Конспект урока литературного чтения в начальной школе "Басни: Эзоп «Ворон и Лисица», И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Сравнение"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с художественным жанром - басней;
  • добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни: находить общее и различие, воздействия содержания на чувства, мысли детей;
  • обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И.А. Крылова на основе прочитанных басен.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
  • умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи; развивать скорость техники чтения.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитательные возможности текста.

Использовать на уроке ИКТ с целью:

  • предоставление наглядности;
  • самопроверки;
  • сообщения информации.

Оборудование:

выставка книг баснописцев;

карточки для самостоятельной работы;

заготовленные листочки;

«домики» с портретами баснописцев;

ПК;

презентация;

проектор;

экран;

таблицы для сравнения басен;

учебник «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс;

рабочая тетрадь «Литературное чтение», авт. Л.А.Ефросинина 3 класс, №1.

Ход урока

1. Организация внимания учащихся.

2. Сообщение темы урока, актуализация знаний.

(Приложение. Презентация: Слайд №1).

Учитель: Выделите фамилии авторов с произведениями, которых мы будем работать? Их можно выделить из данного списка: И.А. Крылов, Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, Эзоп.

(Дети оставляют И.А.Крылова и Эзопа, т.к. это баснописцы, а Носов и Драгунский – детские писатели).

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с баснями этих авторов, научимся их сравнивать.

3. Проверка дом задания:

Групповая работа, работа в парах.

1 ряд: 2 ряд: 3 ряд:
Что такое басня? Какие басни написал И.Крылов,Эзоп? Что знаете о Крылове, Эзопе?
  • 1 ряду раздаются карточки, в которые надо вставить слова из определения басни. (Приложение Рис. № 1).
  • 2 ряд на листочках заполняет названия басен и вставляет в карточки с портретами писателей – баснописцев;
  • 3 ряд готовит информацию о Крылове и Эзопе. (Крылов написал 205 басен).

Проверка проводится по рядам.

Учитель:

- Какие басни прочитали дома?

- Что обязательно есть в баснях? Что называем моралью?

- Прочитайте слова в басне Крылова «Лиса и виноград», где мораль не высказана прямо, а подразумевается.

4. Определение названия басен на урок.

(Приложение. Презентация. Слайд №2).

Учитель: Крылов и Эзоп написали много басен. Отгадайте загадки и узнаете название басен, с которыми будем работать сегодня на уроке.

1) Учитель:

Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: - Карр, карр, карр. (Появляется ворона).

2) Учитель:

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт. (Появляется лиса).

(Учащиеся определяют названия басен Эзоп «Ворон и Лисица» Крылов «Ворона и Лисица»).

5. Самостоятельное чтение басни Эзопа.

Вопросы:

  • Какой показана лиса?
  • А ворон?
  • Почему?
  • Как лисица заполучила тот кусок мяса, который нужен был ей?
  • А Ворон как поступил?

З.:

- Прочитайте мораль басни. Как вы её понимаете?

- Сформулируйте её своими словами.

6. Чтение басни Крылова (учитель).

а) Проверка первичного восприятия.

Вопросы:

  • Понравилась ли басня? Чем именно?
  • Что запомнилось?
  • Все ли герои понравились?

б) Выводы: Слушая и читая басню – можем мы увидеть в героях и себя. Автор высмеивает недостатки у героев басни. Значит, необходимо их исправить. В басне есть вывод - мораль (в начале или в конце), где дана главная мысль басни. Как вы думаете почему?

7. Физминутка:

Пофантазируем: представьте ситуацию, что вы юные артисты, которым предлагается не совсем обычное задание - изобразить себя в виде животных, птиц. Сделать это надо не кистью, а с помощью языка, жестов.

8. Словарная работа.

З.: Перечитайте молча басню и найти непонятные слова.

(Приложение. Презентация. Слайд №3).

  • «лесть» - похвала, не соответствующее истине.
  • «гнусна» - отвратительна;
  • «пленил» – очаровал.
  • «вещунья» - приносящая вести, прозвище вороны.

в) Выборочное чтение. Нахождение в тексте выводов.

Учитель: Найдите, где в данной басне спрятан вывод? (В начале, зачитайте).

-Как вы его понимаете? (Не надо льстить, надо говорить правду, ложь откроется, нужно быть честными и умными).

9. Сравнение басен.

(Сначала находим сходства).

Выполнение задания в тетр. С. 24 з. 1.

Уч. с. 53.

- Чем похож Ворон и Ворона?

- Какую лисицу легче представить?

(Крылов был драматургом).

Для определения различий дети заполняют таблицы (работа в парах). Первая строка: сравнивают по жанру, вторая – нахождение морали, третья – главные герои.

(Приложение. Рисунок 2).

Проверяют по таблице (Приложение. Презентация. Слайд №4).

Учитель: Как в этой басне удалось заполучить сыр?

10. Сопоставление.

Учитель: Что в басне сказочное, а что настоящее?

Ученики: Настоящее: животные: Лиса и Ворона.

Сказочное: Герои говорят, поют, танцуют.

Учитель: Над чем же смеются Эзоп и Крылов в своих баснях? (Над глупостью вороны).

11. Оценивание. Итог урока.

Учитель:

- Понравилось, как читали басню?

- Хорошо мыслили, сравнивали?

- Какое сейчас настроение?

Домашнее задание: Выучить наизусть басни Крылова по выбору.