Оборудование: диафильм по сказке Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», «Вальс цветов» и «Па-де-де» из музыки к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик», рисунки детей к сказке Гофмана, слайд с изображением иконы Рождества, запись колокольных звонов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Обратите внимание на доску. Готовясь к уроку, я дала ему вот такое название – «Чудо рождественской ночи».
В конце урока мы попытаемся определить, в чем же это чудо.
Но, может быть, кто-нибудь сейчас сможет ответить на этот вопрос?
Дети. (Высказывают предположения.)
- Случилось что-то необыкновенное, чудесное.
- Родился Иисус.
- Раньше это был праздник. Он был важнее, чем Новый гоД. И в эту ночь под елку клали подарки, как сейчас в Новый год….
III. Восстановление событий той далекой Рождественской ночи.
У. В эти дни мы всегда говорим об этом событии – о Рождестве.
Звучат колокольные звоны, на экране высвечивается слайд с изображением древнерусской иконы Рождество Христово. Первая половина ХV века.
Что вы помните из наших разговоров об этом событии?
Д. (Раскрывают сюжет иконы).
Посреди иконы черный проем пещеры. На черном фоне пещеры – ясли со спеленутым младенцем. В ясли заглядывают вол и осел. Богородица возлежит на ложе перед входом в пещерУ. Ангелы несут весть пастухам о случившемся чуде. Волхвы спешат к младенцу с дарами. Высоко над пещерой сияет яркая Вифлеемская звезда, ее свет падает прямо на лежащего в яслях новорожденного.
У. Это событие, происшедшее 2004 года назад, до сих пор волнует людей. О нем пишут рассказы, стихи, картины, музыку. И каждый поэт, художник, писатель выражает свои чувства, свое понимание этого события.
Какие произведения о Рождестве читали?
Д. (Называют произведения).
V. Работа с литературными источниками. Б.Пастернак «Рождественская звезда».
У. Обратимся к стихотворению Бориса Пастернака.
Стихотворение читают по цепочке дети и учитель.
У. Читая стихи, мы всегда пытаемся проникнуть в чувства, настроение поэта. Какие чувства, по-вашему, мнению, пытался передать Пастернак? Подтвердите строками стихотворения.
Д. Поэт хочет сказать, что в мире произошло что-то необычное: холодно в степи, пастухи смотрят вдаль, где светится неведомая звезда.
- Она не просто светила, она «пламенела, как стог,…как отблеск поджога».
- Целая вселенная встревожилась от рождения этой звезды.
- Все спешили на зов этих огней: «шли вдоль запруды ослы и верблюды», «в гуще толпы», «орава народу».
- В последней строфе эта встревоженность сменяется покоем: «…Он спал весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленьи дупла…»
- Все притихли, все были поражены: «…Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова…»
У. Какие два ключевых слова вы определили бы для этого стихотворения?
Из многих названных пар слов учитель выбирает и записывает на доске два слова: тревожность и покой.
- Почему автор так построил стихотворение?
Д. – Автор хотел показать, что новое всегда сначала вызывает беспокойство, а затем все успокаиваются.
- Людей волновала эта новая звезда: что она несет с собой, о чем предупреждает? Когда же все увидели, что она принесла весть о родившемся младенце, - успокоились.
- Я думаю, что люди не совсем успокоились: они были поражены и даже не могли подобрать слов (автор пишет: «…шептались, едва подбирая слова…»).
У. Звезда, которая «пламенела», «возвышалась горящей скирдой», которая заставила всех спешить на зов ее огней, в последней строфе названа «гостьей». Почему?
Д. -Звезда зажглась в момент рождения Христа. Она привела людей к нему, она исполнила свою роль, и теперь она не главная.
- Ребенок, особенно маленький, только что родившийся, становится самым важным для всех.
- Звезда известила мир о чуде, а само чудо – это родившийся Иисус.
У. И действительно, в тот момент, по рассказам очевидцев в мире произошло удивительное: «…остановилось время. Овцы, пьющие из ручья, опустившие морды в воду, казались неподвижными и бездыханными. Сам ручей остановился, его рябь застыла, как хрусталь. Сова повисла над землей, распростерши крылья… Ночной ветер стих, но поднятый им лист висел в воздухе, не шевелясь и не падая. Мир замер, и никто не мог сказать, как долго это длилось» (Книга Рождества.– М.: Терра, 1996).
Произошло Чудо. Чудо рождения. Но человек рождается дважды. Когда же происходит второе рождение человека?
Д. Когда у человека просыпается душа.
- Душа у человека просыпается от добрых поступков. Поэтому человек рождается второй раз, когда он начинает совершать добрые поступки.
- Человек рождается второй раз, когда он сердцем начинает понимать, что такое хорошо и что плохо.
