Деятельность психологической службы МОУ СОШ № 4 по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Разделы: Школьная психологическая служба


Личность ребенка и его здоровье – абсолютная ценность на Земле, в этом – цель, средство и результат гуманизации и модернизации образования. Признание ценности ребенка, как личности, его прав на свободу, социальную защиту, проявление его индивидуальности является основным направлением в реализации принципов концепции сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной школы.

Эти принципы находят свое воплощение в “индивидуальном образовательном маршруте”, который учитывая индивидуальные особенности, возможности и интересы ребенка обеспечивает оптимальные условия для его развития.

Деятельность педагогов, психологов, социальных педагогов содействующих выбору оптимального образовательного маршрута, направлена на воспитание всесторонне, гармонично развитой личности.

Кто же такой гармонично развивающийся человек? Гармонично развивающийся человек в целом удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, и использует их как опыт последующей жизни. Его развитие не останавливается с завершением школьного обучения и осуществляется на протяжении всей жизни. Оно осуществляется в рамках принятых данной культурой и обществом. Такой человек сможет успешно выполнять социальные и семейные функции, т.е. будет адаптирован к окружению и сможет творчески изменять его.

Данную совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, можно назвать психологическим здоровьем.

Большинство педагогов и родителей под здоровьем, прежде всего, понимают здоровье физическое. А всемирная организация здравоохранения под здоровьем понимает не только отсутствие болезней но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Насколько здоровье физическое связано со здоровьем психологическим? Здесь нужно отметить, что само использование термина “психологическое здоровье” подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценной жизни – развития. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как “психология здоровья” – “наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития” (В. А. Ананьев). В рамках этого направления подробно рассматривается влияние психических факторов на сохранение здоровья и появление болезни. И само здоровье видится не как самоцель, а как условие для самоосуществления человека на Земле. Поэтому опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Т.е. если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и пр., то психологически здоровый человек, вероятней всего, будет здоров и физически.

Существует и еще одно научное направление, поддерживающие положения психологии здоровья – психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Также можно наблюдать тенденцию расширения психосоматических заболеваний, поскольку по мере развития науки во все большем количестве заболеваний прослеживается их психическая обусловленность.

Таким образом, сохранение и коррекцию нарушений психического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы школьного психолога в рамках работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Работа в данном направлении ведется, психологической службой школы, со всеми участниками образовательного процесса.

Так целью работы с педагогическим коллективом и родителями стало формирование общего воспитательного “поля” вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых.

С этой целью ежегодно проводятся семинары для учителей первых классов и педагогов, работающих с пятиклассниками. На этих семинарах мы вспоминаем особенности детей данного возраста, методы, эффективные в работе с ними.

Не остается без внимания и психологическое здоровье самих педагогов, в рамках семинара-практикума знакомимся как с теорией эмоционального выгорания, так и с практическими приемами его профилактики и преодоления.

Также, в рамках семинаров-практикумов для педагогов, знакомимся с методами эффективного взаимодействия с родителями.

Работа с родителями начинается со знакомых для них форм, т.е. те участие в которых от них потребует минимальной активности. А затем по мере появления доверия включаем методы с постоянным повышением активности родителей, применяя менее знакомые методы.

“Лесенку” таких методов можно представить так:

  1. Информационные методы: информационные тексты (стенд “Для вас, родители”), короткие информационные сообщения на родительских собраниях, информационные лекции;
  2. Проблемные методы: проблемные лекции, “круглые” столы, детско-родительские мероприятия, тренинги.
  3. Индивидуальное консультирование.

В настоящее время, во взаимодействии с родителями, мы освоили информационные методы, пробуем применять проблемные методы (ярким примером служит организация “Родительского клуба” для родителей первоклассников по программе) и элементы консультирования в индивидуальных беседах с родителями.

Основным направлением деятельности психологической службы МОУ СОШ №4, по сохранению психологического здоровья является создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся в ходе непрерывного образования, так как адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения, при переходе с одной ступени обучения на другую, обеспечивается за счет значительного напряжения функциональных систем организма. А это является предпосылкой к ухудшению здоровья.

