Цель урока:
- Продолжить формировать представление о химическом уравнении.
- Познакомить с типами химических реакций: соединением, разложением, обменом, замещением.
- Продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Новый материал:
Учащимся заранее выдается “Рабочий Лист” для работы на уроке, которые они должны вклеить в тетрадь. (Приложение №1)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами учились составлять уравнения, используя закон сохранения массы и энергии. Каким образом мы его использовали, составляя уравнения химических реакций?
Ответ ученика: Мы расставляли коэффициенты в уравнении химической реакции, т.к. количество атомов, вступивших в реакцию (в правой части уравнения) должно быть равно количеству атомов образовавшихся в ходе реакции (в левой части уравнения).
Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим рассматривать правила, которые помогут вам в составлении уравнений реакций.
Сегодня мы рассмотрим уравнения реакций с точки зрения числа и состава исходных и полученных веществ. В этом нам поможет презентация. (Приложение “ №3).
СЛАЙД №2
Посмотрите в свой “Рабочий Лист”, тема урока уже записана.
Типы химических реакций, которые мы с вами сегодня рассмотрим: соединение, разложение, замещение и обмен.
Слайд № 3
Учитель: Рассмотрим механизм реакции соединения. Что происходит при реакции соединения? Сколько веществ вступает в реакцию? Какие вещества вступают в реакцию? Сколько образуется веществ? Какое по составу образуется вещество?
Дети отвечая, формулируют определение.
Запишем определение в “Рабочий Лист”.
Слайд № 4.
Учитель: Рассмотрим механизм реакции разложения. Что происходит при реакции разложения? Сколько веществ вступает в реакцию? Какое вещество вступают в реакцию? Сколько образуется веществ? Какие это будут вещества?
Учащиеся, отвечая, формулируют определение.
Запишем определение в “Рабочий Лист”
Слайд № 5
Учитель: Рассмотрим механизм реакции замещения. Что происходит при реакции замещения? Сколько веществ вступает в реакцию? Какие вещества вступают в реакцию? Сколько образуется веществ? Какие это будут вещества?
Учащиеся, отвечая, формулируют определение.
Запишем определение в “Рабочий Лист”
Слайд № 6
Учитель: Рассмотрим механизм реакции обмена. Что происходит при реакции обмена? Сколько веществ вступает в реакцию? Какие вещества вступают в реакцию? Сколько образуется веществ? Какие это будут вещества?
Учащиеся, отвечая, формулируют определение.
Запишем определение в “Рабочий Лист”.
Обобщение: Слайд № 7
Учитель: С какими типами химических реакций мы с вами познакомились?
Учащиеся отвечают.
А сейчас я предлагаю вам самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции, определить и подписать тип реакции. Для этого вы используете “Карточку для работы на уроке”
III. Закрепление: Приложение №2
Через 3- 4 минуты самостоятельной работы, идет проверка правильности выполнения работы по Слайдам № 8, 9.
IV. Домашнее задание: Слайд № 10.
- Расставить коэффициенты в уравнениях реакции, записанных в “Рабочем листе”.
- Выучить определения в тетради.