Занятие 1.
- Просмотр игры-занятия. Самоанализ, анализ.
- Особенности физического и психического развития детей раннего возраста.
- Приобретения раннего детства. Предметная деятельность в раннем возрасте.
- Привыкание к детскому саду, адаптация.
- Несколько способов облегчения процесса адаптации
- Обмен мнениями.
- Выводы.
Занятие 2.
1. Обучение на занятиях детей раннего возраста.
- развитие движений
- расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
- занятия с дидактическим материалом
- занятия со строительным материалом
2. Музыкальное воспитание детей раннего возраста.
- музыкальные занятия
- музыкальные игры, развлечения и праздники.
Занятие 3
- Организация контроля за нервно-психическим развитием детей раннего возраста.
- Анализ карт нервно-психического развития.
- Взаимодействие с родителями детей раннего возраста.
- Планирование работы с детьми раннего возраста.
- Документация в группах раннего возраста.
Особенности развития детей раннего возраста.
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей до трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Уже в 5-7 месяцев ребенок различает основные цвета и музыкальные звуки, разница между которыми 1\2 и даже 1\3 тона. С 11-12 месяцев малыш начинает самостоятельно ходить. Его активный словарь к концу первого года жизни состоит из 6-10слов, а к 3 возрастает до1 200-1500 слов. В три года дети одеваются с небольшой помощью взрослого, рисуют, лепят, возводят из строительного материала простейшие постройки. Уже в первые годы перед детьми открывается мир человеческих отношений, они осваивают простейшие правила поведения, у них формируются вкусы, привычки, привязанности.
В развитии, а следовательно, и в организации процесса воспитания все взаимосвязанно.
Так, умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года, больше чем когда либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их не совершенна. Нервные процессы, например, характеризуются недостаточной силой, уравновешенностью и подвижностью, недостаточно сформированы процессы внутреннего торможения. Поэтому дети легко утомляются, эмоциональное состояние их не устойчиво, что может стать причиной капризов и конфликтов между детьми.
Одно из условий своевременного и полноценного развития детей – их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, деятельностью.
Наблюдая за развитием детей, мы постоянно встречаемся с фактами, когда одни умения, формируясь, стимулируют появление других, готовят для них основу. Так, возможность ползать, ходить и даже устойчиво сидеть расширяет “зону восприятия” и совершенствует его, поскольку ребенок может приблизится к заинтересовавшему его объекту и рассмотреть его с разных сторон, а также облегчает установление контактов со взрослыми и другими детьми. Если ребенок на третьем году освоил самообслуживание, легче организовать взаимопомощь детей и другие формы их доброжелательных взаимоотношений.
Важно не только правильно организовать процесс воспитания, осуществлять его комплексно, но и контролировать насколько гармонично и в необходимом темпе развивается ребенок. При этом обязателен анализ, сопоставление умений малыша с требованиями программы, показателями физического и психического развития.
Проводят такой анализ на втором году один раз в три месяца, на третьем –один раз в полугодие. Контроль за тем, гармонично ли развивается ребенок, необходим и потому, что взаимосвязь между разными сторонами развития неоднозначна. Так, в 5-6 месяцев и особенно на втором и третьем году ярко проявляется феномен, названный физиологом Ухтомским “доминантой”. Суть его в том, что ведущая деятельность у ребенка протекает успешно, а новое умение формируется, когда возбуждение в данном очаге \участке мозга\ достаточно велико, как бы сконцентрировано. Остальные участки мозга при этом находятся в зоне “сопряженного торможения”. (И. П. Павлов, описывая это явление, называл торможение “индукционным”.) Например, в определенный возрастной период ребенок должен и освоить новое движение, и подняться на новую ступень в развитии речи. Но, как показали исследования, в большинстве случаев эти умения одновременно не возникают. Чаще ползание и ходьба появляются раньше и на какое – то время задерживают новые речевые реакции. Так, во время ходьбы малыш много лепечет, но редко произносит слова. Ребенку раннего возраста трудно одновременно действовать с предметами или двигаться и говорить. Он, например, часто ошибается в назывании цвета, если его спрашивают об этом во время действий с шариками, кубиками, пирамидкой. Быстрый в целом темп развития не исключает индивидуальных различий в весо-ростовых показателях и психическом развитии. Так для мальчиков конца первого месяца жизни нормальным считается рост 51-57см,а вес 3500-4600г. Активный словарь двухлетних детей по данным разных авторов колеблется от 30 до 400 слов. в высказываниях части детей старше 2,5лет встречаются почти все виды придаточных предложений. А все дети осваивают это лишь на 4 году. С момента рождения детей обнаруживаются различные типологические особенности нервной системы. Одни дети легко возбудимы, у других преобладают процессы торможения, у третьих слабость нервных процессов сочетается с повышенной чувствительностью к различного рода воздействиям. Помимо этого могут рано проявляться задатки в развитии движений или же чувствительность к определенному роду раздражителей (зрительных, слуховых), что связано с природными особенностями соответствующих анализаторов. Такого рода природные различия между детьми равно, как и те, которые сформировались в результате воспитания, требует индивидуального подхода в определении характера и объема тех задач, которые можно ставить перед ребенком. Некоторые умения на определенном этапе могут развиваться оптимальными темпами, а в более старшем возрасте этот темп замедляется. так, дети 2-5 лет обладают особым языковым чутьем. благодаря ему при соответствующих условиях в возрасте 2-3,5 лет интенсивно осваивается произношение звуков родного языка и грамматический строй речи. Поэтому важно своевременно создавать оптимальные условия для формирования тех или иных умений, т. е учитывать не только достигнутый уровень, но и ориентироваться на “зону ближайшего развития (Л. С. Выготский). В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но, содержание,методы и приемы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста. Они определяются возрастными особенностями малыша.
ПРИОБРЕТЕНИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА.
На границе первого и второго года жизни многие дети обнаруживают вдруг непослушание, нежелание считаться с требованиями взрослых. “В ответ на запрещение (нельзя) проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросается на пол, дергает руками и ногами…(из дневника психолога Н. А. Менчинской)
Разумеется, “яркость” и продолжительность подобных проявлений зависит от многих обстоятельств. В одних семьях это время проходит более спокойно, в других вызывает напряженность в отношениях между взрослыми и малышом. Но в явной или скрытой форме “кризис первого года” существует. К концу первого года круг действий малыша весьма расширился. Многие предметы, которые прежде были доступны ему лишь на расстоянии, теперь, когда сделаны первые попытки самостоятельной ходьбы, можно взять руками. Среди этих предметов оказываются и такие, которые принадлежат миру взрослых. Понятно, что ребенок, получивший известные возможности действовать самостоятельно (и, кстати, побуждаемый взрослыми к самостоятельности), не делает различий между тем, что возникает конфликт, когда бурное стремление к желаемому предмету (например, к такой красивой, но хрупкой вазочке) пресекается взрослым в самой решительной форме. Кроме того, собственная активная речь малыша не развита, поэтому он не в состоянии, понятно для взрослого, выразить свои желания и потребности. А жесты и мимика уже не помогают, ведь действия малыша стали достаточно сложными, руководство этими действиями со стороны взрослого требует словесного взаимопонимания. Именно появление речи на границе младенчества и раннего детства значительно расширяет возможности общения ребенка со взрослыми. Между ними возникают новые отношения, которые можно назвать отношениями сотрудничества. Ребенок начинает действовать с предметами вместе со взрослым. Приобретения, которые делает малыш на протяжении двух лет, поистине огромны. Главнейшие из них те, что определяют развитие его психики, – это овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности, овладение речью. Рассмотрим эти приобретения, не упуская из виду, что на 2, 3 году заметное место в жизни малыша начинает занимать игра, что здесь берут свое начало рисование, лепка, аппликация.
ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Психологи выделяют возраст от года до трех как время, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая предметная деятельность. Хотя можно сказать, что действовать с предметами ребенок начинает, как только научится хватать предметы. Действительно, манипуляции, которые малыш проделывает с предметами на первом году жизни порой сложны, разнообразны; он может научится отдельным действиям, которые показывает ему взрослый может даже переносить действие с одного предмета на другой(научился катать шарик -начинает катать все круглое). Но приглядитесь: во всех манипуляциях младенца есть одна общая черта -дети используют лишь внешние свойства предметов. Ложкой ребенок действует также, как палочкой, совочком или карандашом. А ведь во всяком предмете главное то, как данный предмет людьми используется. Свойство это не внешнее, оно скрыто, сам по себе ребенок до него добраться не в состоянии. Малыш бесконечное число раз может открывать и закрывать дверцу шкафа, может долго стучать ложкой об пол, но от этого он, ни на шаг, не продвинется в понимании того, зачем нужны эти предметы, в чем их назначение. А вот именно открытие назначения предметов как раз и возвышает предметную деятельность над простым манипулироваем. Назначение предмета малыш усваивает совершенно иначе, нежели в простом подражании. На подражание способны и животные. Можно научить обезьяну пить из кружки, и она будет это делать. Но если ей хочется пить и она видит воду в ведре, она будет пить из ведра: не будет ведра -выпьет с пола. А кружку, когда нет жажды она может употребить для самых разнообразных манипуляций -она будет бросать ее, стучать ею…Ребенок же открывает для себя постоянную роль предмета, которая закреплена за этим предметом на протяжении многих человеческих поколений и которая, в общем, не изменяется в зависимости от потребностей минуты. Это, конечно, вовсе не означает, что, если ребенок усвоил, зачем нужен предмет, он всегда будет использовать его только так, а не иначе. Даже познав, что карандаш в отличие от простой палочки может оставлять следы на бумаге, а не для того, чтобы катать их или строить из них. Но важно, что при этом он все таки знает, в чем истинное назначение предмета Когда двухлетний шалун, например, делает вид, что надевает на голову свой ботиночек, он явно обнаруживает присутствие чувства юмора. Он смеется, как бы говоря всем: смотрите, как смешно, когда вещь употребляется не к месту!