- Можно ошибиться и случайно, не по злой воле, сделать что-то плохое. Главное, понять это потом, извиниться перед тем, кого обидел, и больше стараться не совершать дурных поступков.
У. Каждый из нас рождается дважды. Первый раз, когда мы появляемся на свет крохотными (из чрева – в мир), а во второй раз – это когда у человека просыпается, рождается душа. А происходит это, как сказано в Библии, если человек «разумеет отвергать худое и избирать доброе».
VI. Работа над сказкой Э.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
У. Перелистаем еще раз страницы этой удивительной истории.
Итак, 24 декабря, вечер. Что происходило в доме советника медицины Штальбаума?
Д. Детям не разрешалось входить в проходную комнату.
- В гости к ним пришел их крестный. Дроссельмейер.
- Дети гадали, какие подарки он им приготовил на этот раз.
У. Что увидели дети, когда их наконец-то впустили в комнату? Зачитайте отрывки из текста.
Д. Зачитывают отрывки из главы «Подарки».
У. Какая игрушка привлекла внимание Мари?
Д. Щелкунчик.
У. Почему Гофман показывает своего некрасивого героя после прекрасных подарков?
Д. Мари и Фриц могли затем увлечься красивыми подарками и забыть о Щелкунчике. И не было бы сказки.
- Автор хотел посмотреть добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца.
У. Как автор относится к своему герою? Подтвердите выдержками из текста.
Д. Зачитывают отрывки, доказывающие доброе отношение автора к Щелкунчику.
У. Да, внешне он безобразен, но в нем чувствуется внутреннее благородство и доброта.
Как Щелкунчик оказался таким, каким его увидела Мари?
Просмотр фрагмента «Сказка о твердом орехе» из диафильма «Щелкунчик и мышиный король». Дети озвучивают кадры.
У. Почему Дроссельмейер не рассказал эту сказку раньше, как только принес и подарил Щелкунчика детям?
Д. Он не знал, полюбят ли дети эту игрушку.
- Он хотел убедиться в том, что Мари может спасти Щелкунчика.
У. Что помогло Щелкунчику одержать победу над мышиным королем?
Д. Мари достала для Щелкунчика саблю.
- Она пожертвовала ради Щелкунчика своим платьем и сахарными куколками.
- Мари полюбила Щелкунчика, и эта любовь придала ему сил.
У. Как Мари узнала о победе? Зачитайте строки из текста.
Д. Зачитывают строки из главы «Победа».
У. Итак, победа! Мари и Щелкунчик оказываются в кукольном царстве.
Под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» дети комментируют свои рисунки, нарисованные к этой главе, и зачитывают соответствующие отрывки из текста.
У. Сейчас мы прослушаем еще одни отрывок прекрасной музыки Чайковского к балету «Щелкунчик».
Звучит «Па-де-де».
- С каким эпизодом он наиболее созвучен?
Д. Глава «Заключение»
Зачитывают строки, соотносимые с музыкой.
У. У сказки счастливый конец. Но легко ли досталось счастье героям? Что помогло им?
Д. Щелкунчик и Мари могли погибнуть в схватке с мышиным королем.
- Если бы Мари не обратила внимание на игрушечного Щелкунчика, он никогда не стал бы вновь человеком.
- Мари не пожалела своих любимых кукол и красивого платья, чтобы спасти Щелкунчика.
- Она верила в сказку. Взрослые убеждали, что ей все приснилось. Но она знала, что это не так.
- Только когда веришь, случается чудо.
У. Какие качества, чувства противопоставляются в сказке?
На доске записываю: Мари – Пирлипат, Щелкунчик – мышиный король, добро – зло, волшебство – колдовство, красота – уродство.
- Вы в этой записи согласны со всем?
Д. Нет. Нельзя противопоставлять красоту и уродство. Человек может быть некрасивым, но совершать добрые красивые поступки.
- Нельзя судить по внешности. Главное – добрая душа.
У. Чему же учит сказка? Для чего ее написал Гофман?
Д. Зачитывают отрывки из своих сочинений «Как я понимаю сказку Гофмана».
VII. Итог урока.
У. Возвращаемся к началу: так в чем же чудо рождественской ночи?
Д. Добро побеждает зло, но в этой борьбе человек должен чем-то пожертвовать.
-Чудо рождественской ночи – это чудо рождения.
- У человека есть возможность рождаться дважды. Можно всю жизнь прожить и не родиться второй раз. Все думают, что вот живет человек, а на самом деле у него не родилась душа, если он злой, недобрый. Никому нет от него радости. Он пустой внутри. Как мертвый.
У. Более 2 тысяч лет назад свершилось это чудо – чудо рождения Сына Божьего. Это знак каждому из нас, что мы рождаемся для добра. Каждый из нас должен учиться «разуметь доброе и отвергать худое». У человека всегда есть выбор, и делает он его сам.