Интегрированный урок в 1-м классе (чтение + письмо). Звук [ч']. Строчная согласная буква "ч"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Познакомить с согласной буквой ч, со звуком [ч`].
  2. Познакомить с правописанием ча, чу.
  3. Познакомить с написанием строчной буквы ч.
  4. Формировать навыки чтения.
  5. Способствовать воспитанию бережного, терпеливого отношения друг к другу.

Оборудование.

  • толковый словарь русского языка. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.;
  • карточки со звуками и буквами;
  • слоги;
  • карточки со словами;
  • графические элементы написания строчных букв;
  • схемы-“человечки”;
  • иллюстрация к рассказу;
  • герой Почемучка;
  • рисунки самовара, чайника.
Деятельность учителя. Вопросы. Деятельность учащегося. Предполагаемые ответы.
I. Организационный момент.

II. Азбука.

1.Знакомство со звуком [ч`].

На доске рисунок. На нём предметы,

Которые начинаются с буквы ч.

 
- Что за предметы нарисованы на этой картине? Чашка, черепаха, мяч, часы.
Что общего в произнесённых вами словах?

- Произнесите звук, с которого начинаются эти слова?

Звук [ч`].

Звук [ч`].

Ребята! Тема урока звук [ч`] и буква ч.

- Откройте нашу Азбуку на с. 134.

- Что можно рассказать о звуке ч.

- Проверим наши предположения.

Согласный, глухой, всегда мягкий, непарный

(Показ звука готовой схемы-“человечка”)

Звук [ч`] всегда мягкий.

- Оденьте на схеме в Азбуке своего “человечка”.

- О чём напоминает нам “!”?

2.Знакомство с печатной буквой.

- А как же пишется буква ч?

- Да, вы правильно решили.
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами друзья.
Буквы путать нам нельзя.

(В.Степанов.)

- Ребята! Прочитаем слоги радостно, оживлённо.

- Обозначьте цветной точкой звук ч.

Предположения ребят.
- Какой выбрали цвет? Почему? Зелёный. Т.к.звук [ч`] –всегда мягкий.
3. Постановка проблемы.

Ребята! К нам на урок заглянул старый приятель. Кто это?

- Он внимательно посмотрел Азбуку и у него возник вопрос. Почему некоторые слоги в словах выделены синим цветом?

Прочитайте в полголоса слова в столбиках.

- Какие слоги выделены синим цветом?

Почему?

Почемучка.

Предположения ребят.

Ча, чу. Т.к. в русском языке мы слышим одну букву, а пишем другую.

- Прочитайте слова, который начинаются со слога “ча”?

- Как будем их писать?

- Прочитайте слова, которые начинаются со слога “чу”?

- Как будем их писать?

- Подчеркните в этих словах опасные, трудные места красным карандашом. Какие слоги подчеркнули?

Ответы детей.

Ча пиши с буквой а.

Чу пиши с буквой у.

Ча, чу.

4. Работа над лексическим значением слов.

Прочитав вместе с нами слова из разных столбиков у Почемучки опять появились вопросы.

- Ребята! Я предлагаю вам поиграть в знакомую нам игру “Объяснялки для почемучки”.

 
- Прочитайте хором слова из этого столбика.

- Объяснять значение слов сегодня нам будут сами ребята.

Они поработали с этим большим словарем, который называется “Толковый словарь русского языкаОжегова и Шведовой. Объяснение своим словам они нашли на страницах словаря.

Ребята дружно читают.

4 ученика друг за другом выходят, объясняют значение своих слов и садятся на место

- чудесный – является чудом, совершенно небывалый, необычный. Нечто – необычное, нечто поразительное, удивляющее своей необычностью.

Например: чудесные превращения, чудесная сказка.

- Чужой – не свой, не собственный, принадлежащий другим.

Например: чужой портфель, чужая тетрадь.

- Чуткий – быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств или отзывчивый, сочувственный.

Например: чуткий друг.

- Чумазый – грязный, испачканный.

Например: чумазый мальчуган.

 
- Как напишем все эти слова? Чу пиши с буквой у.
- А сейчас, ребята, мы поменяемся ролями. Мы с почемучкой будем объяснять значение слов, а вы будете одним словом называть, что это такое.

На доску выкладываются слова на магнитах.

- Как называется горячий ароматный напиток. Который любят все, а готовится он из вечно зеленого растения, листья которого высушены и специально обработаны?

 
- Как называется сосуд с носиком и ручкой, в котором мы завариваем чай?

- Как называется питьё чая ?

