Цели:
- Приобщить учащихся к чтению учебной, научной и научно-популярной литературы
- Расширяь кругозор учащихся, развивать логическое мышление, повышать познавательный интерес к изучению химии, умение видеть “химию” в окружающем мире.
- Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, умением оценивать свои знания и знания товарищей.
Девиз: “Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…”
(М.В.Ломоносов.)
Условия игры.
- У доски на нарисованном игровом поле как для игры в “крестики-нолики” играют 2 человека - будут ставить по очереди свой знак “+” или “0”.
- Класс делится на 9 секторов, каждый из которых соответствует клетке игрового поля на доске как для игры в “крестики-нолики”. Ребята, которые занимают соответствующие сектора в классе, становятся участниками игры
х |
||
0 | 0 |
0 |
х |
х |
образец игрового поля
Ход игры:1.тур (отборочный)
Ведущий.
Для игры необходимо выбрать четырех игроков. Ими станут те из ребят, которые первыми правильно ответят на вопросы отборочного тура:
- Какая кислота есть в желудке человека? (соляная кислота)
- Какую обувь нельзя сделать без серы? (резиновую)
- Какое вещество называют “хлебом химической промышленности”? (серную кислоту)
- О каком веществе писал Антуан де Сент-Экзюпери “…Ты самое большое богатство на свете…”? (о воде)
2 и 3 туры (первый полуфинал).
Ведущий (объясняет правила игры):
У доски на нарисованном игровом поле как для игры в “крестики-нолики”
играют по два игрока в каждом из полуфиналов.
Игроки выбирают знак для игры (+ или 0) и сектор для хода, на который они хотят поставить свой знак. Начинают игру “крестики”.
Ведущий задаёт вопросы по очереди, адресуя их сначала тем участникам игры, которые сидят на выбранном игроком секторе игрового поля в классе.
Участники отвечают на вопрос ведущего. Игроки могут согласиться с ответом участников или не согласиться. Если ответ игрока совпадает с правильным, то он ставит в выбранном секторе на доске свой знак “+” или “0”,а если ответ игрока не совпадает с правильным, то он пропускает ход.
Выигрывает игрок, который первым поставит в ряд три своих знака. Они играют в финале.
4. тур (финал)
Играют два игрока - победители полуфиналов. Побеждает игрок, который первым поставит в ряд три своих знака.
Вопросы-тесты для игры:
1. Название наиболее распространенного наполнителя для стиральных порошков: а) сульфат натрия; б) сульфит натрия; в) фосфат натрия.
2. Для удаления пятна от растительного масла лучше использовать:
а) воду; б) спирт; в) бензин.
3.Какое вещество придаёт растительным блюдам привкус и аромат мяса:
а) сорбиновая кислота; б) глутаминат натрия; в) мальтоза.
4.Какое вещество пахнет как роза: а) линалоол; б) гераниол; в) толуол.
5.Источником приятных запахов являются: а) органические кислоты;
б) эфирные масла; в) многоатомные спирты.
6.Какую водку не станет пить даже самый “горький пьяница”:
а) королевскую; б) императорскую; в) царскую.
7.Какая единственная кислота растворяет золото: а) хлорная; б) азотная;
в) селеновая.
8.Из чего делают роговой камень: а) из дерева; б) из кости; в) из камня.
9.После какой зелени саранча уже трогает никакой другой: а) парижской;
б) гамбургской; в) японской.
10. Из какого вещества можно приготовить нежную косметику и динамит:
а) парафин; б) вазелин; в) глицерин.
11Что такое хондрилла: а) животное; б) растение; в) минерал.
12.В какой капусте много йода: а) брюссельской; б) морской; в) кольраби.
13.Какой вкус у сульфинида бензойной кислоты: а) сладкий; б) горький; в) солёный.
14.Сколько платины в платинате: а) 60%; б) 40%; в) 0%.
15.Сколько миндаля тратится на производство миндального мыла: а) чуть-чуть; б) порядочно; в) ни сколько.
16.Какого цвета кристаллы метиленовой синьки: а) синие; б) зелёные; в) желтые.
17.Какой цвет имеет кристаллический йод: а) серый; б) фиолетовый; в) бурый.
18.Каким спиртом можно лечить отравившегося алкоголем: а) винным; б) нашатырным; в) борным.
19.Какую часть автомобиля можно сделать из ацетилена: а) кузов; б) шину; в) бампер.
20.Для какого металла опасна чума: а) сурьма; б) мышьяк; в) олово.
(правильные ответы выделены жирным шрифтом)
Подведение итогов игры.
Награждение победителя игры дипломом, поощрительными призами награждаются активные игроки и активные участники.
Список литературы
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных.- Ярославль: Академия развития: Академия, К0:Академия Холдинг,2000.
- КлунянцИ.Л. Химический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия,1998.
- Козловский А.Л.Химия в быту. - М.: Знание,1974.
- КонаревБ.Н. Любознательным о химии: Органическая химия. - М.:1982.
- Малышкина В.Занимательная химия. - СПб.: Тригон,2001.
- Мир химии. Занимательные рассказы о химии / Соcт.: Ю.И.Смирнов,- CПб.: ИКФ “М и М-Экспресс”,1995.