Реализация данного направления начинается с сопровождения адаптации учащихся первых классов к школьному обучению и строится следующим образом:

  1. В начале учебного года (15-2 месяца) проводятся адаптационные занятия построенные на основе коррекционных сказок М. Панфиловой “Лесная школа”.
  2. Затем проводится комплексная диагностика в ходе которой выявляется адаптированность к школьному обучению, мотивация деятельности, отношение к школе, уровень тревожности, самооценка, уровень развития произвольного внимания, умение слушать учителя и действовать по образцу.
  3. По результатам диагностики и по согласованию с ШПМПКа отбираются учащиеся с которыми проводятся индивидуальные занятия по сказкатерапевтической программа “Времена года” – автор Т. Зинкевич-Евстигнеева или коррекционно-развивающей программе Н. П. Выдренной.
  4. В конце учебного года осуществляется повторная диагностика для отслеживания динамики развития учащихся.
  5. В течении второго полугодия первого класса и во втором классе дети не осваивающие программу обучения направляются на окружное ПМПКа для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Диагностические исследования первоклассников показывают что количество учащихся нормально адаптировавшихся к школьному обучению выросло с 83 до 96%, демонстрирующих учебную мотивацию деятельности остается стабильным 22%, положительно относящихся к школе выросло с 30 до 42%, демонстрирующих нормальный уровень школьной тревожности выросло с 23 до 27%, демонстрирующих достаточный уровень развития умения слушать учителя увеличился с 90 до 96% и умеющих действовать по образцу с 89 до 95%.

Сопровождение учащихся в период адаптации к обучению на второй ступени обучения начинается в 4-м классе:

  1. В начале года проводится диагностика уровня развития основных познавательных процессов, уровня школьной тревожности и мотивации.
  2. По результатам диагностики и по согласованию с ШПМПКа отбираются учащиеся, с которыми проводятся занятия по программе Г. Семеновой “Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников”.
  3. Во втором полугодии проводится цикл адаптационных занятий для всех учащихся заканчивающийся большой психологической игрой “По дороге в пятый класс”, в процессе которой происходит знакомство с новым классным руководителем.
  4. В конце учебного года осуществляется повторная диагностика для отслеживания динамики развития учащихся.
  5. Работа в пятом классе начинается с проведения классного часа “Ничейная территория”.
  6. В начале года, также, проводится диагностика уровня школьной тревожности и мотивации с целью отслеживания процесса адаптации.
  7. В течении года проводится ряд больших психологических игр: “День рождение класса”, “Строим зимний городок”, “Колючка”, “Космическое путешествие”.
  8. По результатам диагностики и по согласованию с ШПМПКа отбираются учащиеся, с которыми проводятся цикл встреч в рамках индивидуального консультирования.

Диагностические исследования учащихся при переходе с первой ступени обучения на вторую показывают, что достаточный уровень развития мышления демонстрируют стабильное число учащихся (97%), количество учащихся с достаточным уровнем устойчивого и продуктивного внимания возросло с 67% до 76%, учеников показывающих высокий уровень памяти вырос с 65 до 95%, школьная тревожность стабильно снижается в 1,5 раза, рост учащихся с отрицательной учебной мотивацией снизился с 28 до 5%.

Вся эта работа направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья.

Работа с учащимися, нацеленная на сохранение и укрепление здоровья, этим не ограничивается, а включает в себя и профилактику употребления ПАВ.

Она начинается с диагностики склонности к употреблению ПАВ учащихся 3-х классов по результатам которой отбираются учащиеся для проведения занятий по программе профилактики злоупотребления ПАВ “Волшебная страна чувств” Л. М. Шипициной.

В этом году с учащимися 5в класса мы приняли участие в проекте молодежного-медико-социального центра “Соревнование классов свободных от курения”.

Деятельность психологической службы, по сохранению и укреплению здоровья, является неотъемлемой частью системы работы коллектива школы в целом. Система работы носит комплексный, динамичных характер и включает в себя также и ряд других направлений.

Эта работа ведется в нашей школе уже продолжительное время и если провести параллель с теорией деятельности то можно сказать, что мы перешли от развернутого, поэтапного внедрения технологии к свернутому в точку, повседневному, привычному, ее применению.

Приложение 1 – презентация к докладу.