Ход урока.
I. На доске написаны слова:
- Нам, тобой, меня, никто.
- Кто? Кем? Чему? Ничто.
- Кое – что, кто – нибудь, кое с кем, некого.
- Себя, к себе, о себе, нечего.
Учитель:
-Ребята, прочитайте слова, написанные на доске, определите часть речи. Докажите. (Это местоимения существительные т.к. они отвечают на вопросы кто? что? кого? и др., указывают на предмет или лицо, но не называют его).
-Я предлагаю вам поработать в парах. Выделите в каждом ряду лишнее слово, обоснуйте свой ответ. (Выслушивая ответы, убираю лишние слова, оставляю отрицательные местоимения).
Никто (это не личное местоимение, т. к. не указывают на лицо или предмет).
Ничто (это не вопросительное местоимение, т. к. не служит для выражения вопроса).
Некого (это не неопределенное местоимение т. к. не указывает на неопределенное лицо или предмет).
Нечего (это не возвратное местоимение)
Учитель:
-От какого разряда местоимений они образованы? (образованы от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни-.
-Как бы вы назвали эти местоимения? (Отрицательные).
-Почему? Что они выражают? (Отрицание или отсутствие предмета, лица).
-Сформулируйте тему урока! (отрицательные местоимения- существительные).
Какова цель нашей работы? (Познакомиться с отрицательными местоимениями- существительными).
-Откроем тетради, оформим классную работу. Запишем тему урока.
-Итак, мы работаем с новым разрядом местоимений – существительных.
-Что значит познакомиться с новым разрядом местоимений – существительных? По каким группам признаков мы можем отличить одну часть речи от другой? Что мы должны определить у слова?
-ОГЗ (общее грамматическое значение) это
-М/пр. (морфологические признаки) порядок
-с/роль (синтаксическая роль) работы
(По мере выслушивания ответов переворачиваю с маленькой на доску).
-Что мы сейчас будем делать в первую очередь? что определять?(ОГЗ) -Как? (Надо посмотреть, на что указывает местоимение).
Вывод: указывает, выражает отрицание или отсутствие предмета, лица.
Учитель:
-Что теперь мы должны делать? (определить, каковы м/признаки отрицательных местоимений).
-Давайте попробуем провести лингвистический эксперимент. Ваша задача - обсудить в группах, как могут изменяться местоимения – существительные. Сделайте вывод (1-2 предложения).
Выступают по 1 человеку от группы (помещаю на доску местоимение с выводом). Дети говорят, что делали и вывод.
После выступления всех групп (6 человек).
Вывод: м/признак отрицательного местоимения-существительного: имеют непостоянный м/признак - падеж. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.
- На какой ещё вопрос надо ответить, чтобы достичь поставленной цели? (Какую синтаксическую роль выполняют отрицательные местоимения-существительные?) - Предлагаю обсудить это в группах. (Запишите и отгадайте загадку, найдите в ней отрицательное местоимение и определите его синтаксическую роль.)
- Никто меня не видит, а всякий слышит (ветер, эхо) (подлежащее).
- Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет (ветер) (дополнение).
- Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать. (гром) (дополнение).
- Висит на стене – без рук, без ног, шумит, гремит, вертится, ничего не боится, считает наш век, а не человек (часы) (дополнение).
Дети читают предложения, определяют синтаксическую роль отрицательного местоимения-существительного.
-Какой вывод мы можем сделать? Какова синтаксическая роль местоимения-существительного? (Дополнение, подлежащее).
-Что нового мы узнали на уроке? Достигли мы поставленной цели? ( Да, мы узнали, какие местоимения называются отрицательными.)
-Давайте подведем итог. Какие местоимения-существительные называются отрицательными?
-Отрицательные местоимения-существительные образованы от вопросительного местоимения с помощью приставки не, ни: никто, ничто, некого, нечего. Они выражают отрицание или отсутствие предмета, лица. Они имеют непостоянный морфологический признак-падеж. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа. Выполняют синтаксическую роль подлежащего и дополнения.
Д/з: Учебник с. 311, правило (учить), упр. №601.