Понятие “мониторинг” пришло в педагогику и социологию из экологии социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.
“Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития”.
Актуальность проблемы.
В связи с существенными изменениями, происходящими в социальной сфере общества, в современном образовательном учреждении возрастает потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей управленческой деятельности. Среди требований появились такие обязательные умения и способности, как:
- умение диагностировать состояние образовательного процесса;
- умение обеспечивать системный контроль, анализ и коррекцию деятельности всех участников педагогического процесса;
- умение прогнозировать.
Важнейшим условием повышения эффективности управления учебным процессом является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся. Известно, что без осуществления постоянной обратной связи процесс управления малоэффективен, уровень эффективности принимаемых решений недостаточно высок, реализация ряда управленческий задач крайне затруднена. Такая обратная связь функционирует сегодня в практике недостаточно эффективно. Необходимым инструментом в решении этих проблем является мониторинг. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях модернизации школы, обновления содержания образования, введения образовательных
Стандартов, нормализации учебной нагрузки обучающихся.
Мониторинг внутришкольного контроля является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого в содержание
Образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в гимназии, для принятии я эффективных управленческих решений.
В настоящее время мониторинг все прочнее входит в систему образования. Сегодня как никогда возрос спрос на объективную информацию о результатах деятельности.
Исследованию проблем внедрения в практику новейших научно-педагогческих технологий и достижений в области управлении посвящены труды отечественных педагогов Ю.А. Конаржевского, П.И. Третьякова, М.М. Поташника, В.И. Зверевой, В.П. Симонова и многих других ученых.
Анализ литературы помогает определить подходы к мониторингу в управлении общеобразовательным учреждением. Они рассматривают как определенная система мониторинга, с помощью которой делается попытка ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, выявить связи квалификации педагога и результатов его преподавания.
Целью исследования является практическая разработка системы педагогического мониторинга внутришкольного контроля в процессе управления гимназией.
Объектом исследования является внутришкольное управление образовательным процессом на средней ступени общего образования.
Предметом исследования является методические и теоретические основы внуришкольного управления развитием учебно-познавательной деятельности среднего звена.
Гипотеза исследования.
Гипотеза исследования основана на том, что качество образовательного процесса гимназии будет эффективным, если:
- цели мониторинга ВШК направлены на создание условий для педагогического творчества; мотивированную и организационно подкрепленную поддержку педагогов; превращение новаторских инициатив педагогов в механизм развития образовательного процесса гимназии;
- педагогический коллектив гимназии адаптирован к специфической деятельности, необходимым условием осуществления которой является способность субъекта к постоянной саморегуляции и саморазвитию;
- мониторинг ВШК в гимназии позволяет в реальном режиме отслеживать рационально отобранные методы и приемы, направленные на повышение качества образования.
Предмет, цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
- Проанализировать проблемы качества обучения среднего звена в гимназии.
- Разработать механизм мониторинга ВШК в среднем звене.
- Определить критерии качества, инструментарий получения и обработки результатов мониторинга ВШК.
Теоретическое обоснование проблемы.
Для обоснования сущности и содержания мониторинга ВШК принципиально значимы положения общего управления гимназией. В современной педагогической теории и практике одной из приоритетных задач является поиск путей эффективности управления общеобразовательным учреждением. В связи с этим особое значение приобретает проблема объективного информационного обеспечения управления сложным образовательным процессом и, как следствие, широкое применение педагогического мониторинга в управлении.
На основании можно заключить, что мониторинг как технология должен обладать основными её признаками: тиражируемостью, воспроизводимостью и устойчивостью.
По каким направлениям может осуществляться педагогический мониторинг. Ю.А.Конаржевский эти направления определяет следующим образом: эффективность и действенность внутришкольного управления, состояние и результативность методической работы, состояние качества преподавания и организации процесса учения, состояние работы с родителями, состояние воспитательной работы, посещаемость, уровень развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний и умений, взаимодействие с внешней средой, деятельность коллектива по выполнению Закона Российской Федерации “Об образовании”, анализ конечных результатов функционирования школы.
