Психологический комфорт на уроке физики при проверки практических навыков учащихся

Разделы: Физика


Урок очень часто является источником стресса и напряжения учащегося, так как это ситуация эмоционального дискомфорта, сдерживания, ситуация проверки. И это нормально. Но разнообразие прекрасно не только в формах подачи материала и его проверки, но и в самой атмосфере урока. Если психологически ученик оценивает урок как ситуацию успеха для себя, у него создается позитивный настрой не только на этот урок, но и на занятия данным предметом в целом. Конечно, условием такой позитивности являются регулярные уроки, психологически ориентированные на комфорт, успешную активность учащихся. Надо отметить, что ситуация, заранее определенная как успешная для ученика, резко повышает работоспособность, а большой объем деятельности – это лучшее условие для овладения навыками и запоминания информации. Это важно, так как именно умение применять информацию превращает ее в знания.

Немного об авторе: Андреева Е.В. закончила математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета в 1988 г., психологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета в 1999 г., аспирантуру психологического факультета СПбГУ в 2004 г. Педагогический стаж – 16 лет.

Представляемый урок был представлен на конкурс педагогического мастерства в 2005 г. в номинации “Учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой”.

Тема: “Электрические явления. Закрепляющее повторение”.

8 класс.

Цели урока:

  1. Обучающая: создание условий для формирования научного мировоззрения в единстве опыта и теории.
  2. Воспитывающая: создание возможности большого объема самостоятельной деятельности и ее самооценки.
  3. Развивающая: создание ситуаций, способствующих активизации мыслительных операций, развитию эмоциональной сферы учащихся и монологической речи.

Задачи урока:

  1. Предупреждение депривационного воздействия учителя, сместив основную часть познавательной активности в ролевое поведение учащихся.
  2. Смена видов деятельности с включением значительной доли физической активности как элемент здоровьесберегающих технологий.
  3. Применение групповых форм урока, поддерживающих коммуникативную активность учащихся.
  4. Развитие предметной компетенции в соединении эксперимента и его объяснения, как единство теории и практики.
  5. Обеспечение психологического комфорта при подведении итогов урока, как закрепление ситуации успеха для учащихся.
  6. Обратная связь не только через учебный компонент, но и через эмоциональный.

План конкурсного урока

1. ОРГ момент. 2 мин.

2. Озвучивание цели урока (научная картина мира, единство теории и опыта), настрой, задачи урока. Д./з. 3 мин.

3. Фронтальный опрос.

  • Простые вопросы, охватывающие основные моменты темы:
  • Строение атома?
  • Как заряжены частицы атома?
  • Где они находятся в атоме?
  • Какие частицы способны покидать свой атом и почему?
  • Какие частицы не могут покидать атом и почему?
  • Как называется атом, который забрал чужие электроны?
  • Что такое положительный ион?
  • Что такое эликтризация?
  • Что происходит при трении?
  • Какое тело получает положительный заряд?
  • Какое тело получает отрицательный заряд? 6 мин.

4. Формирование групп. Озвучивание задания. Выбор задания. 5 мин.

Задание для группы:

  • нарисовать заданную модель атома на групповом листе;
  • нарисовать эту же модель атома на своей части доски;
  • нарисовать заданный опыт по электризации;
  • показать этот же заданный опыт по электризации;
  • объяснить заданный опыт по электризации;

Набор опытов по электризации для групп:

  • трение эбонитовой палочки о шерсть, зарядка ею электроскопа;
  • трение стеклянной палочки о шелк, зарядка ею электроскопа;
  • зарядка электрофорной машиной султанов;
  • взаимодействие султанов разных знаков;
  • получение заряда от эбонитовой палочки нейтральной гильзой;
  • взаимодействие заряженного и незаряженного тела;

5. Работа в группах 7 мин.

6. Презентация группами своих заданий. 15 мин.

7. Итоги урока – золотой стул каждой группе 7 мин.

Примечание: “Золотой стул” – это психологическое упражнение, при выполнении которого все слушатели отмечают особенно удачные моменты при выполнении представителями выступающей группы при демонстрации опыта, рассказе о нем и рисунка на доске. Таким образом, все внимательно слушают выступление, и озвученные положительные моменты эмоционально поддерживают выступающих.

Приложение