Доклад "Интегрированный подход в профессиональном определении школьников"

Разделы: Технология


Образовательная область «Технология» знакомит учащихся с общими принципами преобразующей деятельности человека как в материальных, так и в гуманитарных областях, дает представление о перспективных технологиях преобразования материалов, энергии, информации; формирует готовность к труду, приобщает к культуре труда, способствует их творческому, духовно – нравственному, экологическому, эстетическому развитию.

Именно в технологии успешно реализуется проектная деятельность с ее большими возможностями творческого развития школьников, самостоятельного продвижения от возникающего замысла до реализации идеи; возможность применить знания основ наук на практике.

Учитель технологии и изобразительного искусства призван решать задачи художественного развития учащихся, формирования у них эстетического отношения к окружающему предметному миру.

Изобразительное искусство, трудовое обучение, декоративно – прикладное искусство выступают в качестве ведущих средств развития творческого потенциала школьников, взаимосвязанного с творческой деятельностью и творческими способностями личности, обеспечивающими преемственность в профессиональном становлении будущего специалиста.

Освоив курс «Технология обработки ткани» за 5 – 8 классы и, выполняя изделия от простого несложного фартука (сорочки, юбки, брюк) до более сложных (платья, костюмы), кроме умения построения чертежей швейных изделий и выполнения многих швейных узлов, используя базу знаний курса 5-8 классов, девочки в старших классах учатся работать с выкройками журналов мод, доведению готовых выкроек понравившихся изделий до своих собственных размеров, смело соединяя в одном изделии конструктивные части основ других изделий.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисование с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, воспитание интереса и любви к изобразительному искусству.

Для 10-11 классов разработана программа «Художественное проектирование костюма», в которой рассматривается история костюма, основы художественного проектирования костюма и эскизной графики, технология швейных изделий, конструирование и моделирование одежды. Итогом такой работы является создание коллекций и изготовление ведущей модели. В 2002 году впервые был объявлен конкурс «моделирование одежды». Учащиеся МОУ СОШ №1 г. Шимановска первыми откликнулись и ежегодно принимают участие в городском эскизном конкурсе «Тинейджер – бум», с помощью которого выявляется талантливая молодежь в области дизайна одежды. Отрадно, что наши ученики, создавая коллекции моделей одежды, занимают призовые места и удостаиваются чести принимать участие в областных конкурсах «Мода Дальний Восток», «Юный модельер». Акуленко Ирина, Варлыго Марина - первые участницы – победители в конкурсе. Ученица нашей школы Суровцева Людмила три года принимала участие в городском конкурсе, занимала призовые места; в 2005 году Людмила заняла первое место в областной научно – практической конференции, выступив с исследовательской работой «Вдохновение в фольклоре». В2006 году она со своей коллекцией «Ритм гор» вошла в финал областного конкурса, в награду получила сертификат на поступление в АмГУ по специальности «Дизайн костюма». Мы продолжаем участвовать в конкурсе «Тинейджер – бум»: победителем городского конкурса является юная, но перспективная участница – Баранник Полина ученица 6 класса (представила коллекцию в японском стиле «Сакура», выступив с исследовательской работой).

Коллекция «Сакура»

Коллекция «Гуцулка»

В нашей школе №1 г. Шимановска проводится конкурс школьной формы, где дети разрабатывают коллекции, затем демонстрируют эскизы и модели. Мы проводим интегрированные уроки совместно с учителями технологии, изобразительного искусства, истории, музыки («Традиции и одежда русского народа», «Жизнь и одежда русского народа в 17 – 18 вв.»).

В функции общеобразовательной школы не входит решение задачи специальной подготовки художников, дизайнеров. Программа построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике дизайна, изобразительном и декоративно - прикладном искусствах, их роли в жизни, о творческой художественной деятельности человека.

Целью обучения по подготовленной нами программе является подготовка школьников к самостоятельному продумыванию и созданию окружения в полной гармонии со своим характером и интересами, т.е. вовлечение в дизайн-деятельность, развитие стремления школьников к самосовершенствованию, что необходимо в любом виде творческой деятельности.

Программа:

Наименование разделов Кол – во часов Форма контроля
1 Вводное занятие. Профессиональное ориентирование. 2 Практическая работа.
2 Конструирование и моделирование.
  1. История одежды. Мода, Стили.
  2. Моделирование: перенос вытачек, рельефы, кокетки.

Моделирование рукавов.

14 Практическая работа.
3 Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики.
  1. Одежда в изображении художников.
  2. Цвет в проектировании костюма.
  3. Графическое решение эскизов моделей одежды.
  4. Выразительные графические средства и приёмы эскизирования.
  5. Создание коллекций моделей одежды.
26 Творческая работа.
4 Технология обработки швейных изделий. 26 Защита творческой работы.

При формировании у учащихся способности к графическому изображению моделей одежды осуществляется в процессе выполнения эскизов, в том числе с натуры. Целью является формирование отношения к знаниям и умениям как средствам, обеспечивающим достижения полноценного развития эмоциональной, умственной, ценностной сторон личности, поэтому изучение наук и искусств не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

С 1998 года в нашей школе ведётся курс «Инженерной графики». Полученные ребятами на этих курсах знания, помогают студентам первокурсникам на занятиях по «Начертательной геометрии» и «Инженерной графике», а в дальнейшем по курсу «Детали машин». Студентам необходима первоначальная база школьных знаний основ черчения, изобразительного искусства, технического труда, домоводства. Ведь все прикладное искусство, техника базируется на воображении. Весь научно-технический прогресс, вся современная цивилизация базируется только на чертежах (независимо на каком носителе - бумажном или электронном). Чертеж-это язык конструктора, техника. И умение читать чертежи, разбираться в технике - это огромное достоинство будущего созидателя (инженера конструктора, техника) нового объекта: будь то машина или костюм.

Большой ошибкой, губительно отражающейся на судьбах молодого поколения, является то, что идет сокращения количества часов (программ) по изобразительному искусству, трудовому и профессиональному обучению, черчению. Не получив базовых знаний, студенты с трудом будут справляться с нагрузками и объемами программ обучения высшей школы.