Цель урока: Повторить и обобщить пройденный материал по семи темам: “С летописцем в Древнюю Русь”, “Путешествие в Древнюю Москву”, “На верфях Адмиралтейства”, “В Петербург к императрице”, “Век девятнадцатый”, “В гости к мастеру”, “Во дворце, в усадьбе и в избе” Форма: Смотр знаний.
Оборудование:
- тесты для детей,
- кубик,
- карточки к каждому сектору,
- запись церковного звона,
- ребус,
- таблица “Выбери сектор!”,
- тетрадь “Введение в историю” Е.В. Саплина, А.И. Саплин,
- ножницы,
- клей.
Урок начинается со звона колокола.
Учитель: Церковный перезвон зовёт в старину, древность, Русь. Это как зов земли русской, что-то загадочное и родное. - Мы завершили изучение семи тем по истории России. Сегодня подведём итог нашей работы.
- Урок пройдёт необычно, в форме смотра знаний. Ваша задача, ребята, вспомнить всё, что вы взяли из путешествия по истории Отечества.
- Для того чтобы вас оценить правильно и оперативно я пригласила гостей. Они сыграют роль экспертов, которые будут следить за вашей работой и оценят ваши знания. Но все-таки главной на уроке будет Царица, её имя вы должны расшифровать. (На доске ЦАРИЦА И1003я, дети разгадывают ребус)
- Да это история и как вы относитесь к ней, мы сегодня узнаем из недописанного тезиса: “История для меня...” (зачитываются отдельные суждения по желанию ребят)
- Разминкой и подготовкой к серьёзным испытаниям будет “весёлый тест”.
“Веселый тест”
1. Как звали представителя славянских племен:
а) конунг;
б) князь;
в) герцог;
г) шах.
2. Кто основал великокняжескую династию на Руси:
а) Хлодвиг;
б) Отгон;
в) Артур;
г) Рюрик.
3. Как назывался важный торговый путь на Руси:
а) из Петербурга в Москву,
б) из Чуди в Тмутаракань;
в) из варяг в греки;
г) хождение за три моря;
4. Какие слова сказал Александр Невский после битвы на Чудском озере?
а) “Мы сами с усами”.
б) “Мы тоже не лыком шиты”.
в) “Кто к нам придет, без подарка не уйдет”.
г) “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет”.
5. Как называли военную организацию при князе на Руси?
а) ОМОН.
б) Батальон.
в) Тьма.
г) Дружина.
6. Какое решение вынесли древляне после того, как Игорь со своей дружиной в третий раз потребовал дани?
а) “Нас не будет, все ваше будет”.
б) “Незваный гость хуже татарина”.
в) “Повадится волк овец таскать, так все стадо перетаскает”,
г) “Моя еда - твоя еда, мой дом, твой дом”.
7. На какой реке монголо-татары последний раз предъявили свои претензии к Руси, потребовав дани?
а) Калка.
б) Непрядва.
в) Угра.
г) Нева.
8. Вокруг какого города началось объединение русских земель в XIV веке?
а) Киев
б) Новгород.
в) Москва,
г) Тверь.
(учащиеся заполняют тест и передают экспертам)
Учитель: - Чтобы продолжить путь в прошлое, разделимся на три команды.
Первые три человека, правильно ответившие на отборочные вопросы станут капитанами команд, и сами наберут себе команду.
Отборочные вопросы:
1. Наши предки славяне - жители Древней Руси писали на самом дешёвом, самом доступном материале. Что это за материал?
2. За что царь Иван Грозный ослепил Постника и Барму?
3. Как называется летопись, в которой говориться о расселении славянских племён и первых русских князьях?
4. (Дополнительный) Какая икона на Руси была почитаема?
Три капитана набирают команды и знакомятся с правилами игры. Разделились на 3 команды: “Крестики”, “Нолики”, “Галочки”. Во время игры можно воспользоваться подсказками:
На доске: SOS!!!
Помощь экспертов
Помощь учителя
Помощь друга
Путешествуем по секторам с помощью кубика. Каждый правильный ответ - 1 балл. Командиры по очереди бросают кубик, работаем в выпавшем секторе.
ВЫБЕРИ СЕКТОР!
О ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? (БЛИЦ) |
О О ИМЕНА В РУСССКОЙ ИСТОРИИ |
О О О
КУЛЬТУРА |
О О О О ТЁМНАЯ ЛОШАДКА |
О О О О О НЕОТПРАВЛЕННАЯ ДЕПЕША |
О О О О О О КРЕСТИКИ, НОЛИКИ, ГАЛОЧКИ |
Физминутка (проводится в середине урока)
- Если герой существовал на самом деле - потянулись вверх, руки развели, если нет - присели, руки вперёд.
Царь Иван Грозный, Василиса Премудрая, Аника-воин, Ярослав Мудрый, Царь Горох, Екатерина Великая, воин Пересвет, Кощей Бессмертный, Илья Муромец, Ермак Тимофеевич
Культура
Яркие события минувших времён нашли отражение в литературе, изобразительном искусстве и в богатом русском фольклоре: в песнях, в былинах, сказаниях и конечно, пословицах, поговорках. Эти выражения живут до сих пор.
1 задание: Прошу капитанов выбрать одно из крылатых выражений и объяснить его происхождение.
"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день", "Пропал, как швед под Полтавой", "Тяжело в ученье, легко в бою!", "Пришёл Кутузов, бить французов".
2 задание:
-В литературе, в творчестве многих поэтов мы встречаемся с русской историей. Задача команды назвать произведение, его автора и о каком событии идёт речь.
“Твой конь не боится опасных трудов.
Он, чуя господскую волю.
То смирный стоит под стрелами врагов.
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего”.
Пушкин "Песнь о Вещем Олеге"
“Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: "Что ж мы?
На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
"Бородино " М.Ю.Лермонтов
"Знаешь ли ты?"
Блицтурнир “Гонка за лидером"
Отвечает та команда, которая первая даст сигнал о готовности ответить.
У какого города был злой характер?
Какую фамилию носил Пётр I?
Когда в России боялись метлы?
Сколько было Отечественных войн в истории России?
Какие города в России были соперниками?
Когда стали носить "бородовые знаки".
Кто был последним царём в династии Рюриковичей?
Кто такой Перун?
Кто напечатал первую книгу?
"Тёмная лошадка".
- Сейчас, ребята, вам нужно отгадать, кто приготовил для вас вопросы.
Она ведёт уроки в старших классах.
Она наградила вас дипломом по истории.
Она проводит экскурсии в музее. (Учитель истории)
Учитель истории задаёт каждой команде по одному вопросу.
Имена в русской истории
Сектор состоит из трёх заданий
1 задание:
“Соотнеси: имя, событие, прозвище”
Иван | Куликовская битва | Красное Солнышко |
Владимир | Составил свод законов “Русская правда” |
Грозный |
Дмитрий | Вошёл в доверие к хану Золотой Орды | Калита |
Иван | Ввёл опричнину | Донской |
Олег | Крещение Руси | Мудрый |
Ярослав | Строительство Санкт-Петербурга |
Вещий |
Пётр | Отменил крепостное право | Освободитель |
Александр II | Основал Киевскую Русь | Великий |
2 задание:
Работаем в тетради стр.70 Раздать предметы каждому государственному деятелю.
3 задание:
"Голос из прошлого"
Кто это мог сказать? “Морским судам быть!”, “Иду на вы!”, “Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!”, “Если не придет, кто завтра на реку, будь то богатый или нищий, да будет мне враг”,
“Аз есть зверь, но над зверьми и царствую”, “Я буду господином мира, остаётся одна Россия и я её раздавлю”.
"Неотправленная депеша"
- Кто, когда, в связи, с чем мог послать каждое из этих донесений?
“Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Грязно”.
“Нужно отменить крепостное право сверху, пока они не отменили его снизу”.
“Основали на Воронеже верфь добрую. Строим галеры ладные. Будет Азов взят”.
“Наши стреляли из пищалей, много татар убили, а их стрелы падали и никого не ранили”.
“Непреступная крепость взята. Противник повержен. Россия - черноморская держава”.
“Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешить следом”.
“Крестики-нолики, галочки”
Конкурс капитанов.
После жеребьёвки, капитаны выбирают год в таблице и рассказывают, какой это век, какое историческое событие произошло в этом году.
988 1812 1547 1380 1240 1861 1147 1917 1721
Итог урока: Для подведения итога урока слово предоставим экспертам.
Используемая литература: Поурочные планы по учебнику Е.В. Саплиной, А.И. Саплина “Введение в историю” 3-4 классы: Северина О.А.- Волгоград: “Учитель – АСТ”, 2002г .