.
Деятельность учителя. Вопросы. | Деятельность учащегося. Предполагаемые ответы. |
I. Организационный момент. II. Азбука. 1.Знакомство со звуком [ч`]. На доске рисунок. На нём предметы, Которые начинаются с буквы ч. |
|
- Что за предметы нарисованы на этой картине? | Чашка, черепаха, мяч, часы. |
Что общего в произнесённых вами словах? - Произнесите звук, с которого начинаются эти слова? |
Звук [ч`]. Звук [ч`]. |
Ребята! Тема урока звук [ч`] и буква ч. - Откройте нашу Азбуку на с. 134. - Что можно рассказать о звуке ч. - Проверим наши предположения. |
Согласный, глухой, всегда мягкий,
непарный (Показ звука готовой схемы-“человечка”) Звук [ч`] всегда мягкий. |
- Оденьте на схеме в Азбуке своего
“человечка”. - О чём напоминает нам “!”? 2.Знакомство с печатной буквой. - А как же пишется буква ч?
(В.Степанов.) - Ребята! Прочитаем слоги радостно, оживлённо. - Обозначьте цветной точкой звук ч. |
Предположения ребят. |
- Какой выбрали цвет? Почему? | Зелёный. Т.к.звук [ч`] –всегда мягкий. |
3. Постановка проблемы. Ребята! К нам на урок заглянул старый приятель. Кто это? - Он внимательно посмотрел Азбуку и у него возник вопрос. Почему некоторые слоги в словах выделены синим цветом? Прочитайте в полголоса слова в столбиках. - Какие слоги выделены синим цветом? Почему? |
Почемучка. Предположения ребят. Ча, чу. Т.к. в русском языке мы слышим одну букву, а пишем другую. |
- Прочитайте слова, который начинаются
со слога “ча”? - Как будем их писать? - Прочитайте слова, которые начинаются со слога “чу”? - Как будем их писать? - Подчеркните в этих словах опасные, трудные места красным карандашом. Какие слоги подчеркнули? |
Ответы детей. Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у. Ча, чу. |
4. Работа над лексическим значением
слов. Прочитав вместе с нами слова из разных столбиков у Почемучки опять появились вопросы. - Ребята! Я предлагаю вам поиграть в знакомую нам игру “Объяснялки для почемучки”. |
|
- Прочитайте хором слова из этого
столбика. - Объяснять значение слов сегодня нам будут сами ребята. Они поработали с этим большим словарем, который называется “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой. Объяснение своим словам они нашли на страницах словаря. |
Ребята дружно читают. 4 ученика друг за другом выходят, объясняют значение своих слов и садятся на место |
- чудесный – является чудом,
совершенно небывалый, необычный. Нечто –
необычное, нечто поразительное, удивляющее своей
необычностью. Например: чудесные превращения, чудесная сказка. - Чужой – не свой, не собственный, принадлежащий другим. Например: чужой портфель, чужая тетрадь. - Чуткий – быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств или отзывчивый, сочувственный. Например: чуткий друг. - Чумазый – грязный, испачканный. Например: чумазый мальчуган. |
|
- Как напишем все эти слова? | Чу пиши с буквой у. |
- А сейчас, ребята, мы поменяемся ролями.
