Считаем, что дошкольное образование – не только необходимая, но, пожалуй, самая важная ступень в системе образования.
Приоритетный характер для нас носит решение следующих проблем:
а) комфортность пребывания ребёнка в дошкольном учреждении,
б) формирование здорового образа жизни,
в) повышение качества дошкольного образования.
Что делается в Центре развития ребёнка для обеспечения результативности дошкольного образования:
Создаются комфортные условия для пребывания детей.
Организована творческая работа высококвалифицированных педагогов-единомышленников.
Работает информационная база. Проходит осмысливание концептуальных подходов к развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста в условиях Центра развития ребёнка.
Используются современные принципы, способы и приемы организации детского сообщества.
Вводятся психолого-педагогические инновации в процесс обучения и воспитания.
Ведется проектная деятельность.
Освещаются творческие отчёты на местном телевидении и в периодической печати. Ведётся просветительская работа с родителями.
Используется комплексная система оздоровления детей дошкольного возраста.
Ведётся научно-педагогический контроль за физическим, психическим развитием и подготовленностью детей. Используется рациональная организация рабочего времени педагогов и специалистов. Центр участвует в конкурсах профессионального мастерства.
Учитывая современные требования к дошкольному образованию, Центр развития ребёнка успешно применяет на практике метод интегрированного проектирования.
Цели:
- повысить интерес к инновациям, совершенствовать педагогическую культуру коллектива,
- вызвать у работников чувство профессионального и личного удовлетворения от результативности своей работы.
Алгоритм проведения интегрированного проектирования:
- Заседание творческой группы. Итог – выявление проблемы.
- Реклама по возникновению проекта внутри детского сада с целью: заинтересовать сотрудников, родителей, специалистов для разработки проекта.
- Использование психолого-педагогического анализа по теме проекта. Основные требования: научность, целесообразность, доступность, необходимость для развития детей, воспитательное воздействие.
- Изучение материальных возможностей для осуществления проекта.
- Проведение анкетирования субъектов педагогического коллектива на вопрос возникновения проекта.
- Обсуждение вопроса работы над проектом на педагогическом совете.
- Исполнение проекта.
- Внедрение инноваций в систему работы с детьми.
В Центре развития ребёнка успешно осуществлены проекты “Звёздное небо”, “Лукоморье”, “Библиотека для всех”, “Сад исполнения желаний”. Создана Большая энциклопедия для детей, сотрудников, посетителей – книга, из которой можно узнать многое из жизни детского сада и о его проектах.
Анализ воспитательно-образовательной работы Центра развития ребёнка показывает, что интеграция совместных усилий педагогов, родителей, специалистов в проектной деятельности позволила повысить готовность детей к обучению в школе.
Педагог – психолог, воспитатели Центра, учителя начальных классов средних школ отмечают высокую степень развития любознательности детей, их познавательную активность, коммуникативность, самостоятельность.
Сотрудники, родители и воспитанники испытывают чувство гордости за свой детский сад.
Детский сад с видом на будущее
Проект “Звёздное небо
<рисунок 1>
Идея выбора проекта:
Идея проекта соответствует изучению блока “Солнце” программы Н.А. Рыжовой для дошкольников “Наш дом – природа”.
Сезонные изменения в природе. Солнце в жизни человека.
Тайны звёзд, космоса, планет всегда необыкновенно притягивают к себе ребят. В космонавтов с удовольствием играют все. Но как объяснить дошкольникам устройство Солнечной системы?
Предварительная работа:
- чтение книг, в том числе детских энциклопедий
- посещение планетария - г. Москва, г. Геленджик, г. Тула
- наблюдение за Солнцем в разные времена года и в разные части суток
Цель:
1. Создать мини - планетарий – голубую комнату со звёздным небом.
2. Формировать у детей представления о Вселенной в целом и о планетах Солнечной системы:
- расположение относительно Солнца;
- орбиты движения планет;
- зодиакальные созвездия.
3. Закреплять представления детей о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев (по названиям и порядковым номерам), частей суток. Развивать логическое мышление.
4. Формировать речевое развитие детей. Развивать навыки творческого рассказывания.
5. Воспитание социально-активной, творческой личности, способной понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним.
Возраст детей: 5-7 лет
Работа с детьми: беседы, чтение литературы, экспериментирование, музыкальные и дидактические игры.
Оборудование и материалы:
- Мини планетарий – подвесной потолок фигурный синего цвета из гипсокартона со сверкающими созвездиями (из мелких галогенных лампочек) над помещением экологического комплекса группы “Шалунишки”.
Макет “Солнечная система” - основа макета: ковролин синего цвета круглой формы. (Орбиты планет выполнены из серебристой тесьмы, имеются фигурки Солнца и планет).
Дидактические игры
Записи пения птиц и звона ручья
Диск “Планеты Солнечной системы”
Картотека созвездий
Ответственные за выполнение идей проекта:
1. Коллектив Центра развития ребёнка
- Дидактические игры;
- Картотека созвездий;
- Аудио и видеозаписи;
- Подборка литературы;
- Разработка системы занятий по звёздному небу для детей старшей и подготовительной к школе групп;
- Посещение детьми выездного планетария г. Санкт-Петербург;
- Подвесной потолок (3x4), договор со строительной организацией;
- Приобретение овального ковра в тёмно-синих тонах (3x3);
- Проведение работ по проводке электричества;
- Пошив костюмов космонавта;
- Приобретение обоев голубого цвета для ремонта группового помещения.
2. Родители детей группы “Шалунишки”
- Ремонт группового помещения с учётом космической темы;
- Изготовление “звёздной” атрибутики – космическая станция, ракета, луноход, телескоп, макет планеты Земля, летающая тарелка.
- Приобретение штор на окна голубого цвета.
- Проект разработан творческой группой Центра развития ребёнка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА по внедрению проекта:
- Памятка для родителей о том, как дать ребёнку первоначальные представления о космосе, Вселенной, движении планет Солнечной системы.
- Задания для домашних:
1. Беседы на тему “Земля – наш дом”, “Солнечная система”, “О космонавтах”.
2. Наблюдения за солнцем, ночным небом.
3. Чтение художественной литературы:
- Г. Майорова “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М. 1999 г.,
- Т. Гонтарук, “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига, 2006 г.
- Г. Майорова, “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М. 1999 г.,
- Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый горд”, М., 2004.
- Т. Гонтарук, “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига, 2006 г.
- Ж. Парамонова, “Забавная астрономия для малышей”.
4. Работа в читальном зале детского сада, в ИЗОстудии, зимнем саду.
5. Организация фотовыставки.
- Задания для детей:
- “Планета Земля и её спутник” - рисование
- “Нарисуй планету, которая тебе больше запомнилась”
- Вылепи из пластилина 9 планет. Игра в Солнечную систему, используя нити – орбиты.
- “Понаблюдай за солнцем в течение дня, нарисуй на бумаге солнце”
- Наблюдение за Луной и зарисовки увиденного.
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТА “ЗВЁЗДНОЕ НЕБО”
<рисунок 2>
Старшая группа
Цель: формировать элементарные представления о планете Земля, её спутнике Луне, о категории времени, цикличности сезонов года, о последовательности месяцев.
Игры: “Почему бывает день и ночь”, “Зима и лето”, “Собери картинку”, “Что изменилось?”, “Составь картинку”, “Космический кроссворд ”, “Найди лишнее”, “Полёт на Луну”, “Звёзды”, “Я – планета солнечной системы!”.
Экспериментирование: “Земля вращается”, “Солнце – горячий шар”.
Занятия:
- “Земля – наша планета” - познавательное
- “В гости к солнцу1” - познавательное с экспериментированием
- “Луна – спутник Земли” - познавательное
- “Времена года”- познавательное и математика, экспериментирование
- “Части суток” - познавательное и математика, экспериментирование
- “Звёзды. Кометы” - познавательное и рисование
- Дидактические игры – закрепление знаний
- Конкурс интеллектуалов “Наша голубая планета” – закрепление знаний
- “Весёлые космонавты” - музыкальное
Занятия проводятся 2 раза в неделю. В преддверии Дня космонавтики (март - апрель)
Подготовительная к школе группа
Цель: формировать элементарные представления о Вселенной и о планетах Солнечной системы (их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения) и о зодиакальных созвездиях.
Игры: “Планеты Солнечной системы”, “Мир звёзд”, “Звёздное небо”, “Созвездия”, “Узнай планеты”, “Весёлый лабиринт”, “Скафандр”, “Моё созвездие”, сюжетно – ролевая игра “Мы - космонавты”.
Экспериментирование: “Вращение планет вокруг Солнца”, “Падение метеоритов”,
Использование дыхательно-звуковой гимнастики “Полёт на Луну”
Занятия:
- “Планета Земля” - познавательное и рисование
- “Покорение космоса” - познавательное и развитие речи
- “О жизни космонавтов в космосе” - познавательное
- “Большое космическое путешествие” - познавательное, математика
- “Созвездия” - познавательное и рисование
- “Жизнь на других планетах” - познавательное и физкультурное
- “Солнечная система” - познавательное, лепка, экспериментирование
- Дидактические игры – закрепление знаний
- Конкурс интеллектуалов – закрепление знаний
- “В гостях у звёзд” - музыкальное.
Результативность осуществления проекта “Звёздное небо”:
Повышение квалификации воспитателя.
Распространение передового педагогического опыта.
Положительные отклики родителей.
Любознательность, познавательная активность детей.
Открытие “Музея космонавтики”.
Изготовленные руками детей альбомы, книги-зарисовки, книги-высказываний детей о космосе, стенды – коллективные работы детей на темы космоса.