Урок очень часто является источником стресса и напряжения учащегося, так как это ситуация эмоционального дискомфорта, сдерживания, ситуация проверки. И это нормально. Но разнообразие прекрасно не только в формах подачи материала и его проверки, но и в самой атмосфере урока. Если психологически ученик оценивает урок как ситуацию успеха для себя, у него создается позитивный настрой не только на этот урок, но и на занятия данным предметом в целом. Конечно, условием такой позитивности являются регулярные уроки, психологически ориентированные на комфорт, успешную активность учащихся. Надо отметить, что ситуация, заранее определенная как успешная для ученика, резко повышает работоспособность, а большой объем деятельности – это лучшее условие для овладения навыками и запоминания информации. Это важно, так как именно умение применять информацию превращает ее в знания.
Немного об авторе: Андреева Е.В. закончила математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета в 1988 г., психологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета в 1999 г., аспирантуру психологического факультета СПбГУ в 2004 г. Педагогический стаж – 16 лет.
Представляемый урок был представлен на конкурс педагогического мастерства в 2005 г. в номинации “Учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой”.
Тема: “Электрические явления. Закрепляющее повторение”.
8 класс.
Цели урока:
- Обучающая: создание условий для формирования научного мировоззрения в единстве опыта и теории.
- Воспитывающая: создание возможности большого объема самостоятельной деятельности и ее самооценки.
- Развивающая: создание ситуаций, способствующих активизации мыслительных операций, развитию эмоциональной сферы учащихся и монологической речи.
Задачи урока:
- Предупреждение депривационного воздействия учителя, сместив основную часть познавательной активности в ролевое поведение учащихся.
- Смена видов деятельности с включением значительной доли физической активности как элемент здоровьесберегающих технологий.
- Применение групповых форм урока, поддерживающих коммуникативную активность учащихся.
- Развитие предметной компетенции в соединении эксперимента и его объяснения, как единство теории и практики.
- Обеспечение психологического комфорта при подведении итогов урока, как закрепление ситуации успеха для учащихся.
- Обратная связь не только через учебный компонент, но и через эмоциональный.
План конкурсного урока
1. ОРГ момент. 2 мин.
2. Озвучивание цели урока (научная картина мира, единство теории и опыта), настрой, задачи урока. Д./з. 3 мин.
3. Фронтальный опрос.
- Простые вопросы, охватывающие основные моменты темы:
- Строение атома?
- Как заряжены частицы атома?
- Где они находятся в атоме?
- Какие частицы способны покидать свой атом и почему?
- Какие частицы не могут покидать атом и почему?
- Как называется атом, который забрал чужие электроны?
- Что такое положительный ион?
- Что такое эликтризация?
- Что происходит при трении?
- Какое тело получает положительный заряд?
- Какое тело получает отрицательный заряд? 6 мин.
4. Формирование групп. Озвучивание задания. Выбор задания. 5 мин.
Задание для группы:
- нарисовать заданную модель атома на групповом листе;
- нарисовать эту же модель атома на своей части доски;
- нарисовать заданный опыт по электризации;
- показать этот же заданный опыт по электризации;
- объяснить заданный опыт по электризации;
Набор опытов по электризации для групп:
- трение эбонитовой палочки о шерсть, зарядка ею электроскопа;
- трение стеклянной палочки о шелк, зарядка ею электроскопа;
- зарядка электрофорной машиной султанов;
- взаимодействие султанов разных знаков;
- получение заряда от эбонитовой палочки нейтральной гильзой;
- взаимодействие заряженного и незаряженного тела;
5. Работа в группах 7 мин.
6. Презентация группами своих заданий. 15 мин.
7. Итоги урока – золотой стул каждой группе 7 мин.
Примечание: “Золотой стул” – это психологическое упражнение, при выполнении которого все слушатели отмечают особенно удачные моменты при выполнении представителями выступающей группы при демонстрации опыта, рассказе о нем и рисунка на доске. Таким образом, все внимательно слушают выступление, и озвученные положительные моменты эмоционально поддерживают выступающих.