Цели:
- нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии
- рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека
- дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.
Оформление доски: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас “К.Д. Ушинский.
“Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть невозможно быть честным человеком вообще”
“Причина почти всех неурядиц в обществе – это неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и происходящие отсюда неудовольствия и злобные страсти” Сен-Симон.
“Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя…” К. Маркс.
Вводное слово учителя: “Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом- выборе профессии.
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Затем ребята обсуждают слова, написанные на доске, приводят свои аргументы и примеры.
Слова учителя: А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют)
Затем учитель открывает на доске классификацию распространенных ошибок:
1. Незнание правил выбора профессии:
- выбор профессии за компанию
- перенос отношения к человеку на саму профессию
- отождествление учебного предмета с профессией
- ориентация сразу на профессию высокой квалификации
- неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
- незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
- неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
- увлечение только внешней стороной профессии
- незнание требований профессии к человеку.
Далее учитель проводит с ребятами тренинг”Рука судьбы”
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.
Учитель: Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
Ребята: Должны выполняться три условия: Хочу-Могу-Надо (соотношение способностей, возможностей и востребованности профессии)
Ребята сидят в группах по типу профессии:
- Человек – живая природа
- Человек – техника
- Человек – человек
- Человек – знаковая система
- Человек – художественный образ
Дети характеризуют свои типы профессий
Далее проводится тренинг “Угадай профессию”
Раздать таблицы (Анализ профессий – перечень основных характеристик профессий). Ребята заполняют эти таблицы, затем меняются ими.
Задача каждой группы угадать закодированную профессию.
Учитель подводит итоги тренинга.
Учитель: Различают следующие степени профессиональной пригодности:
- Непригодность
- Годность
- Соответствие
- Призвание
Идет обсуждение каждого понятия, ребята приводят примеры, делают выводы.
Затем ребята работают в группах. Им учитель предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что нужно прекратить делать на пути к выбору профессии
- Что нужно начать делать на пути к выбору профессии
- Что нужно продолжать делать на пути к выбору профессии
Каждая группа зачитывает свои суждения.
В конце классного часа каждая группа демонстрирует домашнее задание: знакомит всех с новыми профессиями, появившимися в последние годы на рынке труда.
Итог классного часа подводит учитель.
Литература
- Тренинг креативности А. Грецов
- Классные часы в выпускных классах Е. П. Сгибнева
- Специальные сайты Интернет