Урок изобразительного исскуства "Ярмарка ремесел"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: “Ярмарка ремесел”. Украшение игрушки - петушка элементами дымковской росписи.

Цели:

Познакомить с дымковской глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.

Научить выполнять роспись в традициях дымковских игрушек. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Пробудить любовь детей к народным промыслам.

Оборудование

Для учителя:

  • дымковские игрушки (петушки, индюки, уточки),
  • открытки,
  • методическая таблица элементов росписи “Дымковские узоры”,
  • карточки-образцы для упражнения в кистевой росписи,
  • гуашевые краски,
  • кисти.

Для учащихся:

  • вырезанные из белой бумаги силуэты петуха,
  • гуашевые краски,
  • кисти,
  • палочка - тычок,
  • палитра для смешения красок,
  • баночка с водой,
  • карточки – подсказки для упражнения в кистевой росписи.

План урока.

  1. Организация учащихся к уроку.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Объяснение нового материала:
  • Театрализованное представление “Ярмарка ремесел”;
  • Особенности дымковской росписи.
  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Анализ детских работ. Подведение итогов урока.

Ход урока

- Сегодняшний урок я хочу начать этими прекрасными строками:

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть…

Да, велика наша страна, богата земля русская мастерами, богата талантами! Умели русские мастера трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу. Но на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. Давайте и мы сегодня отправимся на веселую русскую ярмарку, куда со всех концов нашей необъятной страны съехались народные умельцы. Мы сможем сегодня не только отдохнуть и повеселиться, но и познакомимся с народными промыслами России.
Ну что, согласны? Тогда - отправляемся.

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут сюда!
Эй! Не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!

Под звуки русской народной песни “Коробейники” в класс заходят мастера, в коробах у них изделия народных промыслов (Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, богородские игрушки, матрешки).

Мастер 1. Продаются самовары.

Мастер 2.

Продаются вилы санки,
И конфеты и баранки.

Мастер 3.

Продаются вот игрушки:
Мишки, курицы, петрушки.

Мастер 4. Вот матрешка посмотрите.

Мастер 5. Вот платки чудно расшиты.

Мастер 6.

Ленты лапти налетайте,
По размеру подбирайте.

Мастер 7.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.

Учитель

Здравствуйте, гости дорогие. Чем вы нас сегодня удивите?
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
- Из каких мест, вы к нам приехали?

Мастер 8.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье - Гжель.

Мастер 7.

Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Уж красоты такой.

Мастер 1.

Привезли вам поклон
И подарки свои
Со сторонки родной,
Где живут журавли.

Мастер 2.

С мест, что Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где умыты ракиты
Голубою водой.

Мастер 1.

Городецкая роспись, как её не узнать
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастер 2.

По золоту фона
Затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется
Попробуй, сумей-ка.

Мастер 3.

Еще характерны
Для всей хохломы
Чудесный рисунок
Волшебной травы.

Мастер 4.

По цвету узнаете вы хохлому,
А вот по какому расскажете вы.

( Определяем вместе с ребятами основные цвета хохломы.)

- Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной.

Мастер 5.

Посмотрите все сюда!!!
Как две радуги - брови,
Губы - маки, пунцовый наряд.
И румянцем, свежее моркови
Глянцевитые щеки горят.

Мастер 6.

Кто матрешку сделал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу.
Создал образ неуемной страсти
Истинную русскую красу.

Звучит негромкая лиричная музыка по мотивам русских народных мелодий.

Мастер 7.

Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали.
И село большое “Дымково” назвали.

Мастер 8.

Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые
А волшебно-расписные.

Мастер 7.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.

Мастер 8.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.

Мастер 7.

Она глядит не прянично,
Ликуюше и празднично.
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияет охра с суриком
По всей земле в домах.

Мастер 8.

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Мастера все вместе поют частушки

Частушки

  • .Велика Россия наша
    И талантлив наш народ
    О Руси родной умельцах
    На весь мир молва идет.
  • Ты играй моя гармошка,
    Ты подруга подпевай.
    Мастеров Руси великой
    Во весь голос прославляй!

Учитель - Спасибо, гости дорогие. Мы столько нового и интересного узнали о народных промыслах. Но ведь вы не просто пришли, вы еще и задание для наших ребят принесли.

Один из мастеров достает красочный конверт с заданием и читает его

 Мастер.

Все вас просят мастера.
Нынче здесь, вот в этом зале
Вы, таланты не тая,
Распишите петуха.
Ну, а нам пора, друзья.
Ждут родные нас места!

Учитель - До свидания, мастера, спасибо вам за чудесную ярмарку.

Звучит музыка, мастера уходят.

Учитель - Ну вот, ребята, мастера уехали, а нам они оставили задание: украсить дымковским узором петушков, которые лежат у вас на парте. Вглядитесь еще раз в дымковскую игрушку.

- Что в ней особенное, характерное?

(Это игрушки керамические, они сделаны из глины.)

Я сегодня принесла кусок такой глины. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза.

Первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз, проходит испытание огнем.

Посмотрите внимательно на фигурки, на иллюстрации.

- Что в них общего? (Белый цвет.)

Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается от того, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это покрытие хорошо наносятся любые краски. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающего еще большую нарядность игрушке. Она рождается в третий раз. Красивые, яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них – это свистульки.

- Нравятся ли вам эти игрушки? Почему? (Дети отвечают.)

- Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? (Дети называют цвета.)

- Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)

Мастера, расписывая игрушки кругами, точками, крестами, словно сказку сказывали о том, как солнце согревает своими лучами землю и дает ей жизнь. Ярко-красный цвет, который часто встречается на игрушках, долгое время был связан с ярким сиянием солнца.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника “Свистопляска”. Позднее ярмарка – праздник стали называться “Свистунья”. Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполнялась свистом, от которого праздник становился веселей!

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

- Итак, какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)

Сегодня вы получили задание от мастеров-умельцев. Не подведите их. Украсьте своего петушка, сохраняя белый фон игрушки. Ведь именно белый цвет в сочетании с другими цветами (самыми разными) придают игрушке праздничность и нарядность. Пусть и ваши петушки станут нарядными и сказочными.

Ваша задача - научиться не только изображать элементы росписи, но и равномерно их располагать на заданной форме. А помогут вам в этом ваши “волшебные” кисточки, палочка-тычок и карточки-помощники.

  1. Во время самостоятельной работы учащихся, оказываю помощь отдельным ученикам, чтобы избежать ошибок в изображении. При необходимости, обращаю внимание всех учеников на часто встречающиеся ошибки.

  1. Готовые работы ребята вывешивают на классную доску. Все вместе выбираем самого аккуратного, нарядного и веселого петушка.

  1. - Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились! Узнали очень много нового о народных промыслах и показали свои знания и умения. Ни забыта дымковская игрушка. Живет и восхищает всех людей, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. И не возможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам - радость, душе - отрада!”

Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Родина Россия и что богата она талантами. Наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю душу, все старание и умение!