Общественный смотр знаний по химии "Азот и его соединения"

Разделы: Химия


Участники: учащиеся 9-го класса и их родители.

Жюри: учащиеся 11-х классов.

Планируемая продолжительность смотра: 1,5 часа.

Подготовительная работа.

Учитель за месяц до проведения смотра знаний формирует из учащихся 9-го класса 4 команды, предлагая командам подготовиться по следующим вопросам:

  1. Азот: строение молекулы, вид химической связи, тип кристаллической решетки, физические и химические свойства.
  2. Аммиак: строение молекулы, вид химической связи, тип кристаллической решетки, физические и химические свойства.
  3. Азотная кислота: общие и специфические химические свойства азотной кислоты.
  4. Нитраты: разложение при нагревании, применение.
  5. Соли аммония: разложение при нагревании, применение.
  6. Назовите формулы следующих веществ: ляпис, “адский камень”, нашатырь, чилийская селитра, норвежская селитра, “разрыхлитель теста” или “бакпульвер” (импортный аналог).
  7. Практическая часть: уметь получать, собирать, распознавать аммиак.

Консультантами по подготовке учащихся 9-х классов являются учащиеся 11-х классов.

Девиз:

Честь науке - ей дано уменье
Выводить нас из недоуменья.
М.Светлов/1903-1964/

Цель смотра: закрепление и углубление изученного материала, выявление уровня теоретических и практических знаний и умений учащихся.

Задачи:

  • закрепить знания о физических и химических свойствах азота и его соединений: азотной кислоты, аммиака, гидроксида аммония, солей аммония и солей азотной кислоты – нитратов;
  • формирование умений анализировать, сравнивать, сопоставлять;
  • формирование таких индивидуальных качеств личности как ответственность, чувство взаимопомощи;
  • формирование навыков проведения опытов по получению, собиранию, распознаванию аммиака;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование и реактивы:

  1. Лабораторные штативы, спиртовки, спички, пробирки, вата, газоотводные трубки, шпатели, гидроксид кальция, соли аммония, индикаторы: фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага, синий лакмус.
  2. Песочные часы.
  3. ТСО: проектор, графопроектор.

Методы и формы работы: беседа, индивидуальная и групповая работа учащихся.

Ход занятия:

Приветственное слово учителя, сообщение цели занятия, представление жюри – учащихся 11-х классов.

Представление команд.

1.Разминка команд: на экран с помощью проектора проецируются и зачитываются вопросы, команды по очереди отвечают о каком веществе идет речь: об азоте или аммиаке? Жюри оценивает ответы, команды получают жетоны.

1) Не имеет запаха.
2)Ядовит.
3) Имеет резкий запах.
4) В воде малорастворим.
5) Его можно получить перегонкой жидкого воздуха.
6) Его водный раствор имеет щелочную среду.
7) Не имеет цвета.
8) В воде хорошо растворим.
9) Легко сжижается.
10).Степень окисления азота равна –3.
11) Степень окисления азота равна 0.
12) В молекуле между атомами – ковалентные полярные связи.
13) В молекуле между атомами – ковалентные неполярные связи.
14) Его молекула имеет пирамидальное строение.
15) Взаимодействует с водородом в присутствии катализатора.
16) Взаимодействует с кислотами с образованием солей.

2. Конкурс “Необходимые формулы”. В течение 1 минуты команде необходимо составить как можно больше формул веществ, имеющих практическое значение и содержащих элемент азот. Учащиеся составляют формулы на листе ватмана и демонстрируют лист присутствующим, жюри оценивает ответы.

3. Конкурс “Решение расчетных задач”:

1) Рассчитайте объем выделившегося газа, если смешали 20 г гидроксида кальция с 10 г хлорида аммония.
2) Рассчитайте массу и объем полученного продукта, если для реакции взяли 11,2 л азота и 22,4 л водорода.

Решение задач идет по вариантам: 1-й, 2-й варианты; работа завершается, как только одна из команд сдаст жюри листы с решениями задач. Родители работают по заданию: кабинет химии имет длину м, ширину – м, высоту -м. Рассчитайте массу газообразного азота, находящуюся в данном учебном кабинете.

4. Конкурс “Проверка знаний о степенях окисления, проверка “СТО”. От каждой команды приглашается по 2 участника: один из участников команды составляет формулы предложенных веществ одной из карточек №1-4, другой - расставляет степени окисления в формулах веществ.

1)Азотная кислота, аммиак, сульфат аммония, оксид азота (1).
2)Азотистая кислота, нитрат аммония, оксид азота (4), нитрат кальция.
3)Гидроксид аммония, нитрат лития, оксид азота (11), хлорид аммония.
4) Нитрат бария, оксид азота(111), нитрит натрия, азот.

