Учебная программа элективного курса в 10-м классе "Практическая стилистика и основы издательского дела с использованием информационных технологий"

Разделы: Русский язык, Информатика


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Тематический план
  3. Содержание курса
  4. Список литературы
  5. Словарь
  6. Список ключевых слов
  7. Приложение

Пояснительная записка

Использование компьютеров на различных уроках дает ряд преимуществ перед стандартной системой обучения, открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации. Обучение русскому языку в школе как раз та область, где компьютеризация может принципиально изменить методы работы. Способность компьютера хранить в памяти огромный объем языкового материала, моментально находить и выдавать нужную информацию, различным образом перерабатывать ее и особенно способность вести с учащимися языковой диалог открывает возможности эффективной организации классных занятий и самостоятельной работы по изучению русского языка и применению знаний на практике.

Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Всё это целесообразно использовать при изучении орфографических, пунктуационных правил.

В настоящее время отмечается снижение не только речевой, но и культуры поведения в целом. Проблема непонимания людьми друг друга особенно остра в контексте социальных противоречий. Введение данного курса состоит не только в повышении личного культурного уровня до современных требований в информационно-технической сфере, но и подготовке молодежи к будущей профессиональной деятельности в качестве журналиста, редактора, корректора, оператора верстки и дизайнера.

Социализация подростков сегодня в большей степени проходит через СМИ (средства массовой информации), поэтому важно научить их правильно общаться со СМИ, объяснить, как производится информационная продукция. Если в школе есть своя газета, которая дает возможность проявить свои творческие способности всем без исключения: юным корреспондентам, читателям, то самовыражение, самореализация, саморазвитие личности школьника будет проходить более продуктивно. Школьная газета способствует не только взрослению обучающихся, но их воспитанию, получению серьезной профессиональной подготовки, также развивает нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует активную и независимую жизненную позицию.

Программа элективного курса ориентирована на учащихся 10-х классов. Основным условием их привлечения к данному виду деятельности является личная заинтересованность и желание работать в направлении “практическая стилистика”, “издательское дело” (технология работы с печатным текстом, макетирование газеты).

Цель обучения: Освоение на практике основных видов практической стилистики и основ издательского дела.

Задачи курса направлены на ознакомление учащихся с основами практической стилистики русского языка, понятиями о функциональных стилях, о нормах литературного языка, организацию практического опыта и созданию условий для повышения готовности обучающихся к социальному, профессиональному и культурному самоопределению и направлены на:

  1. Обучение стилистическому анализу текстов;
  2. Освоение основ издательского дела как профессии общественного типа, используя информационные технологии;
  3. Выбор адекватных средств передачи информации;
  4. Творческое самовыражение, повышение самооценки, приобретение навыков производства печатной продукции;

Содержание программы элективного курса направлено на практическое освоение основных видов практической стилистики, печатного дела, информационных технологий.

Интегрированные уроки проводят учителя русского языка и информатики. Занятия построены таким образом, что закрепление пройденного материала по русскому языку и информатике проводится с использованием компьютера.

Если обучающиеся в совершенстве владеют навыками работы в текстовом процессоре MS Word, то можно предложить для освоения различные программы для верстки печатных изданий (Page Maker, Publisher).

Программа включает 3 основных блока:

  1. теоретический (основные виды практической стилистики, использование информационных технологий при работе с текстовой и графической информацией);
  2. практический (обучение стилистическому анализу текстов, выполнение тестов, упражнений на компьютере, приемы работы в текстовом процессоре MS Word, графическом редакторе Paint);
  3. проектный (написание статей: репортаж, интервью, опрос и т.д., создание макета газеты, используя информационные технологии)

Теоретическое содержание программы дает учащимся возможность освоить различные стили языка, нормы и способы их употребления в условиях языкового общения и закрепить эти знания, используя текстовый процессор MS Word. Форматирование и редактирование текста в MS Word, форматирование таблиц, вставка рисунков и фотографий.

Практическая работа, под руководством учителя, позволит на примере дидактического материала освоить стилистический анализ текста, поможет в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления. Контроль знаний и умений производится с использованием компьютера при выполнении упражнений и тестов. Обучающиеся на всем протяжении работы используют компьютер как средство создания и обработки информации, знакомятся с возможностями текстового и графического редакторов. Компьютер позволяет многократно совершенствовать текст. Полученная распечатка текста помогает учителю и ученику поработать над ошибками.

