Цели: познакомить учащихся с творчеством Некрасова; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, отзывчивость.
Оборудование: портрет поэта, репродукции картины В.Г.Перова «Тройка» (раздаются индивидуально на каждую парту), для звукового оформления используется сюита № 3 (соль мажор), соч. 55 П.И. Чайковского
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н.А.Некрасова; рассмотрим репродукцию картины В.Г. Перова «Тройка», будем развивать свою речь и память, совершенствовать навык выразительного чтения. А начнем наше занятие с фонетической зарядки и упражнений в чтении.
2. Тренировочные упражнения.
1. Фонетическая зарядка. (Учащиеся в быстром темпе хором произносят стихотворение):
Чтобы разговаривать,
Надо проговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем проговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
-А сейчас проведем игру «Кто самый внимательный». На доске напечатаны слова, вы их должны прочитать и объяснить.
- ПОДМЕРЗШИЕ
- ПРИВОЖУ
- ПРЕВРАЩАЛИСЬ
- ВОЗ
- ЗАМЕРЗШИЕ
- ОТВОЖУ
- ВОЗВРАЩАЛИСЬ
- ВЕЗ
-Видите, как важно быть внимательным при чтении слов, иначе не поймешь смысла предложения. Следующая игра «Читай быстро, целыми словами».
2. Игра «Читай быстро, целыми словами». (слова напечатаны на доске)
- МОРОЗ
- СТУЖА
- ХВОРОС
- Т ЛОШАДКА
- МУЖИЧОК
3. Вызванные ученики читают слова, затем слова закрываются.
-Назовите запомнившиеся слова.
4. Отмечаются учащиеся, запомнившие большее количество слов.
5. (если есть время, можно спросить у учащихся значение слов «дровосек», «хворост»)
3. Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с репродукцией картины Василия Григорьевича Перова «Тройка».
(Учитель показывает картину; репродукции выдаются каждому ученику. Рассматривание картины сопровождается музыкой П.И. Чайковского.)
-Что изображено на картине? (На картине изображены дети, которые тащат бочку с водой, о чем свидетельствует ведро и ковш на санях.)
-Во что одеты дети? (Дети одеты в рваные тулупы, ботинки, в летние картузы, которые совсем не греют.)
-Какое время года изобразил художник? (Зима. Дует пронзительный ветер. Волосы детей развеваются.)
-Обратите внимание на задний план картины и ответьте на вопрос: это крестьянские дети или дети городской бедноты? (Дети городской бедноты, так как мы видим городские стены.)
-Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым, бедным людям в прошлом, особенно их детям. Крестьяне - бедняки не могли прокормить своих детей и часто отдавали их в услужение городским богачам и ремесленникам. Учеников- мастеровых и изобразил художник на картине. Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью-нибудь изношенную негодную одежду. Спать приходилось, где попало: в подвалах или чуланах. Учили мало, а трудились с утра до ночи, детям поручали самую грязную, тяжелую, непосильную работу.
- Детям, которых вы видите на картине, пришлось везти воду в бочке. В то время, даже в городах, водопровод был не во всех домах. Бедняки приносили воду в ведрах из реки, озера или колодца. Они в бочках развозили воду по домам, а им за это платили. Давайте всмотримся в глаза, лица, фигуры этих детей. Что мы можем о них сказать? (Глаза, лица детей, фигуры напряжены и показывают всю тяжесть этой работы. На лицах усталость, озабоченность и страдание. Они так устали, что не хватает сил запахнуть пальто и прикрыть грудь.)
-Дорога, заснеженная, скользкая, идет вверх вдоль высокой стены старинного монастыря. Бочка накренилась – вот-вот упадет. Одинокий прохожий пожалел ребят. Он старается подтолкнуть сани в гору. По фигуре прохожего можно догадаться о том, что эта работа тяжела даже для взрослого.
-Какими красками художник дает нам почувствовать сострадание к этим детям, к их тяжелому труду? (Серыми, грязными, темно-зелеными.)
-Молодцы! Посмотрите, нет красок радости и счастья.
-Как вы думаете, почему художник выбрал такой сюжет? (Чтобы показать тяжелую жизнь детей в прошлом, жизнь детей вынужденных жить в нищете и зарабатывать себе на еду и ночлег.)
- Пустынная дорога. Зима. Холодно. Но эти дети должны выполнять тяжелую непосильную работу. Ребята, а почему Перов назвал свою картину «Тройка»? С кем сравнивает художник этих детей? (С тройкой лошадей.)
- Совершенно верно. Ведь раньше не было ни машин, ни поездов и люди обычно передвигались на тройках лошадей. Перов изобразил совсем другую тройку. Он сравнивает детей с тройкой лошадей, которые в любую погоду и в зной, и в холод, и в жару, и в ненастье должны выполнять свою работу, исполнять волю своего хозяина.
4. Первичное восприятие текста.
-Но не только художники, но и поэты уделяли внимание тяжелой жизни детей в прошлые времена. Одним из таких поэтов был Николай Алексеевич Некрасов.
-Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено около 150 лет назад, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян.
Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется «Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока.
-Откройте, пожалуйста, учебник на с. 131. Сейчас я прочитаю отрывок, обратите внимание что, он дан без названия. Вы внимательно слушаете и готовитесь ответить на вопрос, как бы вы его озаглавили.
1. Чтение отрывка учителем.
-Как вы считаете, какой заголовок больше подходит к отрывку из поэмы, передает его содержание?