Достигнутый уровень развития теоретических и практических основ управления позволил подойти к построению концепции управления общеобразовательным учреждением с мониторинговым сопровождением, в основу разработки которой были положены: теория систем и теория управления, теоретические основы управления школой и развитие в ней инновационных процессов, теоретические основы педагогического проектирования и моделирования, социальные проблемы системы образования, а также современные исследования проблем управления школой.
Определяющее значение в исследовании проблемы организации мониторинга в образовании имеют работы В.А. Кальней, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельниковой, О.А. Митиной, В.А. Мокшеева, Н.П. Пищулина, С.Н. Пищулина, Д.М. Полева, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой,
С.Е. Шишова и др.
Мониторинговые процедуры можно разбить на 2 основных типа: статистическая и динамическая.
Статистическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности школы, сравнить полученный результат с нормативами и, определив отклонения, провести углубленный анализ и затем разработать ряд управленческих решений.
Задача динамического мониторинга, например, определить успеваемость и усвоение учебной программы в данном классе. Для этого необходимо:
1. Выяснить у учителя, какие срезовые процедуры он использует для определения знаний и умений, сравнив эти материалы с примерным стандартом образования, выписать результаты учительского контроля. После чего провести повторные, независимые замеры. Результаты сравнить.
2. Через определенное время проводится процедура повторного контроля. Таким образом, можно выяснить динамику изменений в получаемых учеником знаниях, характеристику успеваемости класса в целом.
Внутришкольный контроль – одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебно-воспитательного процесса.
Основные функциональные задачи ВШК - это:
- сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих процессов.
Основные принципы ВШК:
- планомерность;
- обоснованность;
- всеобъемность;
- теоретическая и методическая подготовленность.
Результаты ВШК – основание для принятия оптимальных управленческих решений.
Этапы внутришкольного контроля.
1. Планирование.
Планирование ВШК осуществляется на основе локальных актов гимназии №44 и с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива.
2. Сбор информации.
Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.
Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос(устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).
Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.
3. Обработка информации и экспертная оценка.
При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.
4. Распространение информации.
Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости – до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях.
5. Хранение информации.
Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.
Формы ВШК:
Формы контроля различаются по разным признакам: по охвату объектов контроля, по признаку логической последовательности и по периодичности
Проведения.
I. По охвату объектов контроля различаются и используются следующие формы контроля.
1. Классно-обобщающий.
Объектами контроля здесь являются: уровень знаний и воспитания учащихся какого-либо класса, качество работы классного руководителя.
2. Фронтальный.
Объектами контроля являются : состояние преподавания отдельных предметов во всех или части классов, состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-нибудь параллели классов.
3. Тематический.
Объектами контроля являются: работа всего коллектива над какой-нибудь проблемой, уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме какого-либо предмета, состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении (например, работа с дневниками).
4. Персональный.
Объектами контроля являются: продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-либо стороны его педагогической деятельности.
5. Обзорный.
Объектами контроля являются: состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины учителей, состояние учебно-технического оборудования и т.п.
II. По признаку логической последовательности различаются и используются следующие формы контроля:
а) текущий;
б) предварительный;
в) промежуточный;
г) итоговый.
III. По периодичности проведения:
Эпизодический (в определенный месяц учебного года, триместра).
Периодический (ежегодный, еженедельный и т.д.)
6. Виды внутришкольного контроля.
В гимназии используются различные виды контроля, различающиеся признаком исполнителя:
1. Административый контроль.
Осуществляется директором или заместителем директора в соответствии
С планом ВШК или при проявлении непредвиденных планом проблем.
2. Кафедральный контроль.
Осуществляется заведующими кафедрами гимназии.
3. Учительский контроль.
Осуществляется учителями в системе учитель-ученик.
4. Ученический.
Осуществляется в виде самоконтроля учащегося.
Кафедральный, учительский и ученические виды контроля в свою очередь включают такие формы, как самоконтроль и взаимоконтроль.
Исполнители контроля действуют на основе нормативно-правовой и учебно-методической документации.
Итак, мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развитие профессионализма учителей, обученности учащихся и т.д.
В приложении представлены справки проверки техники чтения и скорости письма по методике В. Зайцева. (Приложение 1, Приложение 2)