Защита проекта "Что означают наши имена?"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цель: отрабатывать навык самостоятельного отбора и анализа, обобщения и представления материала по теме «Наши имена».

Задачи: расширить кругозор детей по теме «Наши имена», отрабатывать навык работы на ПК с программой Microsoft Office Publisher; развивать исследовательские умения учащихся; воспитывать умение работать в команде над решением единой проблемы; предупреждать утомляемость через смену видов деятельности.

Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.

План занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Толкование имен.
  3. Пословицы.
  4. Стихи.
  5. Частушки.
  6. Результаты проведенного исследования.
  7. Рубрика «Знаете ли вы, что…?».
  8. Ребусы.
  9. Кроссворд.
  10. Представление буклетов.
  11. Творческая работа в парах в программе Microsoft Office Publisher по созданию обложки книги «Что означают наши имена?».
  12. Демонстрация лучших работ, рекомендации по усовершенствованию для менее удачных работ.
  13. Итог работы.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Славянские имена самые старые из тех. Что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав-святая слава, Владимир- владеющий миром, Людмила- людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами- назвали его Чернышем. Белокурую девочку- Беляной. Часто имя было связано сростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.

В нашей семье был обычай – не обижать святых и давать имена по святцам: какой святой приходился в день рождения – того и приглашали в покровители.

Таким образом отец мой получил имя Галактиона, его брат…щеголял редким именем Никтополион. Мои братья получили Юлиана и Иллариона, и родись я в день святого Псоя, быть мне Псоем Короленко. Счастью, я родился на Владимира.» Русский писатель В.Г.Короленко

Многие творческие натуры Востока - например, японские художники и писатели -в надежде переменить судьбу и обрести новое вдохновение за свою жизнь меняли имя трижды, доставляя немало хлопот будущим исследователям.

II. Толкование имен.

-А знаете ли вы почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?

  • Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
  • Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.
Александр -имя происходит от греческих слов "алекс" -защитник и "андрос" -мужчина
Алексей -защитник
Андрей -мужчина
Антон -вступающий в бой
Артем -невредимый
Борис -славянское имя, образованное слиянием слов "борьба" и "слава"
Владислав -владеющий славой
Валентин -здоровый
Василий -царский
Виктор -победитель
Владимир -владеющий миром
Илья -божья сила
Константин -постоянный
Максим -величайший
Михаил -равный богу
Никита -победитель
Николай -победитель народов
Павел -маленький
Петр -камень
Сергей -высокочтимый
Федор -божий дар
Геннадий -благородный
Георгий -земледелец
Григорий -бодрствующий
Иван -бог смилостивился
Ангелина -ангельская
Варвара -дикарка
Галина -спокойствие, безмятежность
Елена -избранная
Елизавета -почитающая бога
Зоя -жизнь
Ирина -мир, покой
Лариса -чайка
Людмила -милая людям
Майя -богиня весны
Маргарита -жемчужина
Марина -морская
Мария -горькая, любимая, упрямая
Наталья -родная
Ольга -святая
Светлана -светлая
Софья -мудрость
Тамара -смоковница
Татьяна -учредительница
Юлия -кудрявая

III. Пословицы.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».

- Какие пословицы и поговорки с именами знаете?

  • Каждая Аленка хвалит свою буренку.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • На всякого Егорку есть поговорка.
  • Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.

IV. Стихи. Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.

Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.

АНАСТАСИЯ - воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.

Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.

Маленькая девочка
У папы на коленочках,
Маленькая девочка
Машенькой зовется.
Все ласкают девочку,
Все играют с девочкой -
Ведь не просто так ребенку
Имечко дается!
Машенька - желанная,
Машенька - любимая,
Имя твое древнее
И для нас правдивое!

МИХАИЛ.

Мишенька-сыночек,
Словно огонечек,
Светлый и веселый,
Радует семью.
Утром просыпается -
Смехом заливается,
Вечером баюкает
Сестреночку свою.

ЮЛИЯ - кудрявый - латинское.

Видишь, Юленька, кудряшки -
В небе облака?
Скачут по лугам барашки -
Белая река.
Глянь на солнце через море,
Как бежит волна,
Словно кудри на просторе
Нежно-весела.
Посмотри-ка, Юленька,
В зеркальце лучистое
Ты увидишь, милая,
Кудри золотистые!

СВЕТЛАНА - светлая - русское.

Все проснулись очень рано
Оттого, что вдруг Светлана
Встала первой и умылась -
Сразу небо засветилось,
Засияли в кухне чашки,
Стали белыми рубашки,
Заплясали зайчики,
Шалунишки-мальчики!
Почему же так случилось,
Как такое получилось?
Просто имя у Светланы
Значит "светлая". И рано
Встала Света и умылась -
Оттого все засветилось!

АРТЕМИЙ - посвященный Артемиде, богине охоты и луны - древнегреческое.

