Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участники проектирования находятся в позиции, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменения обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия в жизни.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и, в то же время, коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств социального интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (Евдокимова стр.6). Данная трактовка “проектирования” относится как к совместной творческой деятельности педагогических, так и детских коллективов.
В настоящее время, перед нашим коллективом стоит проблема реализация авторской краеведческой программы “Волжская земля – родина моя”.
Методическая служба разработала проектное управление механизмом внедрения данной программы.
Проект “Ладушка”
(работа творческой группы)
Тематическое поле: “Эколого-краеведческое образование дошкольников”
Цель: внедрение в практику работы программы “Волжская земля – Родина моя”, использование в воспитательно-образовательном процессе разнообразных педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Руководитель проекта: зам. заведующей по воспитательной и методической работе Смолякова Е.В.
Длительность проекта: долгосрочный.
Для реализации проекта потребовались изменения в работе с педагогическими кадрами, в мотивации участия педагогов, системе контроля и оценке труда.
При таком управлении изменилась жизнедеятельность участников реализации проекта. На каждом этапе от педагогов требовались определенные умения, способствующие повышению профессионализма (см. проект).
В рамках проекта воспитатели выступают активными участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческой группе помогает научиться работать в команде. Вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, а не заданная сверху схема. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности, которые никто не навязывает. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (Евдокимова с.45)
В ходе реализации проекта педагоги проявляют творческие, нестандартные, рационализаторские способности. У методической службы появилась уникальная возможность исследовать деятельность каждого педагога в отдельности, при использовании метода проектов в работе с детьми, а также в творческой группе, где каждый воспитатель являлся участником реализации проекта “Волжская земля - Родина моя”.
Таким образом, организация управленческой деятельности по развитию проектной культуры в воспитательно-образовательном процессе способствует:
- сплочению педагогического коллектива;
- повышению профессионально-личностной компетентности;
- изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании;
- созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха;
- формированию уверенности, развитию креативности и т.д.
Используемая литература:
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2005г.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.ТЦ Сфера, 2006г.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие. Часть 1-М.:ЦГЛ, 2004г.
- Роттенберг В. Психология поиска//Педология. 2001г.№6.с8-13.
- Тебенева Т.Н. Проектная культура, как часть профессионализма педагогов ДОУ//Управление ДОУ. 2007г.№1 с.64-73.