Мы с почемучкой будем объяснять значение слов, а
вы будете одним словом называть, что это такое. На доску выкладываются слова на магнитах. - Как называется горячий ароматный напиток. Который любят все, а готовится он из вечно зеленого растения, листья которого высушены и специально обработаны? |
|
- Как называется сосуд с носиком и
ручкой, в котором мы завариваем чай? - Как называется питьё чая ? (Выкладывается самовар на доску) - Представьте себе: мы с вами уже пьем вкусный, ароматный чай. Ну как? Напились? Чем же мы с вами занимались? - В каких из этих слов есть звук [й] и специальная буква для него? - А в каких словах звук [й] притался, спрятался в гласные буквы? Почему? |
Чай Чайник Чаепитие Чаёвничали Чай, чайник Чаепитие, чаевничали Гласные е, ё, я в начале слова и после гласной дают два звука |
- В каких словах звуков больше, чем букв? - Что общего у этих слов? - Понаблюдайте, можно ли сказать что эти слова однокоренные? |
Чаепитие, чаевничали Общая часть родственных слов, корень, однокоренные слова |
- Составьте предложение с любым из этих
слов. - Как правильно написать все эти слова? |
Предложения ребят. Ча пиши с буквой а. |
III. Физминутка. Танцевальные
движения под песенку “Чунга чанга”. IV. Письмо. Работа в прописи. - Открыли страницу 23. 1. Подготовка руки к письму. - Обведите узор по светлой линии. |
|
2. Составление из графических
элементов букву ч строчную. 3. Показ учителем на доске с комментарием. - начинаю писать букву со штриха вверх, - пишу маленькую петлю, соединительную линию (она как бы провисла) и линию с нижним закруглением (как у “г”). 4. Сравните, чем похожи и различны буквы ч и г ? Пишем букву ч по линиям. Запись букв г и ч. 5. Рассмотрите образец показа на следующей строчке. - Как соединены 2 буквы ч ? Напишите в воздухе, объедините в прописи. - прочитайте слоги, буквосочетания. Запишите их, подчеркните те, правописание которых надо запомнить. V. Физминутка для мелкой моторики рук.
6. Упражнения в написании сочетания ча. |
Ученик выходит к доске. Выбирает
элементы буквы и ставит на доску с помощью
магнитов.
Второй элемент одинаков ? |
На чайнике записаны слова. - Какую букву надо вставить? Почему? |
|
Ч…Й Ч…ЙНИК Ч…ШКА Ч…ШЕЧКА Вставьте нужную букву. Подчеркните сочетание ча. (К доске выходят ученики по одному вписывают буквы.) VI. Азбука. Работа с текстом-шуткой “Буква-почемучка”, с. 134, 135. 1. Прогнозирование содержания текста по иллюстрации, заглавию. |
|
На чайнике записаны слова. - Какую букву надо вставить? Почему? |
Букву “а” Ча пиши с буквой а. |
- Почему букву назвали почемучкой? О чём этот текст? | Предположения ребят. |
2. Чтение текста по предложениям и абзацам. Вопросы по ходу чтения. | |
1 предложение: - Что может быть странным в букве ч? |
Предположения ребят. |
2 предложение: - Подтвердились наши предположения? В этом ли всё дело? Прочитаем дальше. После первого абзаца: - Какие вопросы задает буква ч? - Чем интересны все эти вопросы? - С какой интонацией нужно их прочитать? |
Перечисляют. В них есть буква ч. С вопросительной интонацией. |
После второго абзаца: - Какой звук звучит чаще других? - Кто это увидел чайник? Догадались? - Как надо прочитать все эти буквы ч? После третьего абзаца: - Кому надоедает буква ч? - Как меняется настроение у буквы ч? - Какая буква ч? - Кого она вам напоминает? |
Звук [ч`]. Буква ч. Громко, с вопросительной и интонацией радости Всем, посуде и т.д. Она обижается, размышляет и снова веселится. Не умеет долго обижаться, любопытная, веселая. Почемучку. |
3. Чтение по ролям. - Сейчас мы попробуем прочитать этот текст по ролям. Выбирается автор и буква – почемучка. На букву – почемучку одевается маска с буквой ч. (Фаза 2). |
|
- Понравилось чтение по ролям? - Чья пара лучше вошла в роль? - Ребята! А вы поняли, отчего букву назвали Почемучкой? |
Ответы детей. |
- Кому чаще всего вы задаете свои
вопросы? - Выслушивают ли они вас. Получаете ли вы ответы на свои вопросы? - Нудно быть очень терпеливым, относиться друг к другу бережно, тогда вопросы других вас не будут раздражать. Наоборот, они вам дадут возможность быть любознательными и умными учениками. - Ребята! Придумайте продолжение истории про букву ч. Не забывайте, что её зовут буква – Почемучка. |
Родителям, учителям. Да, конечно. |
VII. Итог урока. Ребята! Чем мы
занимались? Что вам понравилось? |
Ответы ребят. |