Акцент в содержании курса сделан именно на практической работе, связанной с решением реальных задач: работа с информацией, редактированием и версткой текста, выпуском школьной газеты.

Для обеспечения социальной мобильности в обществе, самоопределения в познавательной деятельности и будущей профессиональной используются активные формы организации занятий: деловая игра, проектная деятельность, презентация газеты.

При выполнении заданий используются групповые методы работы по принятию решения.

Проектная работа учащихся по итогам изучения курса будет связана с созданием внутришкольной газеты. Класс делится на несколько групп и каждая освещает события школьной жизни, при этом производится разработка жанровых предпочтений: называются информационные, аналитические, справочные жанры, их направленность Газета может стать периодическим школьным изданием. Это позволит наиболее полно информировать родителей и обучающихся о жизни школы.

Методы учебной работы в ходе освоения курса обусловлены выбором для изучения тем, жанров литературного творчества, типов практических заданий.

Особенности проведения: программа рассчитана на 34 часа по 1ч. в течение года ( по 2 часа в полугодие).

Предполагаются творческие встречи с редакционной коллегией школьных газет, студентами факультета журналистики КемГУ, посещение школьных, районных мероприятий с последующим составлением текстов и отражением их в газете, листовке, плакате.

Результатом обучения учащегося станут умения самостоятельно написать статьи, придумать новую рубрику, заголовок, подзаголовок статьи, номер газеты, используя информационные технологии, объяснить функциональное значение основных газетных элементов, проанализировать некоторые аспекты периодической печати.

Тематический план.

Темы Теория Практика Всего
Раздел I – Искусство слова
Тема 1 Язык - одно из самых великих творений человечества 1   1
Тема 2 Общее понятие о практической стилистике 1   1
Тема 3 Функциональные стили русского языка 2   2
Тема 4 Лексическая стилистика 2 2 4
Тема 5 Грамматическая стилистика 2   2
Тема 6 Стилистическое значение порядка слов в предложении 1   1
Тема 7 Газета: начинаем с чистого листа 2   2
Тема 8 Текстовый процессор MS Word. Редактирование и форматирование текста. 1 2 3
Раздел II Практическая стилистика
Тема 1 Культура устной речи   1 1
Тема 2 Разговорная речь   3 3
Тема 3 Отличия устной публичной речи от письменной.

Отличия устной публичной речи от разговорной

  1 1
Тема 4 Культура письменной речи   6 6
Тема 5 Основы работы с графической информацией. 1 1 2
Раздел III Номер печатного издания
Тема 1 Структура редакции и распределение функций в ней   1 1
Тема 2 Модель печатного издательства

Выполнение проекта. Презентация газет

  4 4
  Всего часов 16 18 34

Содержание курса

Раздел I Искусство слова

Тема 1. Язык - одно из самых великих творений человечества.

Функции языка. Функция общения и коммуникация. Нормы правописания, словоупотребления, произношения. Выразительность и образность языка.

Тема 2. Общее понятие о практической стилистике.

Виды стилистики. Устная и письменная формы речи и их особенности.

Тема 3. Функциональные стили русского языка.

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Литературно-художественный стиль. Разговорный стиль.

Тема 4. Лексическая стилистика.

Смысловая точность речи. Выбор слова. Стилистическая окраска слов. Историзмы и архаизмы. Фразеологизмы. Канцеляризмы и речевые штампы. Профессионализмы. Антонимы, омонимы, паронимы, синонимы. Лексические образные средства связи.

Тема 5. Грамматическая стилистика.

Стилистическое использование форм имен существительных.

Тема 6. Стилистическое значение порядка слов в предложении.

Тема 7. Газета: начинаем с чистого листа.

Программы верстки печатных изданий. Формирование стиля издания. Концепция издания. Аудитория. Гармония полосы. Набор без брака. Засечки. Состав редакции. Использование макетов. Элементы первой полосы. Возможности и использование MS Word для верстки газеты.

Тема 8. Текстовый процессор MS Word. Редактирование и форматирование текста.

