Методическая разработка урока "Окружающий мир" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных.
  2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни.
  3. Развивать мышление и речь у учащихся.
  4. Воспитывать бережное отношение к животным.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что животные питаются, размножаются, заботятся о потомстве, передвигаются, строят жилища; научить перечислять условия, необходимые животным для жизни.

Оборудование:

  1. Карточки со словами «животные», «пища», «вода», «тепло», «воздух», «свет».
  2. Таблица с кроссвордом «Как называют ребяток-зверяток». (Приложение 2)
  3. Иллюстрации стрекозы, голубя, собаки, бабочки, щуки, окуня, волка.
  4. Мультимедийная презентация к уроку. (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Повторение изученного.

1. Показываю иллюстрации нескольких животных, например: стрекоза, голубь, собака, бабочка, щука, окунь, волк (слайд).

(Раздаю таблицы) -Поделите этих животных на 4 группы.

-Соедините названия животных с названиями групп. -Какие группы получились? (Насекомые, рыбы, птицы, звери.)

(проверка по слайду)

2.- Что нужно растениям для жизни?

-Как живут растения?

III. Сообщение темы и цели урока.

-Мы сегодня на уроке должны ответить на вопрос: Как живут животные?

IV. Новая тема- вступительная беседа.

-Вы знаете, что растения- живые.

-А животные?

-Докажите что животные-живые существа.

(Ответы детей.)

Обобщаю ответы детей: все животные дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают.

- А как же живут животные?

V. Работа по учебнику. (стр.52-53)

1. На стр.53 учебника соедините линиями пары рисунков, отвечая на вопрос: Кто что ест?

- Так, что же необходимо животным для жизни? (Ответ: пища)

На доске появляется таблица:

- Но для жизни животных нужна не только еда. Подумайте, что еще нужно животным? (Ответ: вода)

На доске появляется таблица:

2. На странице 53 учебника вверху мы видим части тела некоторых животных.

- Каким животным принадлежат эти части тела? (Ответ: Птице, лошади, кошке, лягушке, бабочке, рыбе)

- Для чего они служат? (Ответ: Для передвижения)

Вывод: Все животные в отличии от растений передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки, на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

3. Все животные приносят потомство, размножаются.

- А теперь я хочу вас проверить, знаете ли вы, как называются детеныши зверей. Для этого отгадываем кроссворд «Как называют ребяток-зверяток?»

- Если решите кроссворд правильно, то в выделенных клетках по вертикали прочтете, как называют детеныша верблюда.

1. Волк 4. Белка 7. Еж 10. Свинья
2. Медведь 5. Корова 8. Кошка 11. Собака
3. Лошадь 6. Индюк 9. Овца

Ответы:

  1. Волчонок.
  2. Медвежонок.
  3. Жеребенок.
  4. Бельчонок.
  5. Теленок.
  6. Индюшонок.
  7. Ежонок.
  8. Котенок.
  9. Ягненок.
  10. Поросенок.
  11. Щенок.

Ключевое слово: Верблюжонок.

4. Для себя и своих детенышей многие животные строят жилища. Работаем на стр. 53 учебника.

- Отгадайте загадку о животном и соедините линией его жилище.

(Показываю слайды.)

Загадка № 1.

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!

(Бобр- хатка)

Загадка № 2.

Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом.

(Дятел- дупло)

Загадка № 3.

Роет, роет
Ход подземный строит,
Роет- строит ловко
Спальню и кладовку.

(Хомяк- норка)

Загадка № 4.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка- гнездо)

Загадка № 5.

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит- будет плохо.
Ловко вылепит гнездо
Высоко висит оно.

(Оса- гнездо)

- Для чего животным нужен дом? (Ответ: чтобы было тепло)

- Значит, что еще необходимо для жизни животных? (Ответ: тепло)

На доске появляется таблица:

5. В чем еще нуждается каждое живое существо? (Ответ: в воздухе и свете)

(Показываю слайды.)

VI. Итог урока.

- Что необходимо для жизни животных? (Ответ: пища, вода, тепло, свет, воздух)

- Как живут животные? (Ответ: они дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают)