Урок технологии в 11-м классе "Защита проектных работ"

Разделы: Технология


Цели урока:

Образовательные:

  • Формирование умения аргументировать свои действия и отстаивать результаты.
  • Закрепление умения оценивать свою работу и изделие.

Воспитательные:

  • Воспитание у учащихся уважительного отношения к чужой работе и терпимости к чужому мнению.
  • Формирования критического отношения к себе; уважительного отношения к интересам и потребностям клиента; ответственности за результаты проекта.

Развивающие:

  • Формирование у учащихся адекватной самооценки, активной позиции.
  • Развитие художественно-эстетического восприятия; стремления к самовыражению; ощущение удовлетворенности творческой работой.
  • Формирования умения вносить конструктивные предложения по изменению изделия.

Профориентированные:

Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий не только швейной отрасли, но и сфер трудовой деятельности вообще к человеку.

Наглядные средства, материалы: готовые изделия, выкройки, оформленная техническая документация по основным этапам проектирования швейных изделий.

Тип урока: итоговый урок проверки и оценки знаний и умений, систематизации и обобщения изученного материала по разделу технологии «Проектирование и изготовление изделий из текстильных материалов».

Методы обучения: Используется система методов (исследовательский, проблемного изложения, частично-поисковый), направленных на обогащение и расширение знаний и умений уч-ся излагать полученные результаты своей работы, наглядно демонстрировать достижения своего труда. Учащиеся обосновывают принятые решения по выбору темы проекта, способов обработки изделия.

Форма организации деятельности уч-ся - используется коллективная форма познавательной деятельности уч-ся, при которой действует принцип: «То, что знает один, должны знать все». Т.к. у всех одна цель: продемонстрировать результаты своего труда, оценивая свою работу и работу других. В совокупности с данным методом выступает индивидуальная форма, т. к. представляются большие возможности для самостоятельной работы каждого, формируются такие качества личности как организованность, упорство, ответственность за выполненное дело.

Ход урока

I. Организация урока.

Приветствие учителя.

Проверка готовности учащихся к уроку – готовые изделия, техническая документация.

Вступительное слово учителя.

Учитель напоминает учащимся, что суть творческого проекта состояла в изготовлении швейного изделия для себя или членов семьи и разработке документации, необходимой для его выполнения. Задания исходили из личных интересов, способностей каждого учащихся, материально-технической базы школы. Банк проектов включал следующие виды одежды:

  • комплект одежды или изделие с усложняющими элементами для повседневной носки;
  • плечевые или поясные изделия из тканей сложных структур;
  • разработка сценических костюмов с различной отделкой.

II. Защита творческих проектов.

Во время защиты творческого проекта учащиеся представляют свое готовое изделие, рассказывают о выполнении работы по рекомендуемому плану.

Рекомендуемый план выступления.

  1. Объявить название выполненного проекта, показать или продемонстрировать изделие.
  2. Назвать причины, побудившие взяться за выполнение данного проекта, указать цели и задачи, поставленные Вами перед его выполнением.
  3. Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении изделия.
  4. Назвать разделы программы предмета технологии, дополнительную литературу, использованные при выполнении проекта.
  5. Рассказать о выбранной модели изделия, отделке, соответствия ткани назначению и форме модели, цветовой гамме.
  6. Обосновать выбор ткани с учетом её свойств, назначению и форме модели, цветовой гамме.
  7. Указать на отрицательные и положительные стороны модели, т.е. выявить недостатки и достоинства выполненной модели, которые могли присутствовать при выборе оборудования, ткани, прокладочных материалов, отделки, конструирования, методов обработки изделия и пр.
  8. Рассказать о новых знания и умениях, полученных при выполнении проекта, об использовании прогрессивных методах обработки ткани, если они имели место.
  9. Объявить окончательную себестоимость изделия и сделать вывод о целесообразности его выполнения и правильности выбора изделия.

Учащиеся отвечают на дополнительные вопросы.

Перечень вопросов к процедуре защиты проекта.

