Проектный метод в организации условий для комфортного пребывания и развития детей в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Считаем, что дошкольное образование – не только необходимая, но, пожалуй, самая важная ступень в системе образования.

Приоритетный характер для нас носит решение следующих проблем:

а) комфортность пребывания ребёнка в дошкольном учреждении,
б) формирование здорового образа жизни,
в) повышение качества дошкольного образования.

Что делается в Центре развития ребёнка для обеспечения результативности дошкольного образования:

Создаются комфортные условия для пребывания детей.

Организована творческая работа высококвалифицированных педагогов-единомышленников.

Работает информационная база. Проходит осмысливание концептуальных подходов к развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях Центра развития ребёнка.

Используются современные принципы, способы и приемы организации детского сообщества.

Вводятся психолого-педагогические инновации в процесс обучения и воспитания.

Ведется проектная деятельность.

Освещаются творческие отчёты на местном телевидении и в периодической печати. Ведётся просветительская работа с родителями.

Используется комплексная система оздоровления детей дошкольного возраста.

Ведётся научно-педагогический контроль за физическим, психическим развитием и подготовленностью детей. Используется рациональная организация рабочего времени педагогов и специалистов. Центр участвует в конкурсах профессионального мастерства.

Учитывая современные требования к дошкольному образованию, Центр развития ребёнка успешно применяет на практике метод интегрированного проектирования.

Цели:

  • повысить интерес к инновациям, совершенствовать педагогическую культуру коллектива,
  • вызвать у работников чувство профессионального и личного удовлетворения от результативности своей работы.

Алгоритм проведения интегрированного проектирования:

  1. Заседание творческой группы. Итог – выявление проблемы.
  2. Реклама по возникновению проекта внутри детского сада с целью: заинтересовать сотрудников, родителей, специалистов для разработки проекта.
  3. Использование психолого-педагогического анализа по теме проекта. Основные требования: научность, целесообразность, доступность, необходимость для развития детей, воспитательное воздействие.
  4. Изучение материальных возможностей для осуществления проекта.
  5. Проведение анкетирования субъектов педагогического коллектива на вопрос возникновения проекта.
  6. Обсуждение вопроса работы над проектом на педагогическом совете.
  7. Исполнение проекта.
  8. Внедрение инноваций в систему работы с детьми.

В Центре развития ребёнка успешно осуществлены проекты “Звёздное небо”, “Лукоморье”, “Библиотека для всех”, “Сад исполнения желаний”. Создана Большая энциклопедия для детей, сотрудников, посетителей – книга, из которой можно узнать многое из жизни детского сада и о его проектах.

Анализ воспитательно-образовательной работы Центра развития ребёнка показывает, что интеграция совместных усилий педагогов, родителей, специалистов в проектной деятельности позволила повысить готовность детей к обучению в школе.

Педагог – психолог, воспитатели Центра, учителя начальных классов средних школ отмечают высокую степень развития любознательности детей, их познавательную активность, коммуникативность, самостоятельность.

Сотрудники, родители и воспитанники испытывают чувство гордости за свой детский сад.

Детский сад с видом на будущее

Проект “Звёздное небо

<рисунок 1>

Идея выбора проекта:

Идея проекта соответствует изучению блока “Солнце” программы Н.А. Рыжовой для дошкольников “Наш дом – природа”.

Сезонные изменения в природе. Солнце в жизни человека.

Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройство Солнечной системы?

Предварительная работа:

  • чтение книг, в том числе детских энциклопедий
  • посещение планетария - г. Москва, г. Геленджик, г. Тула
  • наблюдение за Солнцем в разные времена года и в разные части суток

Цель:

1. Создать мини - планетарий – голубую комнату со звёздным небом.

2. Формировать у детей представления о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы:

  • расположение относительно Солнца;
  • орбиты движения планет;
  • зодиакальные созвездия.

3. Закреплять представления детей о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам), частей суток. Развивать логическое мышление.

4. Формировать речевое развитие детей. Развивать навыки творческого рассказывания.

5. Воспитание социально-активной, творческой личности, способной понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.

Возраст детей: 5-7 лет

Работа с детьми: беседы, чтение литературы, экспериментирование, музыкальные и дидактические игры.

Оборудование и материалы:

- Мини планетарий – подвесной потолок фигурный синего цвета из гипсокартона со сверкающими созвездиями (из мелких галогенных лампочек) над помещением экологического комплекса группы “Шалунишки”.

Макет “Солнечная система” - основа макета: ковролин синего цвета круглой формы. (Орбиты планет выполнены из серебристой тесьмы, имеются фигурки Солнца и планет).

Дидактические игры

Записи пения птиц и звона ручья

Диск “Планеты Солнечной системы”

Картотека созвездий

Ответственные за выполнение идей проекта:

1. Коллектив Центра развития ребёнка

  1. Дидактические игры;
  2. Картотека созвездий;
  3. Аудио и видеозаписи;
  4. Подборка литературы;
  5. Разработка системы занятий по звёздному небу для детей старшей и подготовительной к школе групп;
  6. Посещение детьми выездного планетария г. Санкт-Петербург;
  7. Подвесной потолок (3x4), договор со строительной организацией;
  8. Приобретение овального ковра в тёмно-синих тонах (3x3);
  9. Проведение работ по проводке электричества;
  10. Пошив костюмов космонавта;
  11. Приобретение обоев голубого цвета для ремонта группового помещения.

2. Родители детей группы “Шалунишки”

  1. Ремонт группового помещения с учётом космической темы;
  2. Изготовление “звёздной” атрибутики – космическая станция, ракета, луноход, телескоп, макет планеты Земля, летающая тарелка.
  3. Приобретение штор на окна голубого цвета.
  4. Проект разработан творческой группой Центра развития ребёнка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА по внедрению проекта:

- Памятка для родителей о том, как дать ребёнку первоначальные представления о космосе, Вселенной, движении планет Солнечной системы.

- Задания для домашних:

1. Беседы на тему “Земля – наш дом”, “Солнечная система”, “О космонавтах”.

2. Наблюдения за солнцем, ночным небом.

3. Чтение художественной литературы:

  1. Г. Майорова “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М. 1999 г.,
  2. Т. Гонтарук, “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига, 2006 г.
  3. Г. Майорова, “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М. 1999 г.,
  4. Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый горд”, М., 2004.
  5. Т. Гонтарук, “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига, 2006 г.
  6. Ж. Парамонова, “Забавная астрономия для малышей”.

4. Работа в читальном зале детского сада, в ИЗОстудии, зимнем саду.

5. Организация фотовыставки.

- Задания для детей:

  1. “Планета Земля и её спутник” - рисование
  2. “Нарисуй планету, которая тебе больше запомнилась”
  3. Вылепи из пластилина 9 планет. Игра в Солнечную систему, используя нити – орбиты.
  4. “Понаблюдай за солнцем в течение дня, нарисуй на бумаге солнце”
  5. Наблюдение за Луной и зарисовки увиденного.

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА “ЗВЁЗДНОЕ НЕБО”

<рисунок 2>

Старшая группа

Цель: формировать элементарные представления о планете Земля, её спутнике Луне, о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев.

Игры: “Почему бывает день и ночь”, “Зима и лето”, “Собери картинку”, “Что изменилось?”, “Составь картинку”, “Космический кроссворд ”, “Найди лишнее”, “Полёт на Луну”, “Звёзды”, “Я – планета солнечной системы!”.

Экспериментирование: “Земля вращается”, “Солнце – горячий шар”.

Занятия:

  1. “Земля – наша планета” - познавательное
  2. “В гости к солнцу1” - познавательное с экспериментированием
  3. “Луна – спутник Земли” - познавательное
  4. “Времена года”- познавательное и математика, экспериментирование
  5. “Части суток” - познавательное и математика, экспериментирование
  6. “Звёзды. Кометы” - познавательное и рисование
  7. Дидактические игры – закрепление знаний
  8. Конкурс интеллектуалов “Наша голубая планета” – закрепление знаний
  9. “Весёлые космонавты” - музыкальное

Занятия проводятся 2 раза в неделю. В преддверии Дня космонавтики (март - апрель)

Подготовительная к школе группа

Цель: формировать элементарные представления о Вселенной и о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения) и о зодиакальных созвездиях.

Игры: “Планеты Солнечной системы”, “Мир звёзд”, “Звёздное небо”, “Созвездия”, “Узнай планеты”, “Весёлый лабиринт”, “Скафандр”, “Моё созвездие”, сюжетно – ролевая игра “Мы - космонавты”.

Экспериментирование: “Вращение планет вокруг Солнца”, “Падение метеоритов”,

Использование дыхательно-звуковой гимнастики “Полёт на Луну”

Занятия:

  1. “Планета Земля” - познавательное и рисование
  2. “Покорение космоса” - познавательное и развитие речи
  3. “О жизни космонавтов в космосе” - познавательное
  4. “Большое космическое путешествие” - познавательное, математика
  5. “Созвездия” - познавательное и рисование
  6. “Жизнь на других планетах” - познавательное и физкультурное
  7. “Солнечная система” - познавательное, лепка, экспериментирование
  8. Дидактические игры – закрепление знаний
  9. Конкурс интеллектуалов – закрепление знаний
  10. “В гостях у звёзд” - музыкальное.

Результативность осуществления проекта “Звёздное небо”:

Повышение квалификации воспитателя.

Распространение передового педагогического опыта.

Положительные отклики родителей.

Любознательность, познавательная активность детей.

Открытие “Музея космонавтики”.

Изготовленные руками детей альбомы, книги-зарисовки, книги-высказываний детей о космосе, стенды – коллективные работы детей на темы космоса.