(Выкладывается самовар на доску)

- Представьте себе: мы с вами уже пьем вкусный, ароматный чай. Ну как? Напились? Чем же мы с вами занимались?

- В каких из этих слов есть звук [й] и специальная буква для него?

- А в каких словах звук [й] притался, спрятался в гласные буквы? Почему?

Чай

Чайник

Чаепитие

Чаёвничали

Чай, чайник

Чаепитие, чаевничали

Гласные е, ё, я в начале слова и после гласной дают два звука

- В каких словах звуков больше, чем букв?

- Что общего у этих слов?

- Понаблюдайте, можно ли сказать что эти слова однокоренные?

Чаепитие, чаевничали

Общая часть родственных слов, корень, однокоренные слова

- Составьте предложение с любым из этих слов.

- Как правильно написать все эти слова?

Предложения ребят.

Ча пиши с буквой а.

III. Физминутка. Танцевальные движения под песенку “Чунга чанга”.

IV. Письмо.

Работа в прописи.

- Открыли страницу 23.

1. Подготовка руки к письму.

- Обведите узор по светлой линии.

 
2. Составление из графических элементов букву ч строчную.

3. Показ учителем на доске с комментарием.

- начинаю писать букву со штриха вверх,

- пишу маленькую петлю, соединительную линию (она как бы провисла) и линию с нижним закруглением (как у “г”).

4. Сравните, чем похожи и различны буквы ч и г ? Пишем букву ч по линиям. Запись букв г и ч.

5. Рассмотрите образец показа на следующей строчке.

- Как соединены 2 буквы ч ? Напишите в воздухе, объедините в прописи.

- прочитайте слоги, буквосочетания. Запишите их, подчеркните те, правописание которых надо запомнить.

V. Физминутка для мелкой моторики рук.

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.

6. Упражнения в написании сочетания ча.

Ученик выходит к доске. Выбирает элементы буквы и ставит на доску с помощью магнитов.

 

 

Второй элемент одинаков ?

На чайнике записаны слова.

- Какую букву надо вставить? Почему?

 
Ч…Й

Ч…ЙНИК

Ч…ШКА

Ч…ШЕЧКА

Вставьте нужную букву. Подчеркните сочетание ча.

(К доске выходят ученики по одному вписывают буквы.)

VI. Азбука.

Работа с текстом-шуткой “Буква-почемучка”, с. 134, 135.

1. Прогнозирование содержания текста по иллюстрации, заглавию.

 
На чайнике записаны слова.

- Какую букву надо вставить? Почему?

Букву “а

Ча пиши с буквой а.

- Почему букву назвали почемучкой? О чём этот текст? Предположения ребят.
2. Чтение текста по предложениям и абзацам. Вопросы по ходу чтения.  
1 предложение:

- Что может быть странным в букве ч?

Предположения ребят.
2 предложение:

- Подтвердились наши предположения? В этом ли всё дело?

Прочитаем дальше.

После первого абзаца:

- Какие вопросы задает буква ч?

- Чем интересны все эти вопросы?

- С какой интонацией нужно их прочитать?

Перечисляют.

В них есть буква ч.

С вопросительной интонацией.

После второго абзаца:

- Какой звук звучит чаще других?

- Кто это увидел чайник? Догадались?

- Как надо прочитать все эти буквы ч?

После третьего абзаца:

- Кому надоедает буква ч?

- Как меняется настроение у буквы ч?

- Какая буква ч?

- Кого она вам напоминает?

Звук [ч`].

Буква ч.

Громко, с вопросительной и интонацией радости

Всем, посуде и т.д.

Она обижается, размышляет и снова веселится.

Не умеет долго обижаться, любопытная, веселая.

Почемучку.

3. Чтение по ролям.

- Сейчас мы попробуем прочитать этот текст по ролям.

Выбирается автор и буква – почемучка.

На букву – почемучку одевается маска с буквой ч.

(Фаза 2).

 
- Понравилось чтение по ролям?

- Чья пара лучше вошла в роль?

- Ребята! А вы поняли, отчего букву назвали Почемучкой?

Ответы детей.
- Кому чаще всего вы задаете свои вопросы?

- Выслушивают ли они вас. Получаете ли вы ответы на свои вопросы?

- Нудно быть очень терпеливым, относиться друг к другу бережно, тогда вопросы других вас не будут раздражать. Наоборот, они вам дадут возможность быть любознательными и умными учениками.

- Ребята! Придумайте продолжение истории про букву ч.

Не забывайте, что её зовут буква – Почемучка.

Родителям, учителям.

Да, конечно.

VII. Итог урока. Ребята! Чем мы занимались?

Что вам понравилось?

Ответы ребят.