Заметьте, когда малыш усваивает действия с предметами обихода, он вместе с этим постигает и некоторые правила поведения, связанные с этими предметами, узнает, так сказать, как надо “вести себя в обществе”Раскапризничавшись, ребенок бросает ложку на пол. Но тут же на его лице можно увидеть испуг и раскаяние: он уже понимает, что нарушает правила обращения с вещью, обязательные для всех. В раннем детстве в корне меняется поведение ребенка в тех случаях, когда он встречается с новым для него предметом. Младенец, заполучив какую-нибудь новую вещь, начинал манипулировать с нею, пуская в ход все освоенные им движения. Теперь же ребенка начинает интересовать, для чего этот предме6т служит, как его можно употребить. Организуя занятия с детьми игры, знакомя их с разнообразным миром вещей, учитывайте, что для психологического развития малыша наиболее важно овладеть действиями с теми предметами, способ употребления которых достаточно однозначен. Но и сами эти способы различаются между собой. Действие может быть простым (чтобы открыть дверцу шкафа, надо потянуть за ручку), а может быть и сложным, требующим учета и свойства предмета,,того как он связан с другими предметами (например, в случае, когда надо выкопать яму в песке совочком). Понятно, что те действия, которые предъявляют большие требования к психике, более полезны для ее развития. Психологи считают особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые соотносящиеся и орудийные действия. Нам не мешает составить о них представление -это поможет правильному подбору игр и занятий с малышом. Вы помните, что еще в младенчестве ребенок манипулировал с двумя предметами – складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств этих предметов -складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств этих предметов: он не подбирал их по величине, по форме, не располагал их в каком либо порядке, – словом, не соотносил их между собой. Когда же он начинает осваивать соотносящиеся действия, то, как явствует из самого термина, ему надо принести два предмета ( или несколько предметов, или несколько частей одного предмета) в определенные пространственные взаимоотношения. Именно это проделывает ребенок, когда складывает пирамидки из колец, учится обращению с разнообразными сборно-разборными игрушками, закрывает коробки крышками. Чтобы правильно сложить пирамидку, нужно учесть соотношение колец по величине: сначала надеть самое большое, а затем последовательно переходить ко все более маленьким. Когда собираешь матрешку, нужно подобрать половинки одинаковой величины, собрать сначала одну маленькую, вложить ее в ту, которая побольше… Удалось действие или не удалось, видно по результату: получилась ли готовая пирамидка, матрешка. Самостоятельно такой результат ребенок получит не в состоянии, да он и не стремится к нему на первых порах: его вполне устраивает то, что он нанизал кольца на стержень-последовательность совершенно не важна! -и прикрыл их сверху колпачком. На помощь приходит взрослый. Он показывает малышу, как надо действовать обращает внимание на ошибки, учит добиваться правильного результата. Рано или поздно ребенок действием овладевает, но примечательно, что выполняться оно может разными способами и способы эти не равноценны. Все зависит от того, какова именно была помощь взрослого. Если малышу дали только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего, он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке; разбирая пирамидку сам, он запоминает, куда он кладет кольца, старается нанизать их точно так же. Возможен и другой вариант – взрослые обращают внимание ребенка на ошибки и на их исправление. В этом случае наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя ихНо есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научится подбирать нужные кольца и надевать их на стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях. Дети же, обученные первыми двумя способами, не могут,например, собрать пирамидку, если вместо привычных пяти колец получат десять-двенадцать. Вы учтете сказанное и постараетесь использовать самый эффективный способ, когда будете знакомит своего малыша с пирамидками, матрешками, другим сборно-разборным материалом. Что касается орудий, то ребенок знакомится, конечно, с самыми простыми из них (или специально для него приспособленными)-ложкой, чашкой, совочком, лопаткой, карандашом…
