Математические игры

Разделы: Математика


Каждый ученик получает конверт, в котором лежит карточка – лото, карточка с заданием, несколько маленьких карточек с буквами.

Каждой букве соответствует определенный ответ. Сколько заданий, столько же кармашков в карточке – лото. Ученик решает задание и в карман вставляет букву с правильным ответом, в результате чего на карточке – лото должно образоваться слово и только после этого учащийся сдает работу учителю.

В конверте должны быть лишние буквы с правдоподобными ответами, чтобы ребята не начали работу с составления слова. Количество букв в словах различное, карточки с заданиями рассчитаны на три уровня сложности.

Карточку – лото, я делаю из цветного картона, поверх которого нашиваю прозрачный полиэтилен.

 
         

Лото на тему “Разложение многочлена на множители”. Алгебра 7 класс (приложение 1)

Лото на тему “Свойство степени с целым показателем” Алгебра 7 класс (приложение 2)

Лото на тему “Числовые неравенства и их свойства”. Алгебра 8 класс (приложение 3)

Лото на тему “Свойства степени с целым показателем”. Алгебра 8 класс (приложение 4)

“Математический брейн – ринг”.

Геометрия 7 класс. Итоговое повторение

Цели урока: провести смотр знаний учащихся полученные при изучении курса геометрии 7 класса: развивать умение учащихся применять свои знания для практических заданий; воспитывать чувство ответственности перед коллективом; чувство гордости за свою Родину и ее историю.

Оборудование: столы для команд на ринге, камертоны для сигналов (3 шт), песочные часы, карточки с заданиями для 2-х команд, циркули, линейки, карандаши для участников игры, бумага, жребий.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Сегодня в нашем Лицее проводится “День открытых дверей” приуроченный к двум знаменательным датам “Дню защитника отечества” и “Дню победы”. На этом уроке мы проведем “математический брейн – ринг”, посвященный этим праздникам.

Я, предлагаю вам разделиться на 4-е команды, каждая команда примет участие в соревновании в паре с другой командой в одном из туров игры. Для проведения брей – ринга команды должны себе выбрать капитана. Победителем в каждом из туров будет считаться та команда, которая первая наберет 3-и очка. Очко команда получает за правильный ответ на вопрос задания. На выполнение задания дается 1-а минута, по истечении которой вы должны дать ответ. Право первой ответить предоставляется той команде, которая раньше другой позвонит в колокольчик. В следующем туре игры принимает участие команда победительница и команда, не принимающая ранее участие в игре. Победителем, “математического брейн – ринга” будет считаться та команда, которая выиграет последний тур игры.

А сейчас капитаны команд подойдите, пожалуйста, ко мне. Мы с вами проведем жеребьевку - порядок выхода на ринг.

II. Проведение “математического брейн – ринга”

Команды прошу, вас, занять свои места на ринге. Напоминаю еще раз вам, на выполнение задания дается одна минута. Ваши ответы должны быть полными и содержательными. Итак:

1 тур

1. Какой треугольник называется прямоугольным, как называются стороны этого треугольника? (треугольник, у которого один угол прямой, стороны такого треугольника называются катетами и гипотенузой).

2. Найдите углы треугольника, если известно, что их градусные меры относятся, как 2 : 3 : 4? (40, 60 и 80 градусов).

3. Какие виды углов образуются при пересечении двух прямых секущей?

4. Сколько пар неразвернутых вертикальных углов вы видите на рисунке 1? (6 пар).

рис.1
img1.gif (732 bytes)

5. Как найти центр окружности, описанной около треугольника? (провести к каждой стороне треугольника серединные перпендикуляры, точка в которой они пересекутся и есть центр описанной окружности).

6. Найдите середину отрезка АВ, используя только циркуль и линейку без шкалы делений?

2 тур

  1. У какого треугольника все углы имеют одинаковую градусную меру? (равносторонний).
  2. Что такое теорема и из каких частей она состоит? (Математическое предложение, истинность которого устанавливается путем доказательства, состоит теорема из 2-х частей, условия и заключения).
  3. Какие из линий треугольника - высота, медиана, биссектриса всегда лежат внутри треугольника? (медиана, биссектриса).
  4. О равенстве каких углов вам известно? (вертикальных; накрест лежащих; соответственных, образованных при пересечении двух параллельных прямых и сенкущей).
  5. Могут ли в прямоугольном треугольнике два угла быть 50 и 60 градусов? (нет).
  6. Постройте биссектрису данного угла, используя только циркуль и линейку?

3 тур

1. Как называется треугольник, у которого два угла равны по 45 градусов? (равнобедренный прямоугольный треугольник).

2. Какую теорему называют обратной данной? (теорему, в которой условие является заключением, а заключение условием данной теоремы).

3. Какие из линий треугольника могут совпадать со стороной треугольника? (высота)

4. Могут ли быть острыми два внешних угла треугольника? (нет, т.к при этом внутренний угол должен быть тупым, а это не возможно из-за теоремы о сумме углов треугольника).