2. Выслушиваются отрывки учащихся.
5. Физкультминутка.
6. Вторичное восприятие текста.
-Прочитайте отрывок жужжащим чтением и аккуратно карандашом отметьте слова, которые при чтении вызвали у вас затруднения, это старые слова, которые сейчас не употребляются в речи или употребляются очень редко.
1. Учащиеся читают отрывок, отмечают «трудные» слова.
- Молодцы! Назовите слова, которые вы отметили.
2. Заслушиваются ответы учащихся.
- Давайте посмотрим, совпадают ли они со словами, которые выписала на доске я.
3. На доске напечатаны слова:
- Шествуя
- Полушубок
- Чинно
- Вестимо
- Узцы
- Миновал
3. Слова «дровосек» и «хворост» разбирались при выполнении тренировочных упражнений.
-У нас выписано слово «шествуя», что оно обозначает? (Идя, человек идет важно, почтенно, спокойно, даже торжественно.)
- Что обозначает слово «узцы»? (Это часть конской сбруи- ремни с удилами и поводьями, надеваемая на голову лошади.)
- «Полушубок»? (Добавляется приставка «полу-», что обозначает половина, половина шубы- короткая шуба.
-«Вестимо»? (Известно, понятно.)
-»Миновал»? (Прошел, ушел, закончился.)
- Молодцы. Ответьте на вопрос, в какую пору встретился поэт с мальчиком? Подкрепите свой ответ словами из текста.
- Как звали мальчика?
- Сколько ему было лет?
- Как произошла встреча, зачитайте.
- Кого первым увидел автор? (Лошадку.)
- А почему лошадку, а не мальчика? (Потому, что ребенок был так мал, что не был даже виден из-за лошади.)
- Прочитаем еще раз этот отрывок. С кем сравнивает поэт мальчика?
- Зачитайте слова о том, как Влас шел по лесу.
- Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает или идет, или бредет. А как говорит Некрасов? (Шествуя.)
- Так говорили обычно о каком-нибудь почтенном старике. И одним этим словом Некрасов дает нам понять, как уважает себя этот «мужичок с ноготок» за то, что ему поручили такое нужное и важное дело.
- Как мальчик вел лошадь? Зачитайте. (В спокойствии чинном.)
- Мы уже объясняли значение слова «чинно». Значит, Влас не суетился, не егозил, не подпрыгивал, как обычно поступают мальчики его возраста, а во всем подражал бородатым степенным крестьянам, делавшим свое дело неторопливо, уверенно, без лишних движений и слов.
- Какая пословица вспоминается нам, читая эти строки? (Больше дела - меньше слов.)
- Каким чувством окрашены строки стихотворения? (Доброта, задушевность в повествовании.)
- Молодцы! Какой темп? (Спокойный, неторопливый.)
- Прочитаем еще раз строки стихотворения до разговора с мальчиком.
4. Чтение вслух.
- Что говорит мальчик о своей семье? Почему он вынужден работать? Зачитайте.
- Во что был одет ребенок? Найдите слова в тексте.
5. Ответы учащихся.
- Большие сапоги, большие рукавицы, полушубок до самых пят - все говорит о том, что вещи не по размеру, семья бедная, что полушубок и рукавицы, скорее всего отца, который работает в лесу, и отдал их сыну, чтобы тот не замерз, пока будет доставлять дрова. И шапка, и сапоги тоже, скорее всего старые, достались уму или от отца, или от деда.
- С каким вопросом обращается незнакомец к Власу? («Откуда дровишки?»)
- Что ему ответил Влас? («Из лесу вестимо»)
- Как воспринял мальчик вопрос автора? (Мальчик понимает, что вопрос задан зря,- кому не известно, что дрова добывают в лесу. В своем ответе мальчик дает понять, что вопрос незнакомца кажется ему совершенно никчемным, глупым.)
- Совершенно верно, молодцы. И в этих словах чувствуется упрек собеседнику: зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно.
-Как обращается автор к Власу? Как он называет его? («Парнище»)
- Каким чувством окрашено это слово? (Любовное, доброе, сочувственное отношение к мальчику.)
- Парнище. А ведь Влас, хотя ему и 6 лет чувствует себя важным работником. Как ребенок воспринимает это обращение? (Как усмешку, ему обидно, потому, что незнакомец подчеркивает, что мальчик мал ростом и годами.)
- Так и видишь этого шестилетнего мальчугана. Он понимает, что он полезный работнтк в семье. От того он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Как он отвечает на вопросы? (Коротко. Грубовато.)
- Почему? Я уже задавала вам подобный вопрос и вы на него отвечали. (Он хочет быть похожим на взрослого.)
- Давайте повторим, каким чувством автор окрасил строки стихотворения? (Задушевность и теплота, печаль и сострадание.)
- Правильно, сочувственное отношение к этому маленькому работнику вынужденному работать, чтобы помочь отцу прокормить семью, а не кататься в этот прекрасный зимний день на санках. Не играть со своими сверстниками в снежки, а возможно, просто сидеть дома у печи и смотреть на яркие огоньки пламени.
- Подготовьтесь читать отрывок выразительно.
(Опрос учащихся, выставление оценок.)
7. Домашнее задание.
Домашнее задание дается индивидуально:
- 1-я группа - заучивает отрывок наизусть;
- 2-я группа – выразительно читает стихотворение и отвечает на вопросы к тексту.
8. Итог урока.