Но хоть и просты эти вещи, это, все таки, именно орудия. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства. Последите, как ребенок постигает умение пользоваться ложкой. Она “устроена” так, что, зачерпнув ею пищу мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь “невооруженная” рука несущая пищу, действует совсем иначе -по прямой линии сразу ко рту. Значит, движение руки, в которую попадает ложка, должно перестроится. Это орудийное действие ребенок сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему просто продолжением руки. Он захватывает ее в кулачок как можно ближе к углублению и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, косо несет ее ко рту(так он нес бы пищу, если бы у него в руках не было ложки. Естественно, значительная часть того, что было в ложке, выпадает или разливается. И лишь постепенно малыш начинает улавливать связь между тем, чем он действует, и тем, на что направлено действие. . Пройдет достаточно времени пока ребенок овладеет этим орудийным действием. Такие действия в раннем возрасте остаются во многом несовершенными, в дальнейшем они еще должны отрабатываться. но важнее другое -ребенок усваивает сам принцип употребления орудий это происходит и тогда, когд а ребенок учится копать совочком, черкать карандашом Вот почему так полезны игрушки –орудия – деревянные колышки, винты, палочки с колечком, черпачки. Действия с предметами-орудиями существенно влияют на интеллектуальное развитие.
Привыкать к садику трудно. Адаптация.
Каждому малышу, помимо общения с родителями и родственниками, нужна полноценная жизнь в коллективе сверстников. В детском саду малыш учится соизмерять эгоистическое “хочу” с общественным “надо”, здесь под руководством опытных педагогов он приобретает новые полезные навыки, знакомится с правилами хорошего тона и азами эстетики. Однако и в этом хорошем деле-системе коллективного воспитания – есть свои проблемы. Одна из них – приспособление к новому коллективу.
Поступление в детский сад – драматическое событие в жизни ребенка, определенное испытание для его психики, а иногда и для здоровья. Ребенок тяжело переживает даже временную разлуку с родителями, с домом, привычным для него укладом жизни. Это вполне оправданно и объяснимо. В первые годы жизни малыш беспомощен, беззащитен и почти всегда требует присутствия взрослых. А на пороге детского сада ребенок не только расстается с родителями, но и встречается с массой непонятных и потому устрашающих явлений. Он оказывается в гулкой и пестрой сутолоке чужой комнаты, среди чужих детей, с чужой тетей. Да и порядки здесь совсем другие: надо соблюдать режим спать днем, есть “противную” кашу. На все это дети раннего возраста отвечают реакцией биологической осторожности или протеста: становятся вялыми, робкими, плачут, капризничают, упрямятся, не хотят выходить из дома, а у двери детского сада в страхе цепляются за мать. Иногда в поведении ребенка даже проявляются черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивной становится речь, возобновляется интерес к забытым игрушкам, временно утрачиваются некоторые навыки. У детей, приученных к опрятности, может появиться ночное недержание мочи. Иногда наблюдаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, “беспричинное” повышение температуры и т. п. У одних может нарушится сон, у других может ухудшится аппетит. Разумеется, все эти проявления не встречаются у одного ребенка сразу. В подавляющем большинстве случаев эти “симптомы” отражаются на поведении малыша в течение короткого промежутка времени. Но каким бы кратким не был период адаптации, для ребенка он далеко не безобиден. Эмоциональные стрессоры запускают гормональных реакций, конечным результатом которых оказывается снижение защитных реакций организма и повышение вероятности острых респираторных инфекций. “Нужно признаться, – замечает по этому поводу известный педиатр Б. Спок, – что в детском саду дети простужаются чаще, чем дома. Но это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд, если они протекают легко”. А если заболевание протекает тяжело? А если ребенок ослаблен? Исследователями Отдела здоровья ребенка НИИ педиатром АМН СССР установлено, что к числу главных причин осложнения адаптации при поступлении в детский сад относятся эмоциональные стрессы. При помощи оригинальной методики сотрудники отдела произвели количественную