5. Найдите в треугольнике длину катета а, если он является прилежащим для угла в 60°?

6. Постройте угол равный 60 градусов, используя только циркуль и линейку.

Вопросы болельщикам

  1. Сколько признаков равенства треугольников мы изучили?
  2. Сколько равных углов у равнобедренного треугольника?
  3. Существует ли треугольник с углами 50, 20 и 100 градусов?
  4. Можно ли найти радиус окружности, зная ее диаметр?
  5. Как называется хорда, проходящая через центр окружности?
  6. Могут ли окружности радиусами 50см и 30см касаться, если расстояние между центрами равно 90см?
  7. Какая окружность называется вписанной в треугольник?
  8. Какая окружность называется описанной около треугольника?
  9. Сколько касательных можно провести через одну точку окружности?
  10. Какие виды треугольников вы знаете?
  11. Какие углы называются смежными?
  12. Что такое биссектриса угла?
  13. Как переводится с греческого языка на русский язык слово “геометрия”?
  14. Какой раздел геометрии мы изучаем с вами сейчас?
  15. Какие геометрические фигуры на плоскости называются основными?
  16. Назовите виды прямых, рассматриваемые геометрией на плоскости?
  17. Каким свойством обладают смежные углы?
  18. Какой угол называется острым?
  19. Какой треугольник называется тупоугольным?
  20. Каким свойством обладает внешний угол треугольника?

III. Итог урока

По итогам последнего тура победителем брей - ринга стала команда ___. За этот урок они получают в журнале оценки “5”. Очень достойно вела себя на ринге команда ___, но им фортуна улыбнулась меньше и они за этот урок получают оценку “4”. А остальным командам я советую почаще заглядывать в учебник геометрии и больше времени выделять для выполнения домашнего задания. Не забудьте, ребята, поздравить своих пап, бабушек, дедушек с теми праздниками, в честь, которых была проведена наша игра.

Математический брейн – ринг”. Математика 5 класс (приложение 5)

“СВОЯ ИГРА”. МНОГОГРАННИКИ. ГЕОМЕТРИЯ 10 КЛАСС

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Многогранники”;
  • вырабатывать умение учащихся применять свои знания к решению практических задач;
  • способствовать развитию логического мышления и математической речи учащихся;
  • воспитывать самостоятельность и ответственность перед коллективом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проведение игры: “Своя игра”.

Понятие многогранника 10 20 30 40 50
Призма 10 20 30 40 50
Пирамида 10 20 30 40 50

1) Понятие многогранника

10. Какой многогранник называется выпуклым? Приведите примеры выпуклых многогранников. (если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани)

20. Дайте определение многогранника и его элементов. (грань, ребро, вершина, диагональ).

30. Какими свойствами обладает сумма всех плоских углов при каждой вершине выпуклого многогранника?( меньше 360°). Дайте свое объяснение этому свойству.

40. Дайте определение правильного многогранника. Укажите и опишите каждый из них.

50. Самым красивым свойством выпуклых многогранников является теорема Л.Эйлера (1707 – 1783), которая была доказана ученым в 1752 году и заключается в следующем: “Для любого выпуклого многогранника, имеет место равенство В- Р + Г = 2”. Объясните, что означают буквы В, Р, Г (прокомментируйте на примерах).

2) Призма

10. Какая призма называется прямой? Какие виды призм еще, вам, известны?

20. Какой многогранник называется призмой? Укажите все его элементы. (основания, боковая грань, ребро, высота).

30. В какой призме ее высота равна высоте боковой грани? Справедливо ли обратное? Приведите пример. (нет, наклонная призма боковые грани, которой состоят из двух равносторонних (равнобедренных) треугольников, основание которых является высотой).

40. Сформулируйте и докажите свойство площади боковой поверхности прямой призмы. (S бок.= РН).

50. Сколько диагоналей и диагональных сечений имеет призма:

а) четырехугольная;(4,2) б) семиугольная;(28,14) в) n – угольная?(n(n-3),n(n-3)/2)

3) Пирамида

10. Существует ли пирамида, имеющая 21 ребро? Сколько вершин, ребер и граней имеет n- угольная пирамида? ( нет; n + 1; 2n; n +1)

20. (Дайте определение пирамиды). Какой многогранник называется пирамидой? Опишите все элементы пирамиды (основание, боковая грань, вершина, боковое ребро, высота).

30. Боковые ребра пирамиды одинаково наклонены к плоскости основания (равны). В какую точку плоскости основания проектируется вершина, если в основании: а)прямоугольный треугольник; б)тупоугольный треугольник; в) прямоугольник? ( а) в середину гипотенузы; б) в центр описанной около треугольника окружности, который лежит вне основания пирамиды; в) в точку пересечения диагоналей).

40. Какая пирамида называется правильной? Сформулируйте и докажите свойства правильной пирамиды.

50. Какие многоугольники можно получить в сечении четырехугольной пирамиды плоскостью? Изобразите. (3 – х, 4 – х, 5 – n – угольники ).

3. Итог урока ( R).

4. Домашнее задание