Класс учащихся: 8
Цели учителя: Создание условий для освоения учащимися программного материала на уровне получения новых знаний и первичного закрепления материала.
Задачи учащихся:
- Актуализировать знания об озерах как составной части гидросферы.
- Выявить происхождение, особенности и географию озер России.
- Охарактеризовать подземные воды как важнейший природный ресурс страны.
- Получить представление о распространении многолетней мерзлоты на территории России.
- Объяснить значение болот для человека и природы.
- Познакомиться с особенностями покровных и горных ледников.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Физическая карта России, учебник (“География России” в 2 книгах. Книга 1. “Природа и население”. 8 класс/под ред. А.И.Алексеева. – М.: Дрофа, 2004), атлас, контурные карты, презентация, экран, проектор.
Этап урока | Слайд | Работа учителя | Работа учащихся |
Проверка домашнего задания | - | Организует проверку домашнего задания в форме фронтального опроса заданного на дом параграфа учебника, знания географической номенклатуры. | Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, показывают на настенной карте реки России. |
Изучение нового материала |
1, 2 | Организует работу учащихся по самостоятельной постановке задач урока по представленному на слайде 2 содержанию урока. | Самостоятельно определяют цели урока. Ставят главный проблемный вопрос урока. |
3, 4 | Актуализирует знания учащихся о крупнейших озерах России – Каспийском и Байкале, выясняет понимание вопроса об условиях, способствующих или препятствующих образованию озер. Формирует представление об особенностях режима озер в разных климатических условиях. | Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради, наносят на контурную карту названия озер России. | |
5, 6, 7 | Актуализирует знания учащихся о происхождении озерных котловин и особенностям стока. | Приводят примеры разных типов озерных котловин, объясняют условия их образования. | |
8 | Организует самостоятельную работу учащихся по работе с учебником и развитию речи в форме составления связного рассказа о подземных водах России по наводящим вопросам. | Самостоятельно работают по тексту учебника (стр.106), подготавливая связный рассказ о подземных водах. Отвечают, используя наводящие вопросы учителя. | |
9 | Объясняет материал о многолетней мерзлоте, параллельно задавая вопросы и организуя работу с контурной картой. | Слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, работают по карте атласа, отмечая в контурной карте границу распространения многолетней мерзлоты. | |
- | Организует физкультминутку (2 минуты). | Выполняют двигательные упражнения и упражнения для глаз. | |
10 | Организует диалог, полилог учащихся по вопросам о болотах, акцентирует внимание учащихся на распространение болот по территории России. | Участвуют в беседе, выказывают свое отношение к болотам как кладовой природных богатств. Изучают географию болот Росси по карте атласа и настенной карте. | |
11 | Формирует понятие о типах, своеобразии и размещении ледников на территории России. | Слушают учителя, работают с картой атласа, нанося на контурную карту крупнейшие ледники России. | |
Первичное закрепление материала | - | Задает вопросы на закрепление
материала: В какой части страны сосредоточено наибольшее количество озер? Приведите примеры озерных котловин разных типов. Каковы условия образования и значение болот для природы и человека? Подумайте, как связаны размещение и запасы подземных вод с климатом, рельефом и горными породами? Какая часть территории России лежит в пределах многолетней мерзлоты? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | 12 | Заключительное слово учителя. Выставление отметок учащимся. | Рефлексия учащихся. |
Домашнее задание: | - | Задает домашнее задание: Изучить параграф 16 учебника. Закончить оформление контурной карты. Знать географическую номенклатуру по теме. По желанию подготовить сообщения об использовании внутренних вод России. |
Записывают домашнее задание в тетрадь, выясняют особенности его выполнения. |