Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации
Цели урока.
- Повторить строение атома, аллотропию и сравнительные характеристики аллотропных модификаций фосфора.
- Рассмотреть химические свойства фосфора, его биологическое значение и применение с учетом предприятий, находящихся в городе.
Аппаратное обеспечение:
- персональные компьютеры (в случае проведения урока в компьютерном классе),
- либо компьютер,
- проектор,
- экран (в случае отсутствия компьютерного класса).
Урок начинается с зачитывания учителем отрывка из произведения Артура Конан-Дойля “Собака Баскервилей”:
“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я” [6].
Речь на уроке пойдет о фосфоре. Фосфор был открыт в 1669 г. немецким алхимиком Хеннингом Брандом. (слайд №1)
Вопрос к классу:
Что вы можете сказать о фосфоре как о химическом элементе?
Учащиеся дают характеристику фосфору по положению его в ПСХЭ, сравнивают его свойства со свойствами раннее изученного азота.
Выводы демонстрируются на слайде №2.
Затем учитель предлагает поговорить о фосфоре как о простом веществе. Для этого сначала нужно вспомнить:
- Что называют аллотропией и аллотропными модификациями элементов?
- С какими видами аллотропии элементов вы уже встречались?
Ученики вспоминают определение аллотропии, повторяют аллотропные модификации кислорода и серы. Учитель объясняет, что в отличие от азота фосфор в свободном состоянии образует аллотропные модификации. Важнейшие из них: белый, красный и черный фосфор. Они взаимосвязаны и способны переходить друг в друга. Рассказывается об этих модификациях, демонстрируются слайды – 3, 4, 5,6. Особое внимание уделяется белому фосфору, т.к. он ядовит (слайд №7).
Свободный фосфор кроме реакций аллотропных превращений вступает также в окислительно-восстановительные реакции, где может быть как восстановителем, так и окислителем. Валентные возможности у фосфора больше, чем у азота, благодаря наличию d- орбиталей. Поэтому в соединениях фосфор может проявлять валентность, равную III и V, и степени окисления -3, +3, +5. Переходим к рассмотрению химических свойств.
1. Фосфор – восстановитель.
1) Фосфор как восстановитель реагирует с простыми веществами: с кислородом, с галогенами. Ученикам предлагается дописать следующие уравнения реакций:
- если недостаток кислорода Р + О2 =
- если избыток кислорода Р + О2 =
- если недостаток хлора Р + Cl2 =
- если избыток хлора Р + Cl2 =
Затем расставить коэффициенты, используя метод электронного баланса. Правильные ответы можно увидеть на слайдах №8,9 после того, как каждый ученик сделает это задание самостоятельно и обменяется тетрадью с соседом по парте для проверки правильности выполнения.
2) Фосфор может окисляться и сложными веществами-окислителями. Например, при реакции взаимодействия фосфора с бертолетовой солью КClО3 , которую можно наблюдать, зажигая спичку (зажигается спичка):
Р + КC lО3 = Р2О5 + КC l
Расставить коэффициенты, используя метод электронного баланса. Правильность задания проверить, обменявшись тетрадью с соседом по парте и глядя на слайд №10.
2. Фосфор – окислитель
В реакциях с активными металлами фосфор приобретает степень окисления -3 Продуктами реакции являются фосфиды:
Са + Р =
Дописать уравнение химической реакции. Расставить коэффициенты, используя метод электронного баланса. Правильность выполнения задания проверить так же, как это делалось в предыдущих случаях (слайд №11).
Биологическое значение фосфора
Учитель рассказывает о биологической роли фосфора. Свыше 85% содержащегося в организме фосфора приходится на долю костной ткани. В костях содержится преимущественно ортофосфат кальция Са3 (РО4)2, в зубах – более твердый апатит 3Са3 (РО4)2 · Са (ОН)2 и фторапатит 3Са3 (РО4)2 · СаF2. Фосфор входит также в состав многих биологически важных органических соединений – фосфолипидов, фосфопротеидов, сложных эфиров глюкозы и фруктозы с ортофосфорной кислотой, нуклеиновых кислот, АТФ и др. Эти вещества играют ключевую роль в энергетическом обмене, в метаболизме жиров, углеводов и т.д. Ортофосфорная кислота и ее кислые соли образуют фосфатную буферную систему, регулирующую рН среды в организме человека.
Применение фосфора и его соединений.
Красный фосфор используют для производства спичек, фосфорной кислоты, которая, в свою очередь, идет на производство фосфорных удобрений и кормовых добавок для животноводства. Кроме того, фосфор применяют для получения ядохимикатов.
Предлагается ученикам назвать предприятия, имеющиеся в городе, связанные с применением фосфора и его соединений. Ученики без особого труда вспоминают и называют два предприятия. Это ЗАО "Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО" и Череповецкое открытое акционерное общество "Аммофос". Глядя на слайды №12 - 18 разговор идет о продукции, выпускаемой на этих предприятиях.
В конце урока предлагается ответить на несколько вопросов теста, тексты которого положены на парты:
- Электронная формула атома фосфора:
- 1S2 2 S22p4
- 1S2 2 S22p6
- 1S2 2 S22p63S23p3
- 1S2 2 S22p63S23p3
- Минимальная степень окисления фосфора в соединении с формулой:
- Р4
- РН3
- Р2О3
- Н3РО4
- Белый фосфор в отличие от азота …
- обладает заметной электрической проводимостью
- химически высоко реакционноспособен
- не встречается в природе в свободном состоянии
- хорошо растворим в воде
- Фосфор, как и азот, входит …
- в состав всех минеральных солей
- в состав всех живых организмов
- в состав воздуха
- царской водки
- Какая из аллотропных модификаций фосфора наименее реакционноспособна?
- Белый фосфор
- Черный фосфор
- Красный фосфор
- Фосфор так же, как и азот, не имеет аллотропных модификаций
- Формулы высшего оксида и летучего водородного соединения элемента №15:
- ЭО2 и ЭН4
- Э2О5 и ЭН3
- ЭО3 и Н2Э
- Э2О7 и НЭ
- Схеме превращения: Р-3 > Р+5 Соответствует химическое уравнение:
- 4Р + 5О2 = 2 Р2О5
- 3Мg + 2Р = Мg3Р2
- 4Р + 3О2 = 2 Р2О3
- 2РН3 + 4О2 = Р2О5 + 3Н2О
Затем поменяться тетрадью с соседом по парте и проверить его работу. Правильность ответов посмотреть на слайде №19. Весь класс по результатам работы оценивается.
Домашнее задание: § 27 стр. 122-123, упр. 3, 4 стр.126
Литература:
- О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия 9 класс. М.:Дрофа.2002г.
- О. С. Габриелян. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003
- Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы: Учебное пособие / Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006
- Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., с исправл. – М.: Вентана-Граф, 2005
- А.С. Егоров, Н.М. Иванченко, К.П. Шацкая. Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
- А. Конан-Дойль Собрание сочинений в 8-ми томах, т.3, М., Издательство “Правда”, 1966