Концептуальная цель преподавания: развитие географического мышления.
Стратегическая цель урока: развитие памяти, внимания, самостоятельности в принятии решений.
Задачи урока:
- Рассмотреть современные рельефообразующие факторы.
- Показать непрерывность развития рельефа.
- Выявить особо опасные природные явления, причины возникновения.
Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его развитие продолжается в настоящее время.
Проблемный вопрос: Почему облик земной поверхности постоянно меняется?
Варианты решения:
- Происходит движение литосферных плит.
- Оказывает влияние деятельность человека.
- Вода размывает почву.
- Ветер создает формы рельефа.
Оптимальный вариант: Облик земной поверхности изменяется в результате движения литосферных плит, деятельности воды, ветра, человека(1+3+4+2).
Тезис: “Все течет, все изменяется”
Психологический портрет аудитории 8 “А” класса
В классе обучается 22 человека: 12 девушек и 10 юношей. Возраст – 14 лет.
Преобладающий тип темперамента- флегматики (11чел.), по пять человек –холерики и меланхолики, 1 сангвиник.
Преобладает аудиально-визуальный канал восприятия.
Большая часть класса со средним уровнем лабильности.
Более половины детей (14 чел.) имеют средний уровень школьной мотивации; у двух человек высокий уровень мотивации, у трех - низкий и у трех человек негативное отношение к школе. Большинство учащихся с адекватной самооценкой.
Вид урока - проблемно-поисковый.
Ход урока | Развитие личностных качеств учащихся | Развитие ключевых компетентностей |
Оргмомент. Приветствие учителя. | Настрой на повторение и восприятие нового материала | |
Актуализация знаний. Для актуализации знаний учитель предлагает дифференцированное задание:
Что такое рельеф? Главные особенности рельефа России? Какие тектонические структуры вам известны? Всегда ли территория России имела современный облик? |
Осознанная память; точность, правильность, логичность речи; аудиальный и визуальный каналы восприятия | Информационная (осознавать какой информацией по данным вопросам обладают, а какой –нет) |
Формулировка цели и постановка
проблемного вопроса. Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока, проблемный вопрос(слайд.2), варианты его решения прописываются на доске. Учитель предлагает перечисленные варианты сгруппировать по каким-либо критериям(сл.3). Через классификацию по разным признакам - выход на внешние и внутренние факторы рельефообразования. |
Аналитическое мышление, самостоятельность |
Решение проблем (формулировать проблему вместе с учителем, аргументировать, анализировать процесс деятельности) |
Беседа по слайдам презентации. На слайде(сл.4) высвечиваются названия географических объектов: Шивелуч, Алаид. Учитель задает вопрос: “ Какие это объекты, где они расположены? Найдите и покажите их на карте”. |
Эрудиция, память, визуальный канал | Информационная (получать информацию из нескольких источников, адекватно её воспринимать) |
Сообщение ученика о землетрясениях в Нефтегорске и Невельске(сл.5) | Выразительность и краткость речи, внимание учащихся, умение слушать, эмоционально-чувственная сфера | Информационная (планировать информационный поиск) |
Беседа. Работа с картой. Учитель задает вопрос : “Происходит ли движение земной коры в нашей местности?” (предположения учащихся, а затем работа с картой учебника). Учащиеся делают вывод, что в нашей местности присутствуют медленные вертикальные колебания земной коры |
Аналитическое мышление , визуальный канал восприятия | Решение проблем (анализировать процесс деятельности) |
Диалог о внешних факторах,
изменяющих рельеф России(сл.6-12) с использованием
фольклора и цитат (Волга-матушка, вода камень
точит, “ветер, ветер-ты могуч” ). Работа в тетради. Учитель предлагает учащимся прописать в тетради научные названия внешних процессов рельефообразования. Дискуссия. А каждый из вас в состоянии изменить рельеф России? (рассуждения учащихся) |
Аудиальный и визуальный каналы восприятия, память, внимание, эмоционально-чувственная сфера | Коммуникативная (работать с вопросами в развитии темы) |
Беседа. Человек изменяет природу, с другой стороны существуют особо опасные природные явления для человека. Какие ООПЯ вам известны? (сл.13) (сход ледника Колка и гибель группы С.Бодрова (младшего); просадка грунта в Пермском крае (Кунгур, Березники) К каким ООПЯ должны быть готовы вы? |
Гибкость и реалистичность мышления Внутренняя дисциплина |
Решение проблем (делать выводы и анализировать потребность окружающих в использовании продукта) |
Для интеллектуальной рефлексии учитель задает вопрос: “Какие факторы изменяют рельеф Пермского края?” (сл. 14). (На слайде 15 высвечиваются пронумерованные картинки, к которым необходимо подобрать название процесса, изменяющего рельеф) | Память, системное и рефлексивное мышление | Информационная (владеть способами систематизации информации), Решение проблем (проводить текущий контроль реализации плана деятельности) |
Рефлексия общая: для чего вам нужны знания о современном развитии рельефа? | Рефлексивное мышление | Решение проблем (анализировать продукт и процесс деятельности) |
Домашнее задание ( сл.16): всем:§:8. По выбору: 1.На контурной карте отметить районы современного вулканизма и землетрясений 2.Приготовить сообщения об опасных природных явлениях на территории России |
Самостоятельность, право выбора | Информационная (планировать
информационный поиск) Принятие решения. |
Литература для учителя
1.Баринова И.И.География России. Природа. 8 кл.//М.:Дрофа.1998.
2.География. Россия. Природа и население. 8 кл./ под ред. Алексеева А.И. // М.: Дрофа.2007.
3.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: природа России. 8 класс. //М.: Вако.2004.
4.Интернет. http://www. Daler.ru.
5.Фотографии из личного архива.
Литература для учащихся
1. География. Россия. Природа и население. 8 кл./ под ред. Алексеева А.И. // М.: Дрофа.2007.
2. Назаров Н.Н, Шарыгин М.Д. География Пермской области. / Пермь: Книжный мир, 1999.
3. Твое Прикамье. Береги свой дом: эколого-краеведческая хрестоматия/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.- Пермь: Пушка, 2002.
4. Энциклопедия “Аванта+”. География.