Параметры страницы. Редактирование документа. Форматирование текста. Форматирование символов Матричные и масштабируемые шрифты. Форматирование абзаца. Стиль форматирования. Списки. Оформление текста в несколько колонок. Колонтитулы.

Раздел II Практическая стилистика.

Тема 1. Культура устной речи.

Подготовка к устному выступлению. Требования к выступающему.

Тема 2. Разговорная речь и ее особенности.

Общая характеристика разговорной речи. Фонетические нормы разговорной речи. Лексические особенности разговорной речи. Морфологические особенности разговорной речи. Синтаксические особенности разговорной речи.

Тема 3. Отличия устной публичной речи от письменной. Отличия устной публичной речи от разговорной.

Тема 4. Культура письменной речи.

Стилистический анализ текстов. Неоправданное использование книжных слов в письменной речи. Устранение в предложениях нарушений лексической сочетаемости слов. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте. Лексические повторы в тексте. Неудачное использование фразеологизмов в тексте. Устранение речевых штампов и определение их стилистической функции. Стилистические функции омонимов, синонимов, антонимов. Прямое и переносное значение. Нахождение лексических средств речи. Практические занятия по закреплению орфографии, орфоэпии, пунктуации. Написание статей по интересующим темам.

Тема 5. Основы работы с графической информацией.

Рисунки в документах. Создание рисунков. Сканирование рисунков и фотографий. Вставка рисунков и фотографий в текст.

Раздел III Номер печатного издания.

Тема 1. Структура редакции и распределение функций в ней.

Состав редакции. Отношение штатных и внештатных сотрудников. Работа коллектива над концепцией издания.

Тема 2. Модель печатного издательства.

Формат и объем издания. Название и оформление, выбор главного. Аудитория. Элементы первой полосы.

Макетирование.

Стиль газеты. Роль и функции рисунков, фотографий. Верстка газеты .

Зачетная работа.

Презентация групповых проектов “Школьная газета”. Темы выпусков: “Мой город”, “Моя семья”, “Школьные новости”, “С миру по байту”, “Вокруг света”.

В приложении представлены упражнения, тесты, модель печатного издания.

Список литературы.

Основная.

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.
  2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989.
  3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.
  4. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.
  5. Ефремова О.В, Морозов В.В. Курс компьютерной технологии. Практикум по компьютерной технологии. М.:АБФ, 2002, 560 с.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М, 1990.
  7. Орфографический словарь русского языка. М., 1991.
  8. Пособие по обучению профессиональной речи. М., 1991.
  9. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова: В 4 т. , 1985-1990.
  10. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник. Л., 1973.
  11. Шустрова Л. В. Практическая стилистика русского языка. М., 1994.
  12. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь. М., 1983.
  13. Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование”. №5, 2005.
  14. CD "1С": "Русский язык.

Дополнительная.

  1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
  2. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1990.
  3. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
  4. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.
  5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
  7. Лаптева О. А. О грамматике устного высказывания. — Вопросы языкознания, 1980, №2.
  8. Черникова Т.В.Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2006.-304 с.
  9. Алексеев А. П. Информатика – 2001 г.
  10. Безрученко В. Т. Практикум по курсу “Информатика”. Работа в Windows, Word, Excel. – Издательство Финансы и статистика, 2002 г.
  11. Симонович С. В. Информатика. Базовый курс. – Издательство Питер, 2003 г.
  12. Соловьева А. Н. Информатика в видеосюжетах + CD – Издательство БХВ- Петербург, 2002
  13. Степанов А. Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. – Издательство Питер, 2002 г.

Словарь.

Лексика – словарный состав языка.

Семантика – смысловое значение слова.

Алогизм – сопоставление несопоставимых понятий.

Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов.

Тавтология – повторное обозначение другими словами уже названного понятия.

Архаизмы – названия существующих предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами.

Неологизмы – слова, принадлежащие к пассивной лексике, но сохраняющие оттенок новизны.

Шаблонные обороты – это речевые штампы, образованные в результате влияния официально-делового стиля на нейтральную речь.

Антитеза – сопоставление противоположных или контрастных понятий.

Тропы – слова, употребленные в переносном смысле, с целью создания образа.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками.

Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.

Эпитет – образное определение предмета или действия.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты.