Программное содержание: знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, учить эмоционально откликаться на действие произведения. Учить детей понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе. Формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно.
Предварительная работа предусматривает, что дети уже знают понятия: колорит, композиция, знакомились с картинами А. Пластова, И. Шишкина.
Ход занятия
Воспитатель: «На сегодняшнем занятии мы познакомимся с картинами художников, которые изобразили зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличительны друг от друга. Для начала рассмотрим картину художника Юона. Какое время года изобразил художник на картине?»
Дети: На картине мы видим зиму.
Воспитатель: Верно, Мы видим изображение зимы, когда сна еще только вступает в свои права. Обратите внимание, па улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках.
«Опрятней модного паркета,
Блистает речка льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом».
Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Дети: Чувство света, покоя.
Дети: Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.
Воспитатель: Какие характерные особенности русской зимы передает художник?
Дети: Кругом много пушистого снега.
Дети: Замерзший пруд.
Дети: Дети катаются на коньках.
Воспитатель: И глядя на все это, кажется, что не только люди, по и природа рада зиме.
«...И вот сама идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками.
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
среди полей, вокруг холмов».
Как вы думаете, подходят сюда эти строки А.С. Пушкина?
Дети: Подходят.
Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти и мастер слова называют зиму волшебницей. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы?
Дети: Облака белые и есть желтоватые.
Воспитатель: Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях — все имеет множество оттенков, которые в большинстве свом желтовато-розоватые, а иней хотя и серебристо-голубой, но под лучами заходящего солнца приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. А день на картине морозный. Это видно сразу. Ведь дым из трубы поднимается вверх. Ребята, подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе?
Дети: Художник был далеко.
Дети: Он нарисовал все это не очень крупно.
Воспитатель: Да, он находился на пригорке и немного вдалеке. А теперь давайте вспомним, какие еще художники рисовали природу?
Дети: Это А. Пластов, И. Шишкин,
Воспитатель: Мы уже знакомились с картинами И. Шишкина. Вспомнили? Это «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща». И везде это были радостные картины, с могучими вековыми соснами. Иван Шишкин знал и любил природу. Сейчас мы рассмотрим его картину. Называется она «Зима». Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Дети слушают музыку.
Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите па эту картину?
Дети: Стало немного грустно.
Дети: Печально.
Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.
Дети: Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?
Дети: Серой краской, голубоватой.
Дети: Кажется, что лес спит.
Воспитатель:
«Околдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна».
Да, сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце.
Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом — мы видим поваленные деревья. И на сосне — одинокая ворона.
«Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно».
«Чародейкою зимою Околдован лес стоит...» Как вы думаете, почему художник выбрал холодный колорит?
Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.
Дети: Чтобы показать лес спящим.
Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине?
Дети: Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба. Дети: Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.
Воспитатель: Мы немного взгрустнули. А сейчас взгляните на эту зиму. Ее написал художник И. Грабарь. Называется она «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу. На переднем плане мы видим отдельно стоящие березы. Здесь художник находился очень близко, поэтому мы не видим верхушки березы, она изображена крупным планом, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом.
Воспитатель: Какое время здесь изобразил художник?
Дети: Здесь тоже зима.
Воспитатель: Да, это тоже зима, по это конец зимы, февраль. Светит яркое солнце. Посмотрите, какое ясное голубое небо, нежно-голубой цвет неба и яркие синие тени от деревьев показывают, что день стоит солнечный, придают ощущение света. Снег на солнце искрится и приобретает множество оттенков: от бледно-голубого, от сиреневого до синего. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Вся роща озарена светом яркого солнца. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами. Что можно услышать?
Дети: Потрескивание снега.
Дети: Веселый щебет птиц. Кажется, что сейчас зазвенит капель.
Воспитатель: Когда смотришь на эту картину, кажется, что скоро весна, отступает зима с метелями и морозами.
Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художником для изображения природы. Глядя на эти картины, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели ее художники.
Приложение. (Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью в старших, подготовительных группах)