Цель урока: познакомить с новым названием частей слова; узнать, в каком разделе науки о языке изучаются морфемы; совершенствовать умение находить составные части слов.
ХОД УРОКА
- Сегодня необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по морю знаний прямо к острову… Но сейчас я не скажу его название, ведь это пока тайна.
- Ребята, к сожалению, не все команды смогут сегодня побывать на острове, а только те, у кого есть багаж знаний. Его наличие легко установить с помощью вопросов. За правильный ответ вы получите билет на поездку.
ВОПРОСЫ:
- Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
- Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
- Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)
Молодцы! Все приобрели билеты. А теперь необходимо
представить свои команды гостям и друг другу. (Представление команд).
Правила путешествия таковы: За правильный ответ вы получаете жетон. Команда получает жетон голубого цвета, а за индивидуальный ответ – жетон белого цвета. В конце путешествия подведём итог, у какой команды больше жетонов, та и выиграла. От команд требуется вежливое отношение друг к другу и соперникам, за нарушение правила – команда утратит один жетон. Думаю, что этого не произойдёт.
- Ну вот, кажется, всё. Осталось только сделать необходимые записи в судовые журналы (Записать в тетради число и т.д.)
СЛАЙД 1
- А теперь – в путь! (Звук моря)
СЛАЙД 2
- Смотрите, перед нами остров. Кажется, нас там с нетерпением ждут.
СЛАЙД 3
- Как называется этот остров? (Морфемика).
- Морфемика! Какое красивое название! Мы непременно должны узнать, что оно означает!
СЛАЙД 4
- Тесновато здесь, не правда ли? В этой стране так много жителей. Они такие разные. Кто же они? (Части слова).
На доске условные обозначения морфем.
СЛАЙД 5
- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Это МОРФЕМЫ.
Над условными обозначениями учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМЫ.
Учитель объявляет цель урока:
СЛАЙД 6
Друзья! Задача наша такова –
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П.Чесноков.)
Задание.
СЛАЙД 7
- Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова. (Стихотворение А. Косоговского)
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется,
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.Корень слова – главная значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.За корнем суффикс
Обогрел местечко,
Не словом угодил,
А лишь словечком.Река большая
Превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку.У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним.
(А.Косоговский.)
- Скажите, а как называется раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы? (Морфемика).
Учитель прикрепляет карточку со словом МОРФЕМИКА.
Сформулируйте тему урока, запишите её в судовые журналы. (Морфема. Морфемика).
- А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание – имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика.)
СЛАЙД 8
Вопросы по картинке:
- Что там, на дереве, вместо флага?
- Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?
- Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?
- Какие морфемы ссорятся? Почему?
- Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?
- Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?
- Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).
СЛАЙД 9
Задание.
- У вас на столах лежат карточки с морфемами. Составьте из них слова, а из слов - предложение. Кто вперёд?
Напишите это предложение. Дайте его полную характеристику, сделайте синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.
(Красота – удивительное явление нашей жизни.)
- Что вы сделали для того, чтобы составить предложение? (Составили из морфем слова.)
Задание. Работа с учебником.
- В предыдущем задании вы составляли слова из морфем, а теперь наоборот – разделите слова на морфемы. (Упражнение № 368)
Пока команды выполняют это упражнение, по одному ученику из каждой команды выполняют задание по карточкам.
Проверка.
- Ребята, вы, наверное, задавали себе вопрос: “И зачем это мы делим слова на части, если они, эти морфемы, сами по себе ничего не значат?”
- Думаете, они ничего не обозначают? Тогда скажите, что такое кабаржонок? А кабарга?
СЛАЙД 11 (ХКК ГОС)
Кабарга — это удивительный маленький олень, не имеющий рогов. Обитает это животное в тайге. Широкую известность кабарга получила благодаря расположенной у нее на животе мускусной железе, секрет которой, применяемый в парфюмерной промышленности для закрепления запахов, весьма высоко ценится. В связи с сокращением численности промысел кабарги ограничен.
- А кабаржонок? В этом слове мы можем выделить суффикс, который поможет понять значение незнакомого слова. В слове кабаржонок мы можем выделить суффикс –онок. Как вы думаете, какое у него значение? Этот суффикс указывает на детёныша.
Задание.
Вспомните и запишите слова с таким же суффиксом. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т.д.)
Проверка. Каждая команда называет по одному слову. Жетон получает та команда, которая назовёт последнее слово.
- Что же обозначает суффикс в этих словах?
ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 13
Задание. Упражнение 1 устно
Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.
Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.*
СЛАЙД 14
Прибежал, прицепил – это глаголы. В обоих словах приставка при-.
- Какое значение имеет морфема при-?
СЛАЙД 15
Рыбка, шубка – это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.
Какое смысловое значение имеет суффикс –к-?
СЛАЙД 16
Колосок, волосок. Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.
- Кто расскажет о последней паре слов?
СЛАЙД 17
Огородник, колхозник. Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.
- Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).
- Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль, но и может полностью изменить значение слова.
СЛАЙД 18
Например, с корнем -лес- с помощью других морфем образовываются слова лес-ник, лес-н-ой, лес-ист-ый и т. д.
Задание.
За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод - при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.
Итог урока.
- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?
- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.
СЛАЙД 19
Загадка.
Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)
- Запишите в тетрадь слова оценка, графически обозначьте морфемы. Поставьте сами себе оценку за этот урок в тетрадь. Ну а теперь подсчитайте групповые и индивидуальные жетоны. У кого сколько?
Выставление оценок. Запись домашнего задания.
СЛАЙД 20