Команды демонстрируют листы, называя вещества, жюри оценивает результат.

5. Творческий конкурс: придумать мини-сочинение или синквейн, связанный с темой смотра.

Продолжительность написания – не более 7 минут.

Учащиеся зачитывают работу, жюри оценивает результат.

Например, мини-сочинение: “Здравствуйте! Меня зовут “Азот”. Это имя мне дал знаменитый химик Антуан Лавуазье. “Азот”, как звучно и красиво, а я огорчен! А я огорчен, так как “азот” означает безжизненный, а как можно так сказать обо мне, если человек и животные постоянно со мной? Они купаются во мне, спокойно вдыхают меня! А как меня любят клубеньковые бактерии! Я очень плотного телосложения, очень крепкий: еще бы, ведь я состою из двух атомов, объединенных прочной тройной ковалентной связью!

Я спокойно существую при комнатной температуре рядом со многими веществами, даже с агрессивными щелочами и всем известным активным, не в пример мне, кислородом! И только с литием завязываю прочную дружбу даже при комнатной температуре”.

Синквейн (первая строка – имя существительное; вторая – два прилагательных; третья – три глагола; четвертая – краткая фраза, афоризм(отражает суть); пятая чувство- одно слово).

Примеры команд:

1) Азот.
Газообразный, инертный.
Распадается, превращается, проникает.
Жизнь есть способ существования белковых тел.
Здорово!

2) Селитра.
Калийная, кристаллическая.
Плавится, растворяется, взрывается.
Предприимчивые и умные богатеют.
Отлично!

3).Кислота.
Азотная, важная.
Окисляет, растворяет, разрушает.
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие.
Давно!

6.Конкурс “Знатоки”. Приведите по 3 уравнения химических реакций, характеризующих свойства данного вещества:

  1. Сульфат аммония.
  2. Азотная кислота.
  3. Аммиак.
  4. Азотная кислота.

Каждая команда получает карточку с названием вещества и выполняет задание. Ответы проецируются на экран через графопроектор. Жюри оценивает ответы.

7. Конкурс лаборантов. Каждая команда, получив необходимое оборудование и реактивы, соблюдая технику безопасности, получает, собирает, доказывает наличие аммиака. За работой каждой команды наблюдают по 2 ученика 11-х классов, родители. Жюри оценивает результат.

8. Команды и родители работают по заданию: назовите формулы следующих веществ: ляпис, “адский камень”, нашатырь, чилийская селитра, норвежская селитра, “разрыхлитель теста” или “бакпульвер”(импортный аналог). Запись формулы на специальном листе, краткое указание применения. Жюри оценивает результат.

9. Конкурс “Верите ли вы?":

  • оксид азота – N2O – веселящий газ, ранее активно применялся для наркоза;
  • NO –оксид азота (11) – безразличный оксид, не взаимодействует с водой, растворами кислот и щелочей, но быстро окисляется при обычных условиях до NО2;
  • 2 – оксид азота (4), бурый газ, “лисий хвост”, кислотный оксид, взаимодействует с водой и растворами щелочей;

-в атмосфере азота производят сварку активных или средней активности металлов, хранят и перевозят произведения живописи;
-обильный дым можно получить при смешивании двух бесцветных газов – аммиака и хлороводорода;

  • азотная кислота при комнатной температуре растворяет золото;
  • элемент азот входит в состав нитроглицерина, используемого как лекарство и как взрывчатое вещество;
  • азотная кислота используется для осушки газов;
  • 1 га пахотного чернозема содержит 18 т азота;
  • азотная кислота входит в состав царской водки.

10.Жюри подводит итоги работы, подсчитывая баллы, а учащиеся, родители знакомятся с презентацией “Азот и его соединения” /приложение 1/. В работе рассматривается вред избытка нитратов на организм человека. Слайды выполнены по материалам газеты “Химия” - приложение к газете “Первое сентября”/ Л.А.Ивченко, А.А.Макареня : “Валеология на уроках неорганической химии”, №19, 2000г./.

11. Родители благодарят детей и учителя, зачитывая строки:

1).Смотр.
Полезный, интересный.
Помогает, дополняет, развивает.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Спасибо!

2)Смотр.
Общественный, увлекательный.
Воспитывает, проверяет, объединяет.
Трудно в ученье, легко в бою.
Значимо!

12. Жюри сообщает итоги работы.

Учитель благодарит учащихся, родителей за совместную плодотворную работу и демонстрирует опыт “Вулкан”: чайную ложку бихромата аммония необходимо хорошо растереть в ступке, растертую соль следует поместить горкой на керамической плитке, сделать сверху углубление “кратер”, капнуть 2-3 капли этилового спирта и поджечь.

Презентация