Конспект развивающего урока по теме "Развитие форм рельефа"

Разделы: География


Концептуальная цель преподавания: развитие географического мышления.

Стратегическая цель урока: развитие памяти, внимания, самостоятельности в принятии решений.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть современные рельефообразующие факторы.
  2. Показать непрерывность развития рельефа.
  3. Выявить особо опасные природные явления, причины возникновения.

Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его развитие продолжается в настоящее время.

Проблемный вопрос: Почему облик земной поверхности постоянно меняется?

Варианты решения:

  1. Происходит движение литосферных плит.
  2. Оказывает влияние деятельность человека.
  3. Вода размывает почву.
  4. Ветер создает формы рельефа.

Оптимальный вариант: Облик земной поверхности изменяется в результате движения литосферных плит, деятельности воды, ветра, человека(1+3+4+2).

Тезис: “Все течет, все изменяется”

Психологический портрет аудитории 8 “А” класса

В классе обучается 22 человека: 12 девушек и 10 юношей. Возраст – 14 лет.

Преобладающий тип темперамента- флегматики (11чел.), по пять человек –холерики и меланхолики, 1 сангвиник.

Преобладает аудиально-визуальный канал восприятия.

Большая часть класса со средним уровнем лабильности.

Более половины детей (14 чел.) имеют средний уровень школьной мотивации; у двух человек высокий уровень мотивации, у трех - низкий и у трех человек негативное отношение к школе. Большинство учащихся с адекватной самооценкой.

Вид урока - проблемно-поисковый.

Ход урока Развитие личностных качеств учащихся Развитие ключевых компетентностей
Оргмомент. Приветствие учителя. Настрой на повторение и восприятие нового материала  
Актуализация знаний.

Для актуализации знаний учитель предлагает дифференцированное задание:

  1. Индивидуальные письменные карточки на знание номенклатуры (2 чел.)
  2. У настенной карты о тектоническом строении территории России (1чел.)
  3. Фронтальный опрос класса:

Что такое рельеф? Главные особенности рельефа России? Какие тектонические структуры вам известны? Всегда ли территория России имела современный облик?

Осознанная память; точность, правильность, логичность речи; аудиальный и визуальный каналы восприятия Информационная (осознавать какой информацией по данным вопросам обладают, а какой –нет)
Формулировка цели и постановка проблемного вопроса.

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока, проблемный вопрос(слайд.2), варианты его решения

прописываются на доске.

Учитель предлагает перечисленные варианты сгруппировать по каким-либо критериям(сл.3).

Через классификацию по разным признакам -

выход на внешние и внутренние факторы рельефообразования.

Аналитическое мышление,

самостоятельность

Решение проблем (формулировать проблему вместе с учителем, аргументировать, анализировать процесс деятельности)
Беседа по слайдам презентации.

На слайде(сл.4) высвечиваются названия географических объектов: Шивелуч, Алаид. Учитель задает вопрос: “ Какие это объекты, где они расположены? Найдите и покажите их на карте”.

Эрудиция, память, визуальный канал Информационная (получать информацию из нескольких источников, адекватно её воспринимать)
Сообщение ученика о землетрясениях в Нефтегорске и Невельске(сл.5) Выразительность и краткость речи, внимание учащихся, умение слушать, эмоционально-чувственная сфера Информационная (планировать информационный поиск)
Беседа. Работа с картой.

Учитель задает вопрос : “Происходит ли движение земной коры в нашей местности?” (предположения учащихся, а затем работа с картой учебника). Учащиеся делают вывод, что в нашей местности присутствуют медленные вертикальные колебания земной коры

Аналитическое мышление , визуальный канал восприятия Решение проблем (анализировать процесс деятельности)
Диалог о внешних факторах, изменяющих рельеф России(сл.6-12) с использованием фольклора и цитат (Волга-матушка, вода камень точит, “ветер, ветер-ты могуч” ).

Работа в тетради.

Учитель предлагает учащимся прописать в тетради научные названия внешних процессов рельефообразования.

Дискуссия.

А каждый из вас в состоянии изменить рельеф России? (рассуждения учащихся)

Аудиальный и визуальный каналы восприятия, память, внимание, эмоционально-чувственная сфера Коммуникативная (работать с вопросами в развитии темы)
Беседа.

Человек изменяет природу, с другой стороны существуют особо опасные природные явления для человека. Какие ООПЯ вам известны? (сл.13)

(сход ледника Колка и гибель группы С.Бодрова (младшего); просадка грунта в Пермском крае (Кунгур, Березники)

К каким ООПЯ должны быть готовы вы?

Гибкость и реалистичность мышления

Внутренняя дисциплина

Решение проблем (делать выводы и анализировать потребность окружающих в использовании продукта)
Для интеллектуальной рефлексии учитель задает вопрос: “Какие факторы изменяют рельеф Пермского края?” (сл. 14). (На слайде 15 высвечиваются пронумерованные картинки, к которым необходимо подобрать название процесса, изменяющего рельеф) Память, системное и рефлексивное мышление Информационная (владеть способами систематизации информации), Решение проблем (проводить текущий контроль реализации плана деятельности)
Рефлексия общая: для чего вам нужны знания о современном развитии рельефа? Рефлексивное мышление Решение проблем (анализировать продукт и процесс деятельности)
Домашнее задание ( сл.16): всем:§:8.

По выбору:

1.На контурной карте отметить районы современного вулканизма и землетрясений

2.Приготовить сообщения об опасных природных явлениях на территории России

Самостоятельность, право выбора Информационная (планировать информационный поиск)

Принятие решения.

Приложение 1

Литература для учителя

1.Баринова И.И.География России. Природа. 8 кл.//М.:Дрофа.1998.

2.География. Россия. Природа и население. 8 кл./ под ред. Алексеева А.И. // М.: Дрофа.2007.

3.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: природа России. 8 класс. //М.: Вако.2004.

4.Интернет. http://www. Daler.ru.

5.Фотографии из личного архива.

Литература для учащихся

1. География. Россия. Природа и население. 8 кл./ под ред. Алексеева А.И. // М.: Дрофа.2007.

2. Назаров Н.Н, Шарыгин М.Д. География Пермской области. / Пермь: Книжный мир, 1999.

3. Твое Прикамье. Береги свой дом: эколого-краеведческая хрестоматия/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.- Пермь: Пушка, 2002.

4. Энциклопедия “Аванта+”. География.