оценку выраженности основных эмоций и уровня эмоционального стресса и сопоставили эти данные с рядом физиологических, биохимических и иммунологических процессов и -что очень важно-с заболеваемостью в период адаптации. Некоторые дети(немногочисленная группа) освоилась сразу и чувствовали себя в детском саду как дома. У других отмечалось снижение настроения. Но по прошествии 3-4 дней дети приобщались к жизни коллектива, были веселы, деятельны, много играли. Была группа детей с явной эмоциональной неустойчивостью: их состояние имело динамику от “хорошо” к “так себе” и в заключение к “очень хорошо”. Помимо этих групп, которые и по поведению, и по заболеваемости можно отнести к благополучным, была выделена группа трудно адаптирующихся детей. Эти дети стабильно показывали плохое эмоциональное состояние. Казалось бы, какая связь между эмоциональными и респираторными заболеваниями. Но в том-то и заключается своеобразие детского организма, что за фасадом ребячьих капризов и протестов в нем происходят сложные перестройки, захватывающие деятельность всех важнейших систем жизнеобеспечения. В легких случаях все ограничивается незначительным снижением настроения, но по мере усиления эмоционального стресса в процесс адаптации вовлекается вся сфера обслуживания организма. Это свидетельствует, что психологическая защита оказалась несостоятельной и организму приходится изыскивать какие-то дополнительные резервы. Риск заболеваемости усиливается снижением аппетита и уменьшением веса, что влечет за собой дефицит белков, необходимых, в частности, для воспроизводства антител. С таким сложным и в чем-то противоречивым переплетением событий организму не так-то просто справится. И в этом ему должны помочь родители и воспитатели.
Способы облегчения процесса адаптации.
Для эффективного руководства процессом привыкании детей к детскому учреждению нужна продуманная система педагогических воздействий. Одна из таких систем предлагает использование музыки, фольклора и игровых потешек для решения этой проблемы. Вот малыш впервые переступил порог детского сад. Воспитатель выходит ему навстречу, улыбается, здоровается, общается с ним так, чтобы глаза были на одном уровне с глазами ребенка.
Педагог берет за руку ребенка, если он позволяет это сделать, приласкает его предлагает поиграть в музыкальную игру “Есть у нас чудесный дом. ”
Есть у нас красивый дом!
Дом, дом, дом
И живут игрушки в нем.
А нем, в нем,в нем.
Алеша к дому подойдет!
Подойдет, подойдет!
Алеша спросит “Кто в домике живет?”.
Затем воспитатель достает из домика игрушки и показывает их ребенку, называет их и предлагает поиграть. Для повышения эмоционального подъема детей воспитатель предлагает игру “петрушка”. Приносит Петрушку, прикрепленного на резинке и произносит или поет:
Это что там за игрушка
Дети, к нам пришел Петрушка
Увидел он ребят -
До чего всем он рад!
Затем Петрушка танцует на ладошке у одного из детей.
У Алеши на ладошке
Попляши дружок немножко
Попляши, не ленись
Как волчок покружись!
Воспитатель имитирует танец на ладошке у ребенка. Нежное, трепетное отношение можно выразить ребенку с помощью утренних песенок.
Доброе утро, заинька мой
Доброе утро, Алеша дорогой
А я Алешеньку люблю
Ему песенку спою.
При умывании используются бытовые песенки:
В руки мыло мы возьмем и водичку мы польем
Моем руки быстро, быстро, моем чисто, чисто, чисто.
А потом лицо умыли, глазки тоже мы промыли
Полотенцем утирались, на себя мы любовались!
Перед кормлением.
“Кушай кашу девочка, девочка-припевочка
Кушай кашу, подрастай, всем на радость вырастай. ”
Можно разрешить детям приносить свои любимые игрушки, поет колыбельные песни. “Спи,мой мишка”. По мере пробуждения:
- Мы простынку поправляем,
Мы кроватку убираем
Вот так, вот так, вот так
Одеяло мы поправим
И постельку мы заправим
Вот так, вот так, вот так.
Предлагаются простые, доступные тексты:
А вот мы с Олей пляшем, пляшем, пляшем
Ручками мы машем, машем, машем
Ножками топаем, топаем, топаем
Ручками хлопаем, хлопаем, хлопаем!
Играют в игры “Идет коза рогатая”, “Пошел козел по лесу”. Игра “Ай, да”
- Ай-да, ай-да, ай-да.
Наши ножки топотали, ай-да, ай-да, ай-да.
Ножки весело плясали!
Игра “Догонялки”.
- А я Оленьку люблю, ее быстро догоню.
Проводя такую работу, воспитатель поможет детям легко адаптироваться и создать веселое, радостное настроение и комфортное пребывание детей в ДОУ.