Мы живём среди предметов и вещей. Каждый день мы пользуемся ими, покупаем, создаём своими руками, дарим или выбрасываем. В каждом созданном объекте содержится частичка человеческой души, отпечаток личности и эпохи. Возникает вопрос: вокруг столько разнообразных полезных (и не очень) предметов. Зачем же люди создают всё новые и новые вещи, а от прежних, даже ещё пригодных для использования, избавляются без жалости? Ответ прост. Человеческая мысль, творческое вдохновение, желание жить лучше заставляют людей создавать и приобретать вещи и предметы.
Каждый из тех, кто учится в школе, имеет опыт творческой и проектной деятельности. Известно, что разработка и создание проектов – один из современных профессиональных методов работы. Поэтому проектное мышление считается одним из типологических признаков современной культуры. Проектное мышление, отличающееся целостностью, системностью, образностью и инновационностью, востребовано в любых видах творчества (художественном, научном, конструкторском, изобретательском). Но наиболее интенсивно в совокупности своих специфических признаков проектное мышление проявляется в сфере дизайна. Особенность дизайнерского подхода к проектной практике заключается в глобальном, а не локальном преобразовании социокультурного бытия человека. Именно поэтому, актуальной проблемой, на взгляд учителя и профессионального дизайнера, является формирование у старшеклассников дизайнерского, гуманистического по своей сути подхода к учебному проектированию.
Представленное занятие - это диалог, размышление и творческий поиск. Диалог между учениками и учителем. Диалог между юными творцами и профессионалом. Диалог старшеклассников с самими собой и их размышления над вопросом: с каких позиций создавать новое материальное и информационное окружение человека? Как проектировать этот мир, наполняя его объектами, одухотворёнными сознанием целесообразности, красоты и добра? Моя цель как учителя - создать атмосферу творческого поиска и подвести юных людей в ходе совместного обсуждения, рефлексии, анализа, самостоятельных рассуждений к ответу на вопросы:
-
Что я хочу сказать людям и миру своей идеей?
- Как я донесу до людей глубинную суть своего творения?
- Какой ответный отклик вызовет моя творческая мысль?
- Не нанесёт ли моя идея ущерб экологии человека и природы?
- Принесёт ли идея радость или счастье людям?
Выполнение упражнения на понимание “языка” дизайна и специфики человеческого восприятия выразительных художественных средств, дизайн – анализ учебных проектов сверстников поставят заключительный штрих в целостной картине гуманистического подхода к учебной, а затем и профессиональной проектной практике.
Представление о дизайне как искусстве и профессиональной деятельности невозможно без понимания основных категорий дизайна и процессов, давших жизнь этому интереснейшему творческому направлению. Оптимальным способов обобщения имеющихся знаний у учащихся, а затем их конкретизации, является беседа, построенная на рассуждениях старшеклассников о сущности дизайна. Учитель в данном случае корректно направляет ход мыслей и помогает точно сформулировать основные положения. Совместно учитель и ученики должны прийти к следующему.
Дизайн прежде всего проектная практика. Профессиональное мышление идеального дизайнера совмещает образное художественное, системное научное и инновационное изобретательское мышление. В конечном итоге, дизайнер проектирует не отдельные вещи или объекты, а стиль и образ жизни человека. Дизайнер своей деятельностью влияет на мировоззрение, мироощущение людей, экологию, а в глобальном смысле, вносит существенный вклад в материальную и духовную культуру всего человечества (Приложение 1, слайд 5).
Томас Мальдонадо, считавший вопрос о гуманистическом освоении технической цивилизации весьма актуальным, утверждал: “Различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну, зависит от того, как мы понимаем этот мир”.
Для более глубокого понимания сущности дизайнерского подхода к проектной деятельности рассмотрим значение слова “дизайн” с различных ракурсов. Слово “дизайн” имеет английское и латинское происхождение, а поэтому множество смыслов. Это: замысел, намерение, план, набросок, проект, чертёж, конструкция, эскиз, рисунок, узор, изображение; как глагол означает: замышлять, предназначать, планировать, проектировать. Историческое понятие “дизайн” аккумулировало ещё несколько значений: “изобретать или мысленно формулировать идею или сущностные черты чего – либо”; “намереваться, устремляться к какой – либо цели”, “назначать, определять, указывать”.
Таким образом, термин “дизайн” определяет два состояния мира - то, что в нём уже есть, и то, что в нём ещё только может стать и является процессом создания вещи, предмета, объекта на бумаге с определением его функции.
Цель дизайна – гуманизация материального и информационного, окружения человека, его гармонизация в соответствии с этическими и эстетическими нормами данной эпохи и данного культурного региона.
Объект дизайна – любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда, информационное сообщение, непосредственно соприкасаемые с жизнью человека.
Дизайн-проект – результат дизайн–деятельности или проектной практики; определённый интеллектуальный, информационный, виртуальный, материальный продукт, объект. Построение положительного образа будущего, к достижению которого следует стремиться.
