К уравнениям (выражениям) смешанного типа относят уравнения (выражения), включающие функции разных видов: тригонометрическую и иррациональную, показательную и линейную т.д., а также, содержащие модуль.
Существует несколько способов решения уравнений смешанного типа. Основными являются:
- использование свойств произведения или частного;
- графический способ;
- способ подбора корней;
- сравнение областей определения выражений, стоящих в правой и левой частях
Рассмотрим некоторые задания, содержащие тригонометрические функции.
№1. Найдите число корней уравнения
=0.
Решение.
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
1)
=0, где
Использование тригонометрических тождеств и
следствий из них позволяет уравнение свести к
виду:
Его
решением будет ![]()
![]()
2)
=0.
Числа -4 и 4 являются корнями этого уравнения. Но
выражение, стоящее под знаком радикала,
Из
неравенства следует, что
.
3) С помощью единичной окружности перебираем корни первого уравнения в ограничении второго и получаем их 10.
Ответ: 10.
Для самостоятельного решения
Найдите число корней уравнения ![]()
Найдите число корней уравнения ![]()
№2. Найдите число положительных корней
уравнения
= 0.
Решение
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл.
1)
Область допустимых значений данного
уравнения с учетом условия положительности
корней будет при
и
.
Его решением будет
и
.
2)
= 0.
Числа 0 и
являются корнями этого уравнения. Но выражение,
стоящее под знаком радикала,
С учетом
условия и ограничений первого уравнения следует,
что ![]()
3) Перебирая корни первого уравнения в
промежутке
,
получаем 20 положительных корней исходного
уравнения.
Ответ: 20.
Для самостоятельного решения
Найдите число положительных корней уравнения
= 0.
№3. Решите уравнение
.
Решение.
При решении этого уравнения необходим анализ значений, принимаемых левой и правой частями.
1) Преобразуем левую часть уравнения.
Пусть
,
тогда ![]()
. Полученное
выражение может принимать лишь неотрицательные
значения.
2) Правая часть уравнения имеет ограничение ![]()
0. По определению модуля
получаем:
- если
>0,
то выражение принимает значение 0,
- если
<0,
то данное уравнение решений не имеет.
3) Следовательно,
, где ![]()
Таким образом,
и
.
При решении этих уравнений получаем корни ![]()
4) Учитывая условие
>0, делаем вывод, что корнями данного
уравнения могут быть только ![]()
Ответ: 0; 1.
Для самостоятельного решения
Решите уравнение ![]()
№4. Решите уравнение
.
Решение.
При решении данного уравнения проанализируем значения, принимаемые левой и правой частями.
1) Преобразуем левую часть уравнения.
Пусть
,
тогда
=
. Полученное
выражение может принимать лишь неотрицательные
значения.
2) Ограничения на знаменатель в правой части
уравнения
.
По определению модуля получаем:
- если
то
уравнение решений не имеет,
- если
то
получаем
и
выражение в правой части уравнения принимает
значение 0.
3) Следовательно,
=0, где ![]()
Таким образом,
и
.
Лишь первое уравнение дает решения:
и ![]()
![]()
4) С помощью единичной окружности, используя
условие
,
получаем результат ![]()
Ответ: ![]()
Для самостоятельного решения
Решите уравнение ![]()
№5. Решите уравнение
+
= 2.
Решение.
1) Из определения квадратного корня следует
важное тождество
Применяя это тождество, имеем ![]()
2) Выражение под знаком модуля
всегда принимает
отрицательные значения. Следовательно,
или ![]()
3) Выражение под знаком модуля
всегда принимает
неотрицательные значения. Следовательно,
Решая это
уравнение, получим
и ![]()
![]()
Ответ:
и ![]()
![]()
Для самостоятельного решения
Решите уравнение
+
= 6.
№6. Решите уравнение ![]()
Решение.
1) По определению модуля
- если
, то
, где ![]()
![]()
- если
, то
, где ![]()
.
2) Объединяя два решения в одно, получим
.
Ответ:
.
Для самостоятельного решения
Решите уравнение ![]()
Решите уравнение ![]()
№7. Найдите значение выражения
+
+
.
Решение.
1) Преобразуем выражения, стоящие под знаками
радикалов, применив тождество
:
+
+
.
2) Область допустимых значений данного
выражения 
Получаем
.
3) Используя определение модуля и данные ОДЗ,
имеем лишь один вариант событий, если
, тогда
+
+
=7-9+2=0.
Ответ: 0.
Для самостоятельного решения
Найдите значение выражения
+
+
.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ
У числовых функций имеется весьма обширный список свойств, которые обычно проверяют при исследовании той или иной конкретной функции. В основном встречаются задачи на нахождение области определения и множества значений, периодичность, исследование на монотонность, критические точки, отыскание точек экстремума и нахождение наибольших и наименьших значений функции. Другие свойства (четность, нечетность, поведение на бесконечности и т.д.) как отдельное исследование встречаются значительно реже.
№1. Найдите сумму целых значений функции у =
.
Решение.
Решение данного задания сводится к нахождению множества значений функции и дальнейшему отбору целых значений и их суммированию.
1) С помощью основного тригонометрического
тождества преобразуем выражение, стоящее под
знаком корня и выделим квадрат разности:
=
.
Таким образом, данная функция будет иметь вид у
=
.
2) Решение будет основано на знании множества
значений функции
:
E(cosx)=[-1;1],
E(3cosx-1)=[-4;2],
E((3cosx-1)2)=[0;16],
E(26-(3cosx-1)2)=[10;26],
E(
)=[
].
3) Целыми значениями будут 4 и 5, что в сумме дает 9.
Ответ: 9.
Для самостоятельного решения
Найдите сумму целых значений функции у =
.
Найдите сумму целых значений функции у =
.
ЛИТЕРАТУРА
- Единый государственный экзамен: математика: методика подготовки: кн. для учителя/ [Л.О.Денищева, Ю.А.Глазков, К.А.Краснянская и др.]. - М.: Просвещение, 2005.
- Единый государственный экзамен: математика: сборник заданий/ [Л.О.Денищева, Г.К.Безрукова, Е.М.Бойченко и др.]. – М.: Просвещение, 2005.
- Математика: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: ФОЛИО, 2005.