Артемий скачет на коне,
Артемий скачет при луне,
В колчане - лук и стрелы,
Несется всадник смелый -
Такой приснился Теме сон…
Но в чем-то правдою был он!

СОФЬЯ - мудрость, разумность, наука - греческое.

Мудрая, разумная,
На софе сидит,
Кулачок под щеченькой,
Умно говорит...
Рассуждает девочка
О небе и морях,
О чудо-кораблях.
Кто же эта девочка,
Тоненькая веточка,
Умная, серьезная,
Даже где-то грозная?
Это - наша Софья,
В имени ее
Мудрость и наука,
Знание про все!
Даже слово "философия"
Нам напоминает - Софья!

НАТАЛЬЯ - рождество (родная) - латинское.

Праздник, праздник, Рождество!
Пусть случится волшебство,
Пусть сияет все огнями,
Пусть на елке со свечами
Засияет новый год,
Пусть он радость принесет!
Возле елки детвора
Скачет с самого утра.
Любят дети праздники -
Тихони и проказники.
Только кто там громче всех,
Чей такой веселый смех?
Это девочка Наташа,
Хохотушка наша!
Имя у Наташи значит
Рождество,
Значит, у Наташи
Двойное торжество!

ТАТЬЯНА - "устроительница", "учредительница" от имени легендарного сабинского царя Tatius – - древнегреческое.

Таня, Танечка, Танюша
Любит про себя послушать.
Мы расскажем нашей Тане,
В честь кого ее назвали:
В честь сабинского царя
Называют все тебя!
Станешь ты у нас царицей -
Будем мы тобой гордиться!

СЕРГЕЙ - родовое римское имя.

Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный -
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!

ЛЮБОВЬ - любовь - русское.

Люба, Люба, Любушка,
Любушка-голубушка.
Это имя светлое
Девочке дано.
Все полюбят Любушку -
Нежную голубушку.
Быть всегда любимою,
Знать, ей суждено.

ПОМОЩНИЦА.

У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел -
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу!

V. Частушки. Исполняет группа девочек.

1.

Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки,
Очень замечательно!.

2.

Горе горькое у Тани,
Всем Танюшу жалко –
Из дыры в ее кармане
Выпала шпаргалка.

3.

Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, всем пример,
Как нельзя решать пример.

4.

Петя с музыки сбежал,
На ботанику попал.
Был ответ его не плох:
До, ре, ми, фасоль, горох.

5.

Сунул Леша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя — забыл помыть!

6.

Эля с Женей на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать —
На уста кладут печать!

7.

Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? -
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!

8.

По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день.
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену лень.

9.

Коля вышел отвечать,
Но не знал, с чего начать.
Час молчал, потом изрек:
«Анна Павловна, звонок».

10.

Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих.

11.

Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать —
Чистить, мыть или стирать.

12.

Наш Илья — вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает — ну, хоть плачь!

13.

Хоть оценки и не очень,
Наш Сережа знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.

14.

Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили —
Так проступок небольшой!

VI. Исследование.

В нашей школе всего 550 детей, имен женских-58, мужских 64.

Самые редкие т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:

Женские имена:

Алсу Инна Лейла Регина
Ангелина Лариса Маргарита Сабина
Вера Ленара Наталия Софья
Жанна Лиана Равиля Эльвира
Замира Лина Раиса Эльмира

Мужские имена:

Богдан Ринат Радик
Григорий Айрат Ильяс
Ильназ Анатолий Мансур
Исмаил Георгий Салават
Камиль Кирилл Эдуард
Рамиль Святослав Эльдар
Рафис Тимофей Якуб

Самые популярные имена:

Женские Мужские
Имя Количество детей Имя Количество детей
Александра 10 Денис 10
Ирина 12 Максим 11
Мария 12 Алексей 12
Екатерина 15 Евгений 14
Ольга 15 Дмитрий 15
Юлия 16 Сергей 18
Елена 17 Александр 18
Татьяна 18    
Анастасия 24    

VII. Знаете ли вы, что… Группа детей представляет интересные сведения, связанные с именами.

  • На Руси всех детей до крещения называли Богданами.
  • Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.
  • Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера Уинфрид Зена Пеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.
  • В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по- гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.
  • В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.
  • У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.
  • Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

VIII. Ребусы составлены группой детей. (Приложение 1)

Кроссворд. (Приложение 2)

IX. Представление буклетов выполненных 3 группами детей в программе Microsoft Office Publisher, содержащие информацию о значении имен авторов? Выполнявших буклеты и занимательный материал по тематике проекта.

X. Зрительная физминутка.

XI. Самостоятельная работа в программе Microsoft Office Publisher по созданию обложки для книги, которая состоит из материалов, собранных детьми в ходе работы над темой проекта.

XII. Демонстрация лучших работ, рекомендации по усовершенствованию для менее удачных работ.

XIII. Итог работы.

  • Что узнали нового?
  • Чему научились?