Дизайн объединяет в себе искусство, эстетику и технику. Причиной возникновения и выделения дизайна как отдельной отрасли искусства и промышленности стало возникшее противоречие между эстетическими параметрами предмета и его утилитарностью. Первые промышленные изделия были полезными, но не красивыми с художественной точки зрения. Неказистость вещей, на первых этапах массового производства, маскировались декоративными элементами, что было не целесообразно. К примеру, первые стационарные телефоны украшались орнаментом, инкрустировались эмалью и драгоценными камнями, декорировались даже мехом, в результате чего телефонный аппарат вовсе не походил на средство связи, а больше напоминал непонятный и громоздкий аксессуар. Поэтому профессиональными промышленными художниками и архитекторами были разработаны принципы создания красивых, полезных вещей и объектов, где техническая форма не маскировалась, а проектировалась по законам красоты. Главным отличием дизайнерского подхода к созданию вещи стало то, что форма предмета, его конструкция, цвет и материал сами по себе носили декоративный, художественный характер. Дизайн-объект красив сам по себе без дополнительных украшательств, наносимых после создания вещи. Техническая форма, а не украшение поверх формы стали категорией красоты в дизайне.
Рассуждения на тему о сущности и значении проектной практики дизайна постепенно переводят старшеклассников на более высокий уровень понимания меры ответственности за своё творчество. На данном этапе важно стимулировать мыслительную активность школьников. Предложить им, используя метод эмпатии и рефлексии, подумать над факторами, влияющими на проектирование. Поставив себя на место производителя с одной стороны и потребителя с другой стороны, юные дизайнеры составляют собственное мнение о критериях работы проектировщика над новым объектом. Диалог начинающих дизайнеров и профессионала приводят к формулировке наиболее общих объективных факторов, влияющих на проектирование объектов. Это:
- функция и назначение объекта;
- специфические особенности потребительских групп (национальные предпочтения и традиции, возраст, пол, социальное и финансовоое положении и т.п.).;
- имидж объекта, формирование нужного (положительного) отклика у потребителя при восприятии и использовании объекта дизайна;
- чувства и эмоции человека, возникающие при восприятии, покупке и последующей эксплуатации объекта (Приложение 1, слайд 6)
На мой взгляд, самым основным в современном уроке является совместное творение мировоззрения, когда учитель и ученик взаимно обогащают друг друга мыслями и неожиданными ракурсами освещения темы. Для старшеклассников близки творческие работы сверстников. Анализируя проекты по различным направлениям дизайна, юные люди достигают сразу нескольких целей: начинают понимать внутренние мотивы творчества других людей, осознают свои побудительные силы и мотивы деятельности и, наконец, начинают верить в себя и свои творческие силы. Это очень важный момент для учителя. Тонко используя методы эмпатии и рефлексии, учитель ненавязчиво подталкивает старшеклассников к выработке внутренней позиции: “Ты в ответе, за то, что проектируешь. Ведь потребителем будет реальный человек. Главное в создании нового объекта – не навредить экологии человека и окружающей среде”. Многочисленные проектные работы учащихся старших классов школ города Зеленодольска и Зеленодольского района РТ, проходивших обучение в межшкольном учебном комбинате по курсу “Технология”, направление “Дизайн”, наглядно демонстрируют дизайнерский подход к созданию учебных проектов (Приложение 1, слайды 10 - 13).
Обсуждение, анализ увиденного подводят школьников к внутреннему диалогу с самим собой, стимулирует поиск ответов на вопросы: “Почему выбран тот или иной цвет, материал, композиция? Чем я руководствуюсь при выборе основных средств дизайна: экономическими расчётами, целесообразностью технологического процесса, чувствами людей и их состоянием при долговременном использовании объекта? Какова моя собственная позиция при создании проекта. Думаю ли я над тем, как предмет будет перевозиться, утилизироваться, насколько он безопасен и экологичен? В конечном итоге, что я хотел донести до людей своим творением? Как они поймут мою мысль?” Такой поворот темы, тактично заданный учителем, подводит старшеклассников к рассуждению о “языке” дизайна.
“Язык” дизайна” – те выразительные средства, которыми оперирует проектировщик при создании визуального образа объекта, и, которые непосредственно влияют на восприятии человека. К ним в первую очередь относятся линии, формы, цвет и колорит, композиция, материалы, фактуры, текстуры, декор. Известно, что при восприятии объектов, у человека возникают определённые ощущения, ассоциативные цепочки, могут возникнуть какие-либо воспоминания или образы, непосредственно влияющие на эмоциональную сферу личности. Поэтому следует учитывать человеческие стереотипы восприятия, для чего необходимо хорошо ориентироваться в символике и семантике цвета, в ассоциациях, возникающих при восприятии материалов и фактур особенностях воздействия различных композиционных решений и т.д. (Приложение1, слайд 7).
С учётом того, что дизайн затрагивает практически все сферы бытия человека, старшеклассники убеждаются, что знания по дизайну необходимы любому образованному человеку, которому дорого его физическое и психологическое здоровье, уровень комфорта, безопасности жизни. Каждый день мы соприкасаемся с различными предметами, живём и работаем в материальной среде, которая активно влияет на нашу работоспособность, здоровье, настроение, активность и даже продолжительность жизни. Поэтому важно знать и уметь грамотно выбирать предметное окружение, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью человека, а, в целом, экологии окружающей среды. Именно поэтому при проектировании любого объекта используется дизайн – анализ, позволяющий взглянуть на объект многомерно: с позиций технической, технологической, экономической целесообразности, а также гуманистического подхода к созданию нового объекта. (Приложение 1, слайды 9).
- Для какого контингента потребителя предназначен дизайн – объект? Каковы отличительные черты данной потребительской группы?
- Какие ассоциации должен вызывать объект проектирования? Какие линии и формы наиболее подходят для создания проектного образа?
- Какие цвета наиболее полно раскроют смысл проектируемого объекта? Какую символику должно нести цветовое решение?
- Какая композиция наиболее полно раскрывает замысел автора?
- Какой материал наиболее подходит для проектной идеи? Какие ощущения должна вызвать фактура?
- Какие элементы декора необходимы, а от каких можно отказаться?
Таким образом, в ходе анализа школьных проектов, в результате диалога с самим собой осуществляется осознание старшеклассниками связующих нитей между творческо-созидательной деятельностью, процессом реализации творчества в материальных формах и результатами воздействия творчества на мир. Понимание окружающего мира как состоящего из взаимозависимых материальных и духовных элементов, позволяют воспитать внутреннюю ответственность человека за результаты своей профессиональной деятельности, формируя истинно гуманистическое мышление.
Далее старшеклассникам предлагается выполнить практическую работу в на развитие творческих и проектных навыков. Для выполнения работы потребуется следующие оборудование и материалы:
а) индивидуальная форма работы: компьютеры или демонстрационный экран, Приложение 1, слайды № 27 - 29, распечатанное задание на каждого участника или учащегося (Приложение 1, слайды 28, 29), формат А 4, цветные карандаши, фломастеры не менее 12 цветов.
б) групповая форма работы: учебная доска либо планшет с белой бумагой формата А 1, цветной мел или цветные маркеры не менее 12 цветов; распечатанное задание и графический материал на каждого участника или учащегося (Приложение 1, слайды 28, 29).
Упражнение можно проводить в индивидуальной или групповой форме. При индивидуальной форме работы каждый участник самостоятельно выполняет зарисовки на чистом листе формата А 4. По окончанию работы происходит обсуждение результатов. Каждый участник по желанию может аргументировать свой выбор. При групповой форме работы участники предлагают свои варианты ответов. В ходе дискуссии формируется общее мнение и фиксируется на доске или планшете.
Инструкция: внимательно посмотрите на изображения линий, форм и цветов на экране и раздаточном материале. Подумайте, какие линии, формы, цвета наиболее подходят для передачи следующих чувств и явлений: покой; движение, активность; надёжность, основательность; скука, апатия, тоска; лидерство; радость, веселье; праздник, торжество; печаль; любовь; нежность; ненависть; страх; старость; молодость. Изобразите на листе вышеприведённые понятия с помощью линий, форм, цветов. Объясните свой выбор выразительных художественных средств для передачи сущности понятий.
Таким образом, в результате диалога с самим собой, в ходе анализа школьных проектов, при выполнении практической работы, учащиеся осознают связующие нити между творческо-созидательной деятельностью, процессом реализации творчества в материальных формах и результатами воздействия творчества на мир. Понимание окружающего мира как состоящего из взаимозависимых материальных и духовных элементов, позволяют воспитать внутреннюю ответственность человека за результаты своей профессиональной деятельности, формируя проектное мышление, которое характеризуется:
- гуманистическим подходом к созданию материального окружения человека;
- бережным отношением к экологии, в том числе и экологии человека;
- учётом последующей эксплуатации и утилизации объектов дизайна;
- учётом особенностей восприятия человеком линий, форм, цвета, композиции, материалов, фактур, текстур, декора;
- учётом специфических особенностей потребителя: национальных предпочтений, традиций, возраста, пола, социального и финансового положения;
- формированием нужного (положительного) отклика у потребителя при восприятии и использовании объекта дизайна.
Смысл дизайнерской деятельности – в помощи человеку стать успешнее, счастливее, умнее, жизнерадостнее через облагораживающее воздействие Красоты и Целесообразности.
Результатами занятия могут служить следующие достижения учащихся и учителя:
- Обогащение внутреннего мира современным пониманием роли проектной практики и дизайнерской деятельности.
- Получение опыта творческого самовыражения и понимания внутреннего мира человека.
- Развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Развитие коммуникативных навыков, эмпатии и рефлексии школьников.
- Формирование профессионального тезауруса дизайнера, понимания и практического применения “языка” дизайна, дизайн – анализа.
- Становление гуманистического мировоззрения. Расширение границ творческого потенциала.
- Вера в себя и свои творческие возможности.
- Желание получать знания и духовно расти.
“Главное – возрастание в человеке человеческого”. Эти слова Антуана де Сент Экзюпери выражают, на мой взгляд, внутреннюю позицию современного учителя и современных учеников.