  1. Последовательность выполнения эскиза модели изготовленного изделия.
  2. Анализ описания модели изготовленного изделия.
  3. Свойства ткани, учитываемые при изготовлении изделия.
  4. Выбор выкройки из журнала мод согласно своего размера; способы копирования выкройки.
  5. Правила снятия мерок, их условные обозначения.
  6. Понятие «прибавка» при конструировании изделий.
  7. Этапы подготовки выкройки к раскрою.
  8. Этапы подготовки ткани к раскрою.
  9. Способы определения в ткани лицевой и изнаночной стороны.
  10. Способы определения в ткани нитей основы и утка.
  11. Виды воротников по конструкции.
  12. Метод переноса нагрудной вытачки.
  13. Моделирование методом параллельной и радиальной раздвижки частей выкройки.
  14. Покрой одежды в зависимости от вида втачивания рукава.
  15. Технические условия выполнения раскладки выкройки на ткани.
  16. Последовательность раскроя, припуски на швы изготовленного изделия.
  17. Технические условия выполнения ручных работ.
  18. Правила охраны труда при выполнении ручных операций.
  19. Последовательность сборки изделия на примерку, её проведение.
  20. Содержание и область применения ручных операций.
  21. Правила охраны труда при выполнении машинных работ.
  22. Технические условия выполнения машинных работ.
  23. Содержание и область применения машинных операций.
  24. Технологическая последовательность изготовления изделия.
  25. Технологические условия обработки отдельных деталей и узлов.
  26. Правила охраны труда при работе с утюгом.
  27. Технические условия выполнения влажно-тепловой обработки (ВТО).
  28. Содержание и область применения ВТО.
  29. Инструменты, оборудование, приспособления, применяемые при изготовлении изделия.
  30. Перечень деталей кроя изготовленного изделия.
  31. Применения прокладочных материалов при изготовлении изделия.
  32. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.

Защита проектной работы сопровождается компьютерной презентацией (см. слайды 1-9), демонстрацией готового изделия.

III. Итог урока.

1) Защита проектных работ оценивается с помощью следующих критериев.

Критерии оценивания проекта по технологии.

№ п/п

Критерии

Оценка учителя (А) Средняя оценка одноклассников (В) Самооценка автора проект (С) Итоговая оценка Д=(А+В+С)/3
1 Практическая направленность изготовления изделия        
2 Степень самостоятельности изготовления изделия        
3 Качество изготовленного изделия        
4 Выполнение всех этапов проектирования в полном объёме        
5 Оформление проекта соответственно стандартным требованиям        
6 Качество доклада по изложению содержания проекта        
7 Объём и глубина знаний по теме проекта при ответах на дополнительные вопросы        
Итого        
  1. Практическая направленность изготовленного изделия - учитывается соответствие выбранной ткани назначению изделия и фасон.
  2. Степень самостоятельности изготовленного изделия - степень самостоятельности работы учащихся на уроках, дополнительных занятиях, дома; соблюдение сроков изготовления изделия.
  3. Качество изготовленного изделия - соответствие параметров технологии пошива и влажно-тепловой обработки.
  4. Выполнение всех этапов проектирования в полном объёме - выполнение конструкторского, технологического этапов, экономическая оценка, сбор теоретических требований по теме проекта.
  5. Оформление проекта соответственно стандартным требованиям - в соответствии с ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
  6. Качество доклада по изложению содержания проекта - логичность, последовательность, культура речи, глубина знаний по теме проекта
  7. Объём и глубина знаний по теме проекта при ответах на дополнительные вопросы - полнота, аргументированность, убедительность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

В таблицу преподавателем, одноклассниками и автором проекта выставляются оценки по пятибалльной шкале (3,4,5). Оценка «отлично» может быть поставлена, если набрано от32 до35 баллов, «хорошо» - от 25 до 31 балла, «удовлетворительно» - менее 24 баллов.

2) Обсуждение творческих проектов проводится по следующим вопросам:

  • Какой из проектов понравился больше всего и почему?
  • Какой из проектов при малой себестоимости наиболее оригинален?
  • В каких проектах выбор материалов наиболее соответствует выбранному изделию?
  • Какой проект был наиболее трудоемким?

3) Сообщение оценок, их аргументация.

Приложение 2 